единица в чёрном квадрате
Маруха Чо.
картина мира масло холст успех
покорены олимпы и парнасы
вселишний голосует против всех
святая сажа корчится в гримасе
и застывает молча хохоча
безобразен животворящий битум
как в мираже у мёртвого грача
объевшегося чёрного гранита
другого света нет но ты держись
ни айболит увы ни авиценна
не вылечат бессмысленицу жизнь
успею ли понять что ты бесценна
Свидетельство о публикации №125020403874
Стихотворение не просто отсылает к Малевичу — оно вступает с ним в диалог, по-бахтински полифонический, открытый и метафизически напряжённый. Внутри текста звучит не один голос — их множество: голос художника, голос эпохи, голос ироничного постмодерна и, в то же время, трагически искренний голос частного «я».
По Бахтину, подлинное искусство рождается в точке встречи голосов — и именно так работает «Единица»: здесь встречаются Малевич, Маруха Чо, парнасская иконика, битум и грач, нажравшийся гранита. В этом карнавальном столкновении высоких и низких регистров — та самая диалогичность, где любой образ оборачивается своим антиподом.
Поэтический субъект внутренне раздвоен, он смеётся и корчится, хохочет и застывает — в одной фразе. Он сам себе и пророк, и шут, и пациент, и врач, но никем из них не становится до конца. Это создает полифоническое напряжение, где каждая строка — реплика в споре о ценности жизни, искусства, смысла.
«Другого света нет, но ты держись» — звучит как квазипародия на советский лозунг: высокое проходит через низкое, как Христос — через улицы карнавала. А финальная строчка «успею ли понять, что ты бесценна» — вдруг выворачивает эту иронию наизнанку, делая её экзистенциальной правдой.
Так, сквозь игру, сквозь маску и цитату прорывается авторская истина, которую невозможно исчерпать анализом.
Стихотворение не закрывает смыслы, оно открывает их. Это и есть по-настоящему диалогическая поэзия — та, что продолжает звучать внутри читающего.
Автору вдохновения!!
Елена Тумская 09.05.2025 21:39 Заявить о нарушении
Особенно ловко по душе пришёлся поэтический субъект. В этой связи, рискну поставить проблему локализации, границ этого субъекта. Гляньте, пожалуйста, по ссылке. http://stihi.ru/2025/01/01/986 Родственны ли поэтические субъекты?
Павел Бетач 09.05.2025 13:01 Заявить о нарушении
В этом тексте поэтический субъект также не центр, не «я» в привычном романтическом понимании, а место встречи голосов, напряжённой точки диалога между личным и метафизическим, между иронией и мистическим ужасом. Он смотрит — и одновременно осознаёт, что сам является частью того, на что смотрит. Он — и Малевич, и зритель, и сам «Чёрный квадрат», открытый как зияние. И поэтический субъект здесь открытый. Он не завершён и не закреплён. Он формируется в диалоге с Малевичем, Веллером, с культурным полем — и с ночью. Говорящий субъект словно живёт на границе: между ночью и светом, между петухом и тишиной, между мазком и смыслом. Он рефлексивен, но при этом не теряет телесности: «мозги плавятся», «кисти взмах» — тело включено в поэтическое действие, как соавтор.
Елена Тумская 09.05.2025 21:36 Заявить о нарушении