Странные люди

СТРАННЫЕ ЛЮДИ
…Странные бывают люди!
Жизнь с кем только не сталкивает! Порой - просто удивляешься, потому что не сразу понимаешь эту странность. Бывает она и редкостной, и уникальной.  Рассказываю.
В начале моей учёбы в университете подружились мы с одной сокурсницей. Ей – 18 лет, мне - на годок или два – более того. Девочка была славная, всем мне нравилась, пока вскоре я не стала замечать, что в разговорах с нашими знакомыми она озвучивает мои мысли, высказанные мной накануне в какой-то беседе.
Причём, говорит очень непосредственно, непринуждённо, словно высказывает свои собственные суждения, которые, я извиняюсь, только накануне выслушала от меня.
Это меня не просто насторожило, а напрочь разозлило поначалу, возмутило, вызвало какую-то обиду, что ли.  (Хотя ей об этом, я, конечно, ничего не говорила).
Правда, злило только до того момента, пока я не поняла вдруг главную мысль: делала она это – совершенно не умышленно, не потому, что хотела украсть мою мысль или мнение, отнюдь. Делала она это по укоренившейся в ней привычке.
Эта девочка уже намного ранее – научилась и привыкла копировать чужие мысли, а в разговоре, весьма непринуждённо, повторять их как свои собственные.
Это уже было её натурой, её обязательным качеством, иначе – она уже не умела.
Позднее, размышляя об этом, я, кажется, даже нашла причину этой привычки.
Она была городской девочкой, из интеллигентной семьи, папа её – слыл довольно известным журналистом в её губернском городе. Поэтому я сразу представила себе закрытую интеллигентную семью, где к девочке были строги, не выпускали на улицу, играть с другими обычными ребятишками. К тому же, не исключено, что папа выступал как оракул своего семейства, говаривал с ребёнком - причём, сызмальства дочери, -  строго и нравоучительно, что и посеяло в ней эту привычку копировать взрослого, всегда и во всём. Не просто подражать, а именно - копировать вербально -  своего отца. А потом – и не только его.
Не иметь собственного мнения (кроме эмоций, эти в моей сокурснице -  присутствовали всегда), а замещать его услышанным. Это стало даже особенностью её памяти. Ведь чтобы высказать чужое, услышанное вчера-позавчера от твоего собеседника, – это нужно ещё и отложить услышанное в памяти. Она давно научилась это делать, вот и стала каким-то попкой-попугаем в общениях.
Видимо, не случайно, что человек с таким складом ума -  всё-таки отсеялся с курса; вскоре она уже с нами не училась и о её дальнейшей судьбе я ничего не знаю.
Но особенность такую человеческую отметила и запомнила. Почему пишу, что это редкость, - да потому, что за долгие годы другого такого взрослого человека, с такими особенностями, встречать не приходилось. Как говорится – ни до неё, ни после.
Второй подобный странный экземпляр меня ожидал ни где-нибудь на житейских поворотах, а в собственной семье.
Ещё лет с десяток назад, или и того более, как-то стала замечать, что мой выросший сын (ему тогда было около тридцати) – всё чаще на любые, сказанные мною слова, – мгновенно высказывал возражение.  Наконец, это стало раздражать меня. Был момент, когда я не выдержала и даже вспыхнула: - С тобою не интересно разговаривать: на всё ты возражаешь и тут же говоришь нет!  Какой смысл с тобой говорить?
Потом я заметила и другое: оказывается, он мысленно «переваривал» сказанное мной, и в дальнейших разговорах мог уже интерпретировать это как собственное мнение, но вовсе не напрямую, как когда-то делала моя сокурсница, а облекая мою мысль какими-то собственными словами, закручивая её в какую-то спираль, но главным-то в ней оставалось как раз то, что ещё ранее сказала ему я, и что уже с первых слов ещё вчера (или накануне) оспаривал он.
В первый раз, заметив это, я промолчала, так – учла для себя, и не более. В следующий раз – уже отметила, как его ненарочитую хитрость. В третий раз – как ненарочитую умность, а далее поняла, что человек, не замечая, «богатеет» чужой мыслью, потом незаметно выдаёт её за свою, то есть, значит, осмысливает и делает правильные выводы.
Кажется, эта привычка у него осталась и до сих пор. Я уже на неё просто никак не реагирую. Ну, привык так, - и молодец.
Но тут как-то в одной ситуации он мне выдал, что у него – критический ум, тогда как у меня – нет. Ну, ухарь-парень, -  подумала я.  Но спорить не стала. Так, усмехнулась вслух какой-то фразой, и обошлось.
Конечно, попробовал бы он в моей журналистской профессии поработать без критического склада ума! Посмотрела бы я, что у него из того получилось! Тем более, в какой-то из заметочек ранее я писала, что этому свойству меня ещё с детства было кому обучать: невероятно критичной была моя умная мама, Мария Ивановна, дочь, всё-таки, какого-никакого начальника 30-х годов прошлого века; такими же были мои любимые учителя в школе (а их немало); таким же – первый мэтр в журналистике Владимир Тимофеевич Павленко. Да и, наверное, вся та литература, которую я запоем читала уже лет с восьми…
Но вот уже берётся со мною спорить новое поколение, один из них, кто за свою жизнь, дай Бог, если прочёл хоть десятка полтора книг…
Ладно, главное, что он таки научился думать, и даже, в последнее время, благодаря тщательному погружению в свой гаджет, более чётко и последовательно излагать свои мысли.
И на том спасибо. Тоже достижение. К тому же – это плоды нового интереса к чему-то новому, то есть - к постоянному развитию. Это важно.
5.02.2025.
В. Леф


Рецензии