О маме- труженице тыла
Моя мама Тряпицына Мария Васильевна 1929 г.р. родилась в Архангельской области в крестьянской многодетной семье.
В 1938 г. Осталась без матери, которую убило падающим деревом на лесозаготовке. Старшему брату Ивану на то время было 12 лет, маме – 9, младшей сестре Клаве – 6.
На начало войны маме исполнилось 12 лет. Отца много раз вызывали в военкомат, но так на войну и не взяли, всё время давали отсрочку, т.к. он один воспитывал детей.
«Колхозов вокруг нашего было много, а кузнец на все колхозы был только один наш отец и он был нарасхват. Денег у колхозов не было и с отцом они рассчитывались хлебом. Так что мы почти всегда были сыты. Обутку он нам шил сам., только с одежонкой было похуже.» - вспоминала мама.
Мария Васильевна всю войну трудилась наравне со взрослыми: зимой заготавливали лес, весной - на сплавах.
Вот как она рассказывала: «Все лесозаготовки находились вблизи рек. На Онеге мы кошли вязали и по течению реки сплавляли его в Наволок. Лес заготовляли дровянками. Иногда на сезон отправляли в Наволоцкий леспромхоз, нас ставили на выкатку леса из реки по транспортёру, чтобы его отсортировать. На транспортёре этот лес мы поправляли крюками. На «четвёру» - более тонкий ассортимент леса ставили слабых женщин. Я была покрепче телом и стояла у транспортёра с более толстыми стволами деревьев. Ну а на самый объёмный лес ставили стариков покрепче и мужчин. Они с транспортёра и лес стаскивали. Ни каких выходных не давали, то субботник объявят, то воскресник, трудились без отдыха с раннего утра до позднего вечера. И летом работы было не меньше. На сенокосе ворошили и помогали взрослым убирать сено, выращивать овощи, помогая колхозникам в прополке их. Осенью на уборке хлеба, весной боронили вспаханную землю в ночные смены, т.к. днём лошади были заняты другой работой. Сами лошадей запрячь не могли, взрослые помогали поставить их в упряжь, посадят тебя на лошадь, вот и боронишь всю ночь….вот какая жизнь – то была у детей., зачастую приходилось выполнять тяжелую мужскую работу. Много раз от женщин, работающих вместе с нами, слышала: «Ты, Маня, бегом-то не бегай – устанешь.» А я боялась, что папе трудодень не заработаю и так детям за целый день работы трудодень не ставили, как взрослым.»
Мария Васильевна имеет звание Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Архангельской области. О своём здоровье говорит шутя: « Не зря отец у меня был кузнецом, сердце – то мне, наверное, железное сковал!»
9 лет без зрения и слуха – поражение центрального слухового и зрительного нерва. Но она не теряла бодрости духа. Она мудра, очень терпелива, чувствительна, она была на одной волне с внуками и правнуками, которым частенько читала стихи собственного сочинения и цитировала Некрасова стихотворения о детях и жизни людей в его эпоху.
«Девушки, тиша, тиша
Кенозёра-то бежат.
Сапоги со шпорами,
С шальными разговорами» - подшучивала в молодости над кенозерскими ребятами а сама оказалась замужем за моим папой с Кенозерья, которое и стало её пристанищем навек.
Я горжусь своей мамой, вместе с папой они воспитали нас шестерых детей сильными, целеустремлёнными людьми и всем дали образование. 22 декабря 2021 года мамочки не стало.
Свидетельство о публикации №125011802245