Притча о Маха Кумбха Меле в Праяградже
Но вот однажды, в один из таких тихих вечеров, когда он, как обычно, пересчитывал свои доходы и подумывал, не обновить ли прилавок, в лавку вошёл странствующий садху. Высокий, босой, с длинной белой бородой и глазами, в которых, казалось, отражалось небо. Он долго смотрел на Гопала и наконец заговорил:
— Гопал, тебе известно, что через месяц в Праяградже состоится Маха Кумбха Мела?
— Знаю, знаю, — ответил лавочник, — но куда уж мне ехать туда? Торговля, дом, заботы… да и где я, а где святые реки?
Садху улыбнулся и сказал:
— Ты ведь всю жизнь отвешиваешь людям точно столько, сколько они просят, и не больше, и не меньше. Но знаешь ли ты, сколько ты отвесил себе самому?
Сказав это, он ушёл, оставив лавочника в раздумьях.
Гопал сидел и смотрел на свои ровные ряды мешков с кориандром, куркумой и кардамоном. И вдруг ему стало не по себе. Он понял, что вся его жизнь — это весы, на одной чаше которых его труд, заботы и хлопоты, а на другой… пустота. “Неужто я и правда ничего себе не отвесил?” — подумал он.
И вот, ранним утром, он закрыл лавку, сложил в мешок несколько лепёшек, пару тысяч рупий и отправился в Праяградж.
Когда он добрался до священного города, он увидел нечто невообразимое: тысячи людей, паломники, садху, йоги, женщины с детьми — все они шли к месту слияния священных рек, словно вода сама звала их. Стоял гул молитв, ароматы благовоний смешивались с запахом воды, а небо над рекой было таким, что казалось — оно само опускалось, чтобы искупаться.
Гопал подошёл к берегу. Он стоял, раздумывая, что сказать, как молиться. Но вдруг он услышал чей-то голос рядом:
— Думать тут нечего, заходи, брат. Ганга и Ямуна знают, зачем ты здесь.
Он шагнул в воду, и когда первая волна коснулась его ног, сердце забилось так, как не билось никогда раньше. Вода была прохладной, и будто что-то внутри него стало легче. В тот момент, закрыв глаза, он понял: вся его жизнь, взвешенная и измеренная, растворяется в этих водах.
В тот день он окунулся трижды. Первый раз — за все свои заботы и страхи, второй — за свои несбывшиеся мечты, третий — за новое начало. Когда он вышел на берег, ему показалось, что он оставил в реке всё лишнее и взял с собой лишь лёгкость и тишину.
Вечером Гопал вернулся в Варанаси. На следующее утро лавка его снова открылась, но теперь каждый, кто заходил, замечал, что хозяин изменился: он стал приветливее, чаще улыбался, а весы больше не были строгими. Иногда он даже добавлял щепотку специй сверх меры, со словами:
— Это на счастье.
Когда его спрашивали, что с ним произошло, он лишь улыбался и отвечал:
— Я просто отвесил себе немного счастья у самой Ганги.
Мораль:
Однажды наступает момент, когда нужно оставить весы жизни и просто шагнуть в поток, который несёт тебя к истине.
С уважением, Благомир.
Свидетельство о публикации №125012107548