О целях творчества

                Эссе

                Цель есть то, ради чего что-нибудь
                делается... ради него делается
                всё остальное.

                Аристотель

     Человеческая жизнь немыслима без творчества. Любой человек одарён хотя бы крупицей этого божественного дара, ибо дар этот необходим человеку для жизни, как вода, как воздух; и проявляется он ежедневно, ежечасно, ежеминутно: любое решение, принимаемое человеком — есть результат творческой мысли, результат творчества. Даже если человек принимает решение на основании опыта — собственного или чужого, он всё равно заставляет работать свою творческую мысль, выбирая окончательное решение. Таким образом, вся жизнь человека пронизана творчеством, а цель творчества, отсюда, ни что иное, как цель жизни.
     Однако люди, в зависимости от личной склонности, придают разное значение и разную ценность своему творческому потенциалу. Некоторые даже не задумываются над тем, что жизнь есть творческий путь. Люди же одарённые не могут не заниматься трудом, максимально поглощающим их творческую энергию и создающим вещественные образцы творчества, приносящие эмоциональное удовлетворение людям и вызывающие восхищение этими образцами. О таких людях и пойдёт речь далее, но сначала определим истоки человеческой активности.
     У каждого человека есть потребности, основная из которых, как это ни банально, потребность в пище. В течение жизни человек обязан удовлетворять свои потребности, по крайней мере основную. В этом причина его активности. Но трудно представить, чтобы человек удовлетворял только её. Он также хочет иметь детей, друзей, удобства для жизни и так далее. При этом эмоциональная потребность — одна из самых насущных. Она заключается не только в общении с другими людьми, но и в попытках самовыражения, то есть в попытках творчества. Реализация потребностей неизбежно выливается в борьбу с другими людьми, с самой природой, наконец. Борьба порождает победителей и побеждённых, вызывает радость и страдание, обостряет пороки, вызванные основным явлением жизни — этой самой борьбой за существование — и укрепляет добродетели. Получается круг зависимости одних потребностей от других: материальные потребности, вследствие борьбы за них, вызывают усиление эмоциональной активности, попытка удовлетворения которой, в свою очередь, приводит к увеличению материальных потребностей человека. Этот процесс называют развитием. Он составляет основу человеческой жизни. Он является синонимом борьбы, в которой ярко проявляются стремления людей, их эгоистические желания, их сильные и слабые стороны. Творческие люди обострённо чувствуют все нюансы этой борьбы и поэтому более других страдают от неё. Тогда почему же они выбрали целью своей жизни творчество? Зачем они вышли на эту скользкую тропу по большей части интуитивных открытий, то ведущую вверх — к славе, богатству и признанию, то обрушивающуюся под ногами и влекущую в пропасть забвения, нищеты и враждебности?
     Ответов на эти вопросы несколько. Почти все творцы называют не одну цель. И это справедливо. Есть и такие, кто заявляет, что не преследует никакой цели, творит просто так или отрицает саму возможность наличия причинно-следственных связей в жизни творческих личностей. Думаю, это попытка уйти от ответа. Такой человек просто не отдаёт себе отчёта в собственных стремлениях, лжёт самому себе...
     Итак, попробуем установить, какие цели могут стоять перед творческой личностью в наше время? Эти цели, по крайней мере часть из них, выступают как этапы творческого пути некоторых деятелей искусства.
     Заранее оговоримся, что автор не ставит своей целью доскональное разъяснение заявленной темы, ибо она глубока и обширна, как многовековая история искусства, — он лишь пытается немного порассуждать на эту тему, создав у читателя некоторое представление о ней.

I. Творчество ради собственного удовлетворения

     Само название цели говорит об эгоизме. Вдумайтесь, человек творит ради себя! Что же он получает?.. — То, что сотворил... Ему интересен сам процесс творчества. Возможно, ему даже безразлично, что будет дальше с его произведениями. Он может создать их, а потом уничтожить. Делится ли он его результатами? — Нет! — по определению цели. Ведь это нарушит принцип: “ДЛЯ СЕБЯ”... Никто не может оценить труд такого художника. Никто не может восхищаться вместе с ним, хвалить его... Но вместе с тем, никто не может и ругать его, говорить, что это никуда не годится, это слабо и тому подобное. Получается, что такой художник, обрекая свои произведения на неизвестность, себя — на творческое одиночество, безразличен к себе, как к творцу, или, наоборот, слишком ценит, бережёт себя, лелеет; он не хочет делиться своими творениями с внешним миром: он и его творения — замкнутая система, способная лишь принимать информацию извне (и то не всегда!), но не отдавать её окружающему миру. Фактически, в этом случае нарушается основной принцип человеческой активности. Круг развития разрывается на отрезке удовлетворения эмоциональных потребностей на основе материальных. Творцу больше ничего не нужно. Он заранее отказывается от материальных благ, которые ему может принести творчество. Следовательно, оно не может удовлетворить и его основной потребности.
     Посмотрите, как это происходит. Крестьянин выращивает хлеб, овощи... чтобы жить. Рабочий зарабатывает деньги, покупает необходимые вещи... — живёт. Творец... создаёт произведение и... если это музыка, слушает её... если это картина, смотрит на неё... если это стихи, читает их... получает удовлетворение?.. Возможно... Жить на это может? Нет.
     Такова одна из самых уродливых форм творческой активности. Она не может обеспечить существование художника, а значит, в чистом виде в жизни не встречается. Всегда есть что-нибудь другое — иная форма, иная цель, которая поддерживает жизнь такого творца. Однако об этом немного позже, потому что следующая цель творчества также не приносит материальных благ преследующему её художнику.

II. Искусство ради искусства, или творчество ради творчества

     Кто-то этим начинает, кто-то, разочаровавшись в жизни, этим заканчивает, но всеми людьми, творящими ради искусства, движет одно желание: создать нечто само по себе прекрасное — восхищающее и доставляющее эмоциональное наслаждение. Однако насколько это возможно?
     Представьте себе картину, состоящую из разноцветных мазков, не образующих ни одного известного Вам контура, не напоминающих цветовой гаммой ни одного знакомого Вам предмета... Или попробуйте услышать стихи, состоящие только из слов, придуманных самим поэтом, не напоминающих по созвучиям ни одного знакомого Вам слова... Вот это и будут образцы непредвзято “чистого” искусства — искусства, свободного от традиций, мыслей — оторванного от Человека. Не вызывая человеческого отклика, образцы “чистого” искусства по своей природе не могут вызвать восхищение у соприкасающихся с ними, а следовательно, оказать на них влияние, удовлетворить какие-либо их потребности.
     “Искусство ради искусства” — это пустое слово, абсолютно ложное, для определения которого потеряли много времени, и то безуспешно, так как просто невозможно найти смысл там, где его вовсе нет”, — писала Жорж Санд. С ней трудно не согласиться. Ни одно произведение, оторванное от человеческой природы, от жизни, существующее само по себе, в своей собственной среде, по сути, не может влиять на человека, потому что не задевает его эмоционального мира, не входит в него и не теребит те чувствительные струны человеческой души, которые и являются органом восприятия предметов искусства.
     История подарила нам множество примеров преследования авторами произведений этой цели творчества. На людей с живым воображением — творцов — не могли не оказывать влияние многочисленные философские теории, появлявшиеся в умах мыслителей, о значении и влиянии друг на друга идеального и материального. В XI–XII веках из схоластической философии выделилось особое направление — номинализм, сторонники которого — философы-праотцы нынешних деятелей искусства — отрицали реально существующие общие понятия (универсалии), считая их лишь словесными обозначениями множества похожих вещей. Французский философ, теолог и поэт Пьер Абеляр, будучи умеренным номиналистом, считал, например, что вещи являются чисто мыслительными образованиями, появляющимися в человеческом воображении в результате абстрагирующей деятельности ума и, таким образом, положил начало концептуализму.
     XX век вызвал бурный рост концептуальных направлений искусства, объединяемых понятиями авангарда и постмодернизма. К первому относятся, например, абстрактное искусство, конструктивизм, сюрреализм, додекафония и другие. Второй ещё очень молод и говорить о его сложившейся структуре преждевременно.
     Это искусство имеет сравнительно немного почитателей. Интерес к нему, как к одному из абсурдных проявлений человеческой деятельности, пока сохраняется, однако это не увеличивает его ценности.
     Самые яркие деятели концептуального искусства имеют мировую известность. Это Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пабло Пикассо, Марсель Пруст, Франц Кафка, Сэмюэль Беккет, Велимир Хлебников, Карлхайнц Штокхаузен, Арнольд Шенберг и многие другие.
     Лучшие образцы концептуального искусства по полному праву называются шедеврами. Но это происходит лишь в том случае, когда авторы при их создании не просто следовали принципу “искусство ради искусства”, но и вкладывали в них определённые общечеловеческие идеи или концепции. Такие произведения хотя и сложны для восприятия неподготовленным зрителем, но для понимающего ценителя имеют не меньшую ценность, чем творения в духе традиционного искусства для большинства людей.
     Действительно, ведь в обоих случаях творец создаёт нечто не существовавшее ранее — прекрасное и непостижимое, что подтверждается его востребованностью, — показывая тем самым свою божественную способность к малому творению и увеличению богатства мира.
     Так мы переходим к другой возможной цели творчества.

III. Сотворчество с Богом

     Сама по себе такая цель может показаться кощунственной, особенно религиозным фанатикам; многие скажут, что это гордыня — ставить себя на одну ступень с Богом; но попробуем взглянуть на это менее претенциозно, на основе христианского учения.
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... — говорится в Первой книге Моисея “Бытие”. — И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле... И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Глава 1, стихи 26—31 с сокращениями).
     Согласно этому тексту пророк Моисей устами своими утверждает, что человек, созданный по образу Бога, по подобию Его, просто не может не испытывать тех же желаний, которые были у Бога, когда Он (согласно Библии) сотворил наш мир. Желания эти естественны и заложены самим Богом ибо “...если какой человек... видит доброе во всяком труде своём, то это — дар Божий” (Книга Екклесиаста, глава 3, стих 13).
     И не для того ли Бог наделил человека способностью творить, чтобы он своими деяниями мог улучшать творение Бога — Мир, его окружающий. И какой чистой и прекрасной должна быть душа человека, чтобы он стремился к этому; забывая все другие цели, шёл к одной: создавать идеалы, творить совершенство, — может быть, вслед за Богом воссоздавать то, что Он уже создал, но люди разрушили. И нести этот божественный свет своих деяний людям, ставшим забывать Господа, погрязшим во лжи и во грехе, сбившимся с пути истинного, указанного им когда-то Всевышним... Не потому ли этих людей — поэтов, писателей, художников, скульпторов, зодчих, композиторов, режиссёров, актёров —  называют творцами “милостью Божьей”, служащими Ему и людям искренне и беззаветно. Недаром говорит Екклесиаст: “Всё, что может рука твоя делать, по силам делай” (глава 9, стих 10), — пусть не совсем осознанно, часто просто из благих побуждений, потому что живёт ещё в людях добро, но всегда под руководством Его, ибо: — “Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости в чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, который делает всё” (глава 11, стих 5).
     Эта цель творчества является высочайшей с нравственно-эстетической точки зрения. Кроме того, она наиболее органично согласуется со схемой человеческого развития, поскольку помогает воплощению естественного хода вещей.
Для атеистов сущность этой цели можно сформулировать на основе общечеловеческих ценностей: “Утверждение гуманизма и стремление к совершенству”. При этом суть остаётся прежней.
     Вспомните о любой, сколько-нибудь значительной личности в искусстве и бросьте взгляд на результаты творчества этого человека. Вы увидите, что он создал что-то новое: показал людям то, чего они не знали, вселил в их души добрые чувства или посеял новые надежды, открыл новые художественные приёмы, разработал новые темы... Это ли не попытки сотворчества с Богом, создания своего творения, свободного совершенствования себя и окружающего мира? Гомер, Апеллес, Поликлет, Плутарх, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Вольфганг Гёте, Александр Сергеевич Пушкин, Иоганн Штраус, Лев Николаевич Толстой, Александр Дюма, Фёдор Михайлович Достоевский — вот лишь немногие имена таких творцов из многовековой истории человеческой цивилизации.
     Высшие достижения авторов, преследующих данную цель, очень часто демонстрируют, что их творцы обладают способностью предвидеть те или иные события грядущего. Это редчайшее свойство даёт нам право говорить ещё об одной высокой цели творчества.

IV. Пророчествование. Вестничество

     Все люди воспринимают происходящее и так или иначе объясняют его для себя. Они почти все также могут предчувствовать. В различных обстоятельствах происходит усиление или ослабление этих способностей, но то, что они у человека есть вряд ли будет оспаривать кто-нибудь.
     Однако способность предвидеть будущее — свойство очень редких людей. Нельзя не заметить, что предчувствование и предвидение, способности очень близкие по существу, различаются степенями глубины и детальности проникновения человеческого сознания в будущее. Предчувствование — как правило, неясное ощущение чего-то неотвратимо приближающегося; того, о чём человек узнаёт, только когда оно начинает происходить. Предвидение — ясный образ грядущих событий. Провидец видит что произойдёт, с кем и когда.
     Что же такое предчувствование-предвидение? Одни объясняют его способностью человеческого мозга неосознанно анализировать события, происходящие в окружающем мире (даже те, которые не фиксируются разумом), и делать конкретные выводы (интуиция). Другие, признавая существование высшего руководящего существа (Бога), объясняют его наличием сверхъестественной связи человека и Его Отца Небесного (инвольтация), который знает всё и может передавать человеку определённые идеи, о смысле произошедшего, происходящего или об определённых вариантах будущего и, таким образом, управлять его поведением и ходом мировой истории* (таков первоначальный, библейский смысл слова пророк). Те и другие, зная на что похоже проявление пророческого дара, называют момент осознания сути событий озарением.
В истории цивилизации люди, способные предвидеть, и обожествлялись, и жестоко преследовались. Кто-то их почитал, кто-то их ненавидел.
     Яркий пример — история Иисуса из Назарета, сложившаяся в прекрасную легенду о Христе — Сыне Божьем. Если отвлечься от темы о происхождении Иисуса и говорить о его человеческих способностях, то его уверенно можно назвать мудрейшим философом своего времени. Проповедуя свои взгляды среди народа иудейского, он воспитал много последователей своего учения (двенадцать апостолов — самые известные из них). В наше время христианский мир насчитывает миллионы верующих в Иисуса, но как ранее, так и теперь есть много противников Христа... События, связанные с его мученической смертью, наряду с другими событиями, заранее предсказанные им, являются центральными в истории мирового христианства, подтверждающими пророческий дар Иисуса. Однако до сих пор у исследователей истории Христа нет твёрдой уверенности в том, что этот человекобог реально существовал на земле. Нет такой уверенности и в отношении библейских пророков, хотя их предсказания широко известны. Некоторые их пророчества просто завораживают: “Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов и некому входить в домы... И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет... И будет, по истечении семидесяти лет, господь посетит Тир; и он снова начнёт получать прибыль свою...” (Глава 23, стихи 1—17 с сокращениями). Это слова пророка Исаии о Тире. У него же есть предсказания о Вавилоне, о Дамаске, о Египте, о пустыне приморской, о долине видения и других событиях…
     Верующий знает, что превращение в пророка без участия Бога невозможно. Это действо лучше всего описал Пушкин. В стихотворении “Пророк” он говорит об идеальном пророке, у которого раскрыты небесному гласу слух, зрение, сама душа; язык которого, подвластный одному Господу Богу, способен возвещать самые сокровенные истины; жизнь которого уже не принадлежит ему, как человеку, а посвящена всему роду людскому, превратившись в житие отмеченного, избранного, святого...
     Признание пророческого дара людьми — это ступень, отделяющая пророка от вестника. Но это лишь внешнее отличие. Глубина пропасти между ними на самом деле неизмерима человеческими мерками и состоит в разнице духовно-информационной ценности откровения, льющегося из божественных уст пророка, и повествования обычного человека. И тем не менее, вестничество — это высшая способность художника-творца воспринимать суть вещей и сообщать об этом. Он — всегда гений, но не наоборот!.. Он рассказывает людям об услышанном, увиденном, узнанном на понятном им языке: словами, музыкой, произведениями живописи... иногда, образом жизни.
     Вестники чрезвычайно одарены умом и воображением, вмещают в своей памяти колоссальные духовные богатства человечества. Вспомним строки Гёте о судьбе, а по сути — о даре вестничества:

         О, зачем твоей высокой властью
         Будущее видеть нам дано
         И не верить ни любви, ни счастью,
         Как бы ни сияло нам оно!
         О судьба, к чему нам дар суровый
         Обнажать до глубины сердца
         И сквозь все случайные покровы
         Постигать друг друга до конца!
                (Перевод В. Левика)

     Постижение мира — это главная задача вестника. Он рассказывает людям о тайнах жизни, истории человечества, о том, что было, что есть и о том, что может случиться:

         Двадцатый век... Ещё бездомней,
         Ещё страшнее жизни мгла
         (Ещё чернее и огромней
         Тень Люциферова крыла).
         Пожары дымные заката
         (Пророчества о нашем дне),
         Кометы грозной и хвостатой
         Ужасный призрак в вышине,
         Безжалостный конец Мессины
         (Стихийных сил не превозмочь),
         И неустанный рёв машины,
         Кующий гибель день и ночь...
                (А. Блок)

     Так в начале XX века писал великий русский поэт о воображаемом им будущем.
     Другой важной задачей вестника является передача накопленных знаний и опыта жизни будущим поколениям. Как это сделать? Быть может сотворить подобного себе? Но далеко не каждый способен стать вестником! Нужны желание и способности, иначе, — “искра Божия”. Без неё ничего не получится... Где найти хороших учеников? А если они ещё не родились?.. Одно из проявлений гениальности в том, чтобы найти способ сохранить для них свой опыт: оставить записи в виде легенд, рассуждений, пророчеств... — закодированный учебник мудрости, понять который способны самые лучшие, самые талантливые; это память, передаваемая через тысячелетия! Этому стремлению обязаны мы появлением всех областей искусства и всех носителей информации: рисунков, книг, скульптур... И что же такое искусство, как не способ передачи информации будущим поколениям?..
     Теперь, исследовав высокие цели творчества, обратимся к побуждениям более низким, более прагматическим, но так же хорошо стимулирующим творческую активность.

V. Почёт и слава

     Тщеславие в той или иной мере свойственно всем людям. Не лишены его и служители муз. Сколько из них, даже самых великих, не гнушались оказываемым им почётом, не пренебрегали славой. Ещё бы! Ведь слава порой не только пьянит сердце, она открывает ворота в вечность, поднимает на пьедестал почёта и уважения и позволяет творцу с большей лёгкостью добиваться внимания публики для пропаганды его идей, удачно продавать свой труд.
     Зная это, многие творцы заботились и заботятся о своей известности заранее, выполняя мероприятия, способствующие собственной популяризации. Так было, например, с Петраркой. В его письмах найдены доказательства того, что он использовал друзей и шёл иногда на нелестные компромиссы, чтобы укрепить свою славу. Вспомним, что происходило в Италии, когда его венчали лаврами. Небывалое торжество в Риме. Внимание папы, императоров, королей. Многочисленные подарки от них. Создание музея в Ареццо, на родине поэта. Наконец, причуда одного золотых дел мастера в Бергамо, покрывшего позолотой комнату, в которой ночевал Петрарка... Что это, как не результат умело организованной рекламной кампании?
Современные “служители искусства” помнят об этом и не пренебрегают рекламой. Однако стоит ли увлекаться? В сущности, человеку не так много нужно для счастья, а слава развращает слабую душу; она может утомлять и раздражать. Некоторые знаменитости даже скрываются от неё: кто — в соседнем городе или деревне, кто — в другой стране, кто — за океаном...
     Вспоминается судьба американского актёра Марлона Брандо. После многих лет активной карьеры: громких скандалов, шумной славы, — он бежит на остров в Тихом океане, купленный им за двадцать миллионов долларов, и уединяется там. Отшельничество ему нравится. Редко-редко он выезжает с острова, чтобы сняться в каком-нибудь фильме, каждый из которых имеет грандиозный успех: “Крёстный отец”, “Последнее танго в Париже”, “Апокалипсис сегодня”... Только через много лет, будучи стариком, возвращается он к цивилизации...
     Время всё расставляет по своим местам! После смерти служителя искусства его слава может угаснуть вместе с ним, а может только начать разгораться; может быть, медленно, не спеша, всё сильнее и сильнее; через сто лет посмотришь, а это — уже пламя, охватившее всю планету!
     Итак, слава — синоним известности и почёта. Чего ещё позволяет добиться слава?.. Какие другие человеческие потребности и желания она помогает удовлетворить?.. Пора назвать следующую цель творчества.

VI. Пропаганда религиозных, национальных, общественных идеалов

     У любого человека есть свои идеалы. И так уж он устроен, что старается внушить их другим людям. Те, кто поддерживают его, становятся его друзьями, единомышленниками; те, кто не разделяют его идеалов, становятся его врагами. В современном обществе на данной стадии развития цивилизации эти контрасты сглажены, но суть их остаётся прежней: “Кто не со Мною, тот против Меня” (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 30).
     Деятели искусства как люди, имеющие повышенную чувствительность в эмоциональной сфере, в наибольшей степени подвержены влиянию пропагандистов различных религиозных, национальных, общественных течений. Они всегда сторонники тех или иных взглядов, разрывающих общество на враждующие группы, они всегда активны. Они сами — ораторы и пропагандисты, основоположники идей и реформаторы. Они знают, что происходит. Они знают, что должно происходить. И они знают, как влиять на ход событий. Неужели они могут молчать? Нет. Речи, памфлеты, статьи, стихи, повести, романы; картины и произведения скульпторов, архитекторов, музыкантов; театральные постановки и кинофильмы — вот оружие, которое они применяют, отстаивая свои убеждения или выполняя социальный заказ своих нанимателей.
     Самые древние произведения искусства на земле — из камня. Это надписи, рисунки, скульптуры, архитектурные памятники. Все они были созданы во славу древних народов и их правителей, но имели и имеют не только историческую, но и идеологическую ценность. Возможно, это не так очевидно, но всё это — свидетельства пропаганды идей древних писателей, художников, зодчих, утверждавших человеческую силу, смелость, величие.
     Одни из самых старых книг человечества — религиозные. Вспомним авторов Библии: все они пророки (то есть ораторы и проповедники) или апостолы (то есть бродячие проповедники). И что такое Библия, как не сочинение, отстаивающее один из вариантов религиозных учений? Её влияние на людей огромно, ибо она — кладезь духовности и шедевр словесности.
     На Руси, после её крещения в конце X века, под влиянием идей христианского вероучения и Библии, как неотъемлемого их источника, даже сложился особый вид народного творчества — духовное стихосложение. Духовные стихи создавали калики (или калеки) перехожие, паломники по святым местам и монастырям. Вот типичный пример (отрывок из песни “Про Христа милостива”):

         Жиды-пилаты Христа распинали,
         В ручки, в ножки гвоздики вбивали,
         На буйную головку тернов венец надевали.

     Какой колоритный стих! Он будто бы из самого сердца народного льётся, и это значит, что вера в Христа стала глубокой и чистой. Вот сила учения! Вот сила Слова!..
     Перенесёмся через века и увидим: Томас Мор — английский гуманист, государственный деятель и писатель — стал основоположником утопического социализма, развив его идеи в диалоге “Утопия”; Николай Чернышевский — русский революционер, учёный и писатель — в романах “Что делать?” и “Пролог” изложил социалистические идеалы и провёл идею социалистической революции.
     Стоит ли напоминать, каким образом передавали массам свои взгляды плодовитейшие писатели-революционеры Карл Маркс и Фридрих Энгельс?..
     Владимир Ульянов (Ленин), как известно, обладал незаурядным талантом оратора, который он использовал в своей революционной деятельности. Своими выступлениями перед людьми, а также многочисленными писательскими трудами, распространявшимися в среде рабочего класса и интеллигенции, он способствовал тому, что в 1917 году народ России впервые в истории человечества совершил социалистическую революцию — произвёл смену политического строя в стране с населением 172 миллиона человек и площадью, равной 1/6 части суши планеты, на которой развивается человеческая цивилизация!
     Современные деятели искусства проповедуют широчайший диапазон взглядов, теорий, религий, мировоззрений. Одними из самых популярных направлений можно считать культы секса и насилия. Чрезвычайно популярны любовные романы и телесериалы без какой-либо социальной основы, аморфные и безыдейные, способные лишь отучать своих читателей и зрителей от какой-либо активной жизненной позиции...
     В целом, идеалы бледнеют и мельчают. Создаётся впечатление, что современным авторам стало нечего сказать людям, кроме слов, разжигающих примитивные животные инстинкты; однако, они пишут, рисуют, снимают... В их умах всё больше преобладает иная цель творчества...

VII. Зарабатывание денег

     Вознаграждение за свою работу творцы получали издревле. Многие из них без стеснения продавали свой труд, а их наниматели его покупали. Цари позволяли себе содержать историков и поэтов для того, чтобы первые описывали, а вторые воспевали их деяния. Например, римский император Август щедро оплачивал труды Вергилия и Горация. И нам известно, что его труд, вернее, его деньги не пропали даром.
Начинались и заканчивались эпохи, но спрос на творческий труд мастеров за последние два тысячелетия не снижался. Герои совершали подвиги, и о них слагались легенды, их лики запечатлевали художники и скульпторы, в их честь воздвигали храмы. Богачи же, не совершившие ратных подвигов, были вынуждены платить поэтам за то, чтобы те вписали их имена в анналы истории; живописцам, чтобы они увековечили их лица...
     Однако подавляющее большинство служителей муз оставались бедными и всю жизнь едва сводили концы с концами, особенно если не подрабатывали другим трудом. Многие умерли в нищете. Буквально гроши или совсем ничего получали Моцарт, Кампанелла, Гоголь, Булгаков... Ван Гогу, например, за всю жизнь удалось продать только одну картину и то незадолго до смерти. Даже те, кто неплохо зарабатывал, порой быстро теряли свои накопления. Жертвами погони за деньгами оказались, в частности, Вальтер Скотт, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, получавшие огромные гонорары за свой писательский труд и прогоревшие в результате неудачных финансовых манипуляций. Хорошо зарабатывали и вполне благополучно жили Микеланджело, Рафаэль, Шолохов, Пикассо...
     Впрочем, не все мастера стремились разбогатеть или хотя бы просто получить за свой труд плату. Некоторым этого не требовалось — у них и так были средства к существованию, другие же — противились этому.
     Летом 1921 года в Россию создавать свою школу приехала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. В заявлении прессе она сказала: “Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворённого внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза “красота линий” сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели” (И. Шнейдер, “Встречи с Есениным”).
     Но отказ от денег и, вообще, многих излишеств встречается не только у деятелей искусства ближайшего исторического периода. Сама идея удовлетворения потребностей по минимуму возникла в Древней Греции у философов кинической школы, которые предпочитали достатку радикальный аскетизм. Они на практике применяли к себе формулу “без общины, без дома, без отечества”, поскольку считали, что физическая и духовная бедность лучше любого богатства. Основателями кинической школы являются Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Их целью было не просто мыслить по-кинически, а по-кинически жить. Так, Диоген Синопский отказывался буквально от всяческих удобств: жил в большой амфоре из-под вина; однажды, увидев, что мальчишка на улице пьёт из ладоней, вытащил из своей ветхой сумы старую чашку и разбил её, воскликнув: “Он превзошёл меня! Зачем мне такие излишества?..”; предчувствуя близкую смерть, дотащился до мостика через небольшую речку и попросил ночного сторожа: “Послушай... Сбросишь моё тело в ручей, когда увидишь, что я умер...” Такой воле, такой неприхотливости завидовал даже Александр Македонский. После знакомства с Диогеном, он, говорят, произнёс такую фразу: “Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном”.
     Очевидно, что последователей такого учения, а также стоиков или аскетов среди творческих людей в наше время совсем немного. Прагматизм бытия всё больше выращивает любителей сытно поесть, всласть поспать и удовлетворить другие потребности...
     Творцам XX век подарил новые возможности зарабатывания денег. Появилось авторское право, обеспечившее авторам защиту их произведений от незаконных посягательств. Международные соглашения в этой области защитили переводы книг писателей от распространения в других странах без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Увеличились гонорары авторов. Расцвели фирмы, специализирующиеся на выпуске, продаже и перепродаже произведений искусства. Увеличились тиражи книг, ускорилось перемещение выставок художников и скульпторов.  Появился и завоевал мир новый вид искусства — кинематограф, доходы в котором достигших успеха студий-производителей и, соответственно, режиссёров, сценаристов, актёров выходят за рамки воображения обычных людей-тружеников. Теперь уже никого не удивляет, если автор после издания одной книги или актёр после нескольких лет удачных съёмок сомневается, продолжать ли ему карьеру, ведь того, что он заработал на дальнейшую жизнь хватит сполна. Иначе откуда в нашей речи появляются выражения типа “его улыбка стоит миллион долларов” или “её появление в кадре обошлось нам в кругленькую сумму”?..
     Так или иначе, необходимость зарабатывать вызвана самим экономическим укладом жизни людей. Поэтому нельзя осуждать писателей, художников, скульпторов, актёров, других деятелей искусства за их стремление повыгоднее продать свой труд. У каждого настоящего творца, однако, эта цель стоит не на первом месте, потому что он понимает: “Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна” (Д. Дидро). Во всём мире выпускается масса книг-однодневок, фильмов-однодневок и так далее. Соответственно, столько же писателей-однодневок фабрикуется издательствами, актёров-однодневок — киностудиями... Они могут получить недолгую известность, даже популярность. Их книги могут стать бестселлерами, фильмы или пьесы на волне моды и нового увлечения публики посмотрят десятки тысяч, даже миллионы людей. Но их место в большом театре литературы, театрального и киноискусства всегда будет на галёрке, если цель их творчества ничтожна, если она не направлена на утверждение первоначальных человеческих идеалов добра и справедливости, ценных для подавляющего большинства людей, многократно воспетых, но остающихся недостижимыми, а потому манящими, как всё неизведанное. “Идеал — это путеводная звезда. Без неё нет твёрдого направления, а нет направления, нет жизни” (Л. Н. Толстой).

                * * *

     Очень трудно, уважаемый читатель, не только творить, но даже просто научиться ценить высокое искусство. А ведь оно окружает нас! Оно здесь! Оно близко! Оно ищет дорогу к сердцу каждого человека! Так не будем же вести жизнь никчёмную и серую! Дадим волю нашим лучшим духовным устремлениям! И, повторяя слова автора**  древнегреческого трактата “О возвышенном”, ещё раз напомним себе: “...Природа никогда не определяла нам, людям, быть ничтожными существами — нет, она вводит нас в жизнь и во вселенную как на какое-то торжество, а чтобы мы были зрителями всей её целостности и почитательными её ревнителями, она сразу и навсегда вселила нам в душу неистребимую любовь ко всему великому, потому что оно более божественно, чем мы”.

2003 г.
__________________
* Здесь мы коснулись очень сложной философской проблемы о степени влияния Бога на волю и жизнь человека. Этот вопрос выходит за рамки данной работы и не будет в ней рассматриваться.
** Имя автора трактата неизвестно. Трактат был написан в I веке н.э.


Рецензии