единица в чёрном квадрате

"Актуальный художественный дискурс утверждает, что только первый чёрный квадрат Малевича писался с натуры"
                Маруха Чо.

картина мира масло холст успех
покорены олимпы и парнасы
вселишний голосует против всех
святая сажа корчится в гримасе

и застывает молча хохоча
безобразен животворящий битум
как в мираже у мёртвого грача
объевшегося чёрного гранита

другого света нет но ты держись
ни айболит увы ни авиценна
не вылечат бессмысленицу жизнь
успею ли понять что ты бесценна


Рецензии
Отзыв в парадигме М.Бахтина

Стихотворение не просто отсылает к Малевичу — оно вступает с ним в диалог, по-бахтински полифонический, открытый и метафизически напряжённый. Внутри текста звучит не один голос — их множество: голос художника, голос эпохи, голос ироничного постмодерна и, в то же время, трагически искренний голос частного «я».
По Бахтину, подлинное искусство рождается в точке встречи голосов — и именно так работает «Единица»: здесь встречаются Малевич, Маруха Чо, парнасская иконика, битум и грач, нажравшийся гранита. В этом карнавальном столкновении высоких и низких регистров — та самая диалогичность, где любой образ оборачивается своим антиподом.
Поэтический субъект внутренне раздвоен, он смеётся и корчится, хохочет и застывает — в одной фразе. Он сам себе и пророк, и шут, и пациент, и врач, но никем из них не становится до конца. Это создает полифоническое напряжение, где каждая строка — реплика в споре о ценности жизни, искусства, смысла.
«Другого света нет, но ты держись» — звучит как квазипародия на советский лозунг: высокое проходит через низкое, как Христос — через улицы карнавала. А финальная строчка «успею ли понять, что ты бесценна» — вдруг выворачивает эту иронию наизнанку, делая её экзистенциальной правдой.
Так, сквозь игру, сквозь маску и цитату прорывается авторская истина, которую невозможно исчерпать анализом.
Стихотворение не закрывает смыслы, оно открывает их. Это и есть по-настоящему диалогическая поэзия — та, что продолжает звучать внутри читающего.

Автору вдохновения!!

Елена Тумская   09.05.2025 21:39     Заявить о нарушении
Добрый щас, Елена. Давно со мной не случалось столь вкусных комплиментов. А то и вовсе. Спасибо. Польщён до зелёных пупырышек.

Особенно ловко по душе пришёлся поэтический субъект. В этой связи, рискну поставить проблему локализации, границ этого субъекта. Гляньте, пожалуйста, по ссылке. http://stihi.ru/2025/01/01/986 Родственны ли поэтические субъекты?

Павел Бетач   09.05.2025 13:01   Заявить о нарушении
И с Днём Победы!

Павел Бетач   09.05.2025 13:03   Заявить о нарушении
С Днём Победы!!!!
Сейчас про субъекта посмотрю.

Елена Тумская   09.05.2025 21:09   Заявить о нарушении
Как интересно! Я вижу, как эти два стихотворения живут в диалоге. Поэтический субъект может прыгать из одного в другое, если захочет. :)))
В этом тексте поэтический субъект также не центр, не «я» в привычном романтическом понимании, а место встречи голосов, напряжённой точки диалога между личным и метафизическим, между иронией и мистическим ужасом. Он смотрит — и одновременно осознаёт, что сам является частью того, на что смотрит. Он — и Малевич, и зритель, и сам «Чёрный квадрат», открытый как зияние. И поэтический субъект здесь открытый. Он не завершён и не закреплён. Он формируется в диалоге с Малевичем, Веллером, с культурным полем — и с ночью. Говорящий субъект словно живёт на границе: между ночью и светом, между петухом и тишиной, между мазком и смыслом. Он рефлексивен, но при этом не теряет телесности: «мозги плавятся», «кисти взмах» — тело включено в поэтическое действие, как соавтор.

Елена Тумская   09.05.2025 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.