Медовый месяц или бархатный сезон в Ялте
К приземлившемуся самолёту подкатили трап и пассажиры начали спускаться на крымскую землю. Среди прилетевших этим рейсом были и мы с Раечкой. Мы прилетели в Крым провести наш медовый месяц. На наших пальцах блестели новенькие обручальные кольца. В кармане у меня лежали две путёвки в Ялтинский пансионат "Актёр". Эти путёвки ( могу только догадываться, как сложно было их достать) были свадебным подарком от Раиных родителей. В наших паспортах стояли штампы о регистрации брака от 10 сентября 1975 года. Да два дня назад мы расписались в городском ЗАГСе Саратова. Церемония прошла без каких-либо торжеств. У невесты не было ни белого платья, ни фаты. У нас не было свадьбы с криками "горько", только семейный обед, на котором познакомились наши родители и ближайшие родственники. Хочу отметить, что отсутствие свадебных атрибутов было нашим с Раечкой обоюдным желанием. Но свадебное путешествие и медовый месяц никто не отменял.
Примерно через три часа после приземления самолёта мы уже были в Ялте в вестибюле одного из корпусов пансионата "Актёр" и общались с администратором. Нас заселили в приличный, по тем временам, номер и провели в столовую пансионата, показать место ( стол ) закреплённый за нами. Вечером за ужином мы познакомились с нашими соседями по столу. Ими оказались симпатичная женщина лет 30-ти, некая Людмила из Ташкента, которая, как и мы с Раей, никаким образом не была связана с артистическим миром и приятный, весёлый мужчина, который имел полное право находиться в этом пансионате - актёр Московского театра сатиры Владимир Ушаков. В этом году он отдыхал в пансионате без своей звёздной супруги Народной артистки РСФСР, дважды лауреатки Сталинской премии ( 1948 и 1951 годов ) Веры Васильевой. Владимиру Ушакову в 1975 году было уже 55 лет, но выглядел он моложаво и на вид ему можно было дать не более 40 - 45 лет. Ушакова я заочно знал по культовому фильму 50-х годов " Свадьба с приданым", в котором он сыграл одну из главных мужских ролей ( бригадира колхоза "Заря" Максима Орлова). Итак мы познакомились и подружились с соседями по столу и в течение последующего пребывания в пансионате много времени проводили вместе, изучая достопримечательности и злачные места города Ялты и , конечно же, купаясь и загорая на пляже пансионата. Забегая вперёд, скажу, что с погодой нам повезло. Весь период нашего пребывания здесь ( сентябрь и первая половина октября) в Ялте стоял бархатный сезон. Море было тёплым и спокойным, температура воздуха комфортной, а изнуряющей жары, ветра и дождей практически не было.
Но нам повезло не только с погодой, нам повезло увидеть очень много известнейших, заслуженных актёров и не на сцене театра, а в непринуждённо, дружеской обстановке на отдыхе, в столовой пансионата, в парке или на пляже. Мы часто видели Алису Бруновну Фрейндлих, которая сидела на топчане у моря и постоянна вязала какие-то вещи. Возможно она вязала что то для своего мужа- актёра и режиссёра Игоря Владимирова, который сидел рядом и читал газеты. Неподалеку загорал Валентин Никулин - актёр театра и кино, которого я помнил по блестяще сыгранной роли Смердякова в фильме Ивана Пырьева "Братья Карамазовы" (1968г.) По пляжу одиноко прогуливался, атлетически сложенный, Георгий Юматов - звезда любимого всеми фильма "Офицеры" (1971г.). Периодически он поднимался на крышу салярия, проходил по ней до конца пирса и красиво нырял вниз головой в море. Площадка, с которой он нырял находилась примерно на высоте 6 - 7 метров от уровня воды. Только один Юматов из всех постояльцев пансионата совершал эти прыжки, а ведь ему в 1975 году было уже 49 лет.
Довольно часто на пляже пансионата появлялось одновременно много длинноногих симпатичных девушек. Оказалось, что это артистки Ленинградского мюзик холла во время перерыва между репетициями и съёмками прибегали искупаться в море и позагорать. Дело в том, что рядом с пансионатом "Актёр", на пересечении улиц Дражинского и Свердлова, у гостиницы "Приморская", проходили натурные съёмки двухсерийного музыкального фильма Леонида Хвинихидзе "Небесные ласточки" по мотивам оперетты Флоримона Эрве " Мадемуазель Нитуш". Съёмки этого фильма проходили также в Воронцовской дворце в Алупке, но вся съёмочная группа базировалась в Ялте.
На пляже мы часто сталкивались с солистками вокального дуэта мюзик холла Ольгой Вардашевой и Людмилой Невзгляд, которые учавствовали в съёмках этого фильма и играли эпизодические роли ( зрительниц с веером в директорской ложе), ну и, конечно, с двухметровым красавцем эстрадным певцом Сергеем Захаровым тоже из мюзик холла, сыгравшим в " Ласточках" одну из главных мужских ролей - лейтенанта Фернана Шамплантрэ.
Захаров в это время был очень популярен. Только год назад в 1974 году он был удостоен первой премии на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии и в Польше на конкурсе " Сопот-1974". Тогда в 1975 году никто не мог предположить, что через два года любимец публики, прекрасный певец Сергей Захаров будет осуждён за драку и попадёт на год за решётку. И это событие сильно подпортит его карьерный рост, а путь на большой телеэкран для него станет закрытым. После освобождения Захаров продолжил работу в Ленинградском мюзик холле, затем работал в различных филармониях, а с 90-х гастролировал по городам России с пианистом Александром Коганом. В 2018 году мы с Раечкой были на концерте Захарова в Саратовской филармонии. Он пел великолепно, публика была в восторге. В 2019 году певца не стало, ему было 68 лет. А пока, в 1975, молодой, статный, обожаемый всеми певец с чудесным бас-баритоном купался в своей славе и в Чёрном море, окружённый поклонницами.
Главную женскую роль Денизы де Флориньи (она же )мадемуазель Нитуш играла шестнадцатилетняя Ия Нинидзе, которая приехала на съёмки в Ялту со своей мамой и жили они в пансионате "Актёр". Эту девочку-подростка всё опекали и любили, публике импонировал тот факт, что Ия была внешне и по манерам поведения, по пластике и темпераметру очень похожа на знаменитую голливудскую актрису Одри Хепберн в молодости. Многие помнили культовый американский фильм "Римские каникулы", в котором Одри сыграла главную роль и получила "Оскара".
Через 20-ть лет, в 1995 году Ия Борисовна Нинидзе станет народной артисткой Грузии, а сейчас она была только на старте своей карьеры.
Главную мужскую роль Селестена ( он же ) Флоридор в "Небесных Ласточках" играл Андрей Миронов. В отличии от Ии Нинидзе Андрей Миронов приехал в Ялту и с мамой и с папой. Да комедийный дуэт Мария Миронова и Александр Менакер жил тоже в нашем пансионате. Мы часто были свидетелями, как после завтрака или обеда они выходили на террасу около столовой и обменивались шутками и остротами с писателем-сатириком и драматургом Григорием Гориным. Чувствовалось, что их переполняет гордость за своего, столь популярного, сына.
Ещё две главные роли в этом фильме сыграли Людмила Гурченко ( роль Корины ) и Александр Ширвиндт ( роль майора Альфреда Шато - Жебюси). Но, к сожалению, ни Гурченко, ни Ширвиндта в Ялте мы не видели. Наверное ходили с ними по одной и той же территории, но разными галсами. А возможно они отсняли свои сцены и уехали ещё до нашего приезда. А с Андреем Мироновым нас реально познакомил Володя Ушаков. А произошло это так.
В этот день наш квартет, состоящий из Люды ташкенской, Володи Ушакова и нас с Раечкой посетил очередную достопримечательность Ялты, а именно, ресторан "Эспаньола". В 1975 году это был относительно новый для Ялты ресторан. Он начал функционировать только с конца 1972 года. Краткая история его возникновения сводится к следующему.
В самом начале 70-х годов старое рыболовецкое парусно - дизельное судно 1953 года постройки, с грозным названием " Клим Ворошилов" было реконструировано на Херсонской судоверфи в парусник 18-го века - шхуну "Эспаньола ". Эта реконструкция была проведена по заказу Ялтинской киностудии для съёмки фильма Евгения Фридмана "Остров сокровищ" (1970г.) В 1971 году кинокомпания Таллин фильм снимает картину "Дикий капитан", в которой роль шхуны "Фортуна" исполнила шхуна "Эспаньола". В 1972 году Станислав Говорухин на Одесской киностудии снимает фильм " Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", в съёмках которого также используют этот парусник.
Карьеру шхуны "Эспаньола" в советском кинематографе , которая так успешно и бурно началась, прикрыла инспекция Морского Регистра. Инспекция требовала установки локаторов, антенн, размещения спасательных плотов, обшивки корпуса металлом с асбестовой прокладкой. Такая корректировка была не совместима с парусником 18-го века, но на дворе стоял 20-й век и эти требования отвечали букве закона. Инспекция была неумолима: " деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет". В этом споре победила инспекция и Ялтинская киностудия вынужденно передала прекрасный парусник на баланс "Интуриста". И "Эспаньола" в 1972 году, всего с тремя фильмами в послужном списке, была навечно пришвартована на Ялтинской набережной недалеко от гостиницы "Ореанда" и стала рестораном, куда наша компания и зашла в этот раз.
Чем нас кормили и что мы пили на шхуне Эспаньола " я уже не помню, да это и неважно, могу только сказать, что было не хуже и не лучше, чем в других ресторанах Ялты. Главное мы достигли наших целей - поставили галочку, что побывали в этом ресторане и , как доказательство этого факта увели ( скоммуниздили ) меню ресторана. Инициатором и автором идеи красть меню в ресторанах была моя взбалмошная хулиганка - жена. Мы понимали, что это действо не тянет на уголовное преступление, но пожурить, почитать натацию и прилюдно постыдить вполне могли. Это сейчас клиент всегда прав, а тогда эта формула работала далеко не везде. Во время самого процесса кражи меню все участники чувствовали лёгкий стресс и драйв. Я бы это состояние сравнил с чувством, когда едешь без билета в общественном транспорте, не важно по какой причине, и неожиданно, на очередной остановке, входит контролёр.
Забегая вперёд скажу, что акции кражи меню, начатые в Ялте, были успешно продолжены в Саратове и в Израиле, когда мы с друзьями посещали новый для нас ресторан. В нашей Саратовской квартире до сих пор хранятся десятки старых ресторанных меню. Раньше это были просто бумажки, а сейчас это уже исторические документы, возможно имеющие и антикварную ценность. Шутка ли, прошло столько времени - сменился век и даже тысячелетие.
Итак, мы весёлые и возбуждённые вышли из ресторана "Эспаньола" на Ялтинскую набережную и неспеша пошли в сторону нашего пансионата. Примерно через час, немножко уставшие ( прошли по ближайшим к морю улочкам километра четыре ) мы зашли на территорию пансионата. Не доходя до центральной лестницы, по которой обычно спускались на пляж, мы свернули на крутую тропинку, которая тоже вела к морю и начали спускаться по ней. Хотелось быстрее добраться до топчанов, посидеть у моря и отдохнуть, уже начинало темнеть. Неожиданно сверху за нами послышались шаги мы оглянулись и увидели Андрея Миронова. Володя Ушаков остановил его и представил нас Андрею. Миронов протянул мне руку и мы обменялись рукопожатием. Затем он сказал нашим дамам пару дежурных комплиментов и порекомендовал нам быть осторожными и спускаться аккуратно, так как он только что, чуть выше, споткнулся на этой тропинке и очень больно навернулся. Сказав это, Миронов побежал дальше вниз, наверное его кто-то ждал на пляже.
Всё, что я изложил о нашей случайной встрече с Андреем Мироновым истинная правда, кроме одного слова "навернулся". Миронов использовал очень созвучный синоним этого глагола, который относится к обсценной ( ненормативной) лексике и по этой причине я не решился вставлять его в печатный текст.
Уже поздно вечером, когда мы пришли в наш номер, Раечка, шутя, посоветовала мне не мыть правую руку, но я не послушал её и встал под душ. Мне хотелось обнимать жену чистыми руками.
Время шло неумолимо быстро. Закончились съёмки "Небесных ласточек" и "ласточки из мюзик-холла улетели в Ленинград. На пляже пансионата стало тише и спокойнее. Количество объектов мужского внимания резко уменьшилось.
В первых числах октября мы распрощались с нашими друзьями. Люда уехала домой в Ташкент, а Володя Ушаков улетел в Москву в свой театр. Прощаясь, обменялись домашними телефонами, а Ушаков обещал своё содействие в приобретении билетов в театр"Сатиры", если мы, при случае, будем в столице. К сожалению, этим предложением мы так ни разу не воспользовались, как-то не сложились обстоятельства.
5-го октября закончился срок наших путёвок, но погода была хорошей и мы решили остаться ещё на недельку. Нашли и сняли комнату в частном секторе, недалеко от пансионата "Актёр". Сменили свой статус "культурно отдыхающих" на "дикарей", но по старой памяти продолжали ходить купаться и загорать на пляж пансионата.
Последние дни Раю неудержимо тянуло на солёненькую рыбку. Она мечтала о селёдке. Мы нашли одно маленькое кафе недалеко от нашего нового места жительства, в котором продавали аппетитные бутерброды с селёдкой и часто заходили туда покушать эти бутерброды и даже покупали их навынос.
По вечерам в Ялте стало заметно прохладнее. Чувствовалось, что погода скоро начнёт кардинально меняться . 11-го октября мы последний раз искупались в Черном море и попрощались с ним, бросив, по традиции, монетки. На следующий день утром такси доставило нас в Симферопольский аэропорт, а в полдень мы уже счастливые, загорелые, полные впечатлений летели в родной Саратов. Заканчивался отпуск. Впереди нас ждала работа и новая, ещё неведанная нам, семейная жизнь со всеми её плюсами и минусами, радостями и горестями, со всеми её нюансами и оттенками. Позади оставались ещё теплое Чёрное море, последние деньки бархатного сезона в Ялте и наш сладкий медовый месяц, который прошёл замечательно, а главное плодотворно. Ведь мы возвращались домой уже в троём. 13-го июня 1976 года родился наш сын Андрей.
Свидетельство о публикации №125013107918