Teacher of English and French
В свою спецшколу я вернулась уже после окончания романо-германского факультета пединститута в качестве учителя французского. 1987 год, предперестроечное время. А в школе диктатура коммунизма, комсомола и профсоюзов. Неугодных учителей вызывали по громкоговорителю в кабинет директора Г.А. Далецкой, после чего их увозили на скорой помощи.
Прелестный завуч Влада Семеновна, роста «сидячего кота», убежденный член партии, собрала в одночасье чемоданы и рванула в Израиль, не предупредив однополчан. Что с ними было, не надо и говорить!
А надо сказать, что Влада была крупный знаток методики и педагогики. Она любила подслушивать под дверью кабинета и требовала проверки понимания иностранного текста через рисунок). В какой-то момент вернулся из-за границы учитель, которого я замещала, и директор решила уволить меня в одночасье. Но не тут-то было! Меня, как и положено вызвали для выволочки в кабинет Далецкой, тут уже был весь «бомонд». Объявили, что я их не устраиваю как специалист, и мне грозят постоянные проверки и посещения уроков. Я ответила, что, мол, милости просим, но уж и я их уважу тоже. Я ведь молодой специалист и буду набираться опыта у старших товарищей.
В результате «милого общения» у меня в трудовой книжке образовались две одномоментные записи – об увольнении из школы и о приеме обратно одним числом.
Да, да! Это была первая в моей жизни крупная победа над коммунистическим самодурством и подавлением личности. В общем, коммунизм здесь совсем ни при чем. Просто для диктатора во все времена есть где разгуляться, чтобы потешить свое эго. Так, уже в перестроечное время, Г. А. Далецкую на посту директора сменил еще более жесткий тиран – учитель математики Ольга Ивановна. А подпевалы были все те же.
Эта победа была еще важнее для меня как личности, так как лишь после двадцати лет мне удалось самой побороть мою природную и приобретенную болезненную застенчивость.
А между тем я набиралась опыта в своей профессии учителя и с удовольствием общалась с детьми. Какие же они были славные и умные! Остроумие их било через край. Быстро оценив ситуацию и сообразив, что я не злюка и не зануда, они смешили меня до слез.
Мне ничего не оставалось, как отворачиваться к окну, чтобы быстро отсмеяться и продолжать урок. Как-то, помню, сказала им (это был мой 2-й класс), что не начну урока, пока они не уберут мусор под столом. Они с радостью отозвались и говорят: «Анна Вадимовна, а мы Вам тут туфельки почистили».
И таких анекдотичных ситуаций было очень много. Вероятно, юмор и смех не только продляют жизнь, но и улучшают процесс запоминания.
ENGLISH AND FRENCH
Это было все в молодости, а сейчас растет новое, удивительное поколение. Это дети 2009-2011 годов рождения. И это в основном девочки. Они смотрят отрешенным взглядом на мир и презирают все вокруг, особенно знания. Они не могут отличить прозу от поэзии, не знают, что поезд вас не привезет прямо домой, они ничего не читают и ничем не интересуются.
Одна моя ученица по имени Варвара имела обыкновение плотно «занавешивать» лицо волосами на уроках или надвигать на глаза шапку. Ее мама явно боялась это чудо и забыла, что существует на свете ремень. В общем, Варвариной задачей было всячески препятствовать получению знаний, и это ей удавалось легко. Как-то муж после урока с ней спросил меня: «Ну что, уже отварварилась?»
Так, с легкой руки моего остроумного мужа, у нас в семье появился новый глагол.
СИСТЕМНЫЙ ХАОС
В другой семье, где я учила детей, мне пришлось отказаться сначала от младшего – Льва, так как я почувствовала угрозу своему здоровью. Да! Да! Именно так! Лев общался со мной не для получения знаний, а попить моей кровушки, покуражиться вовсю!
Когда я приходила к ним домой, отец семейства мог ворваться в комнату и начать кидаться подушками. Или спокойно прийти в комнату и начать вести громкие переговоры по телефону, всячески демонстрируя, что меня он в расчет не берет)
Моя ученица психолог Наталья объяснила мне этот феномен. Оказывается, есть семьи и люди для которых Хаос – естественная среда, как для рыбы вода. И они могут жить только в Хаосе, иначе они задыхаются. Как Вам это нравится?
Так что каждый педагог обязан быть психологом, иначе – крышка! Пиши пропало!
Далее по поводу той же самой семьи: со старшим братом мы занимаемся по телефону несмотря на мои настойчивые просьбы применять скайп. Парню уже четырнадцатый год, он в 8 классе, очень слабо соображает не только по-английски, но и по-русски. У него убогий словарный запас, он умственно неразвит, почерк его страшен! Слова «беспечный» и «обеспеченный» значат для него одно и то же: «богатый». Ну и в таком же духе. Ни логики, ни памяти, ни соображения. Зато его мать знает, что во время занятий со мной он параллельно играет в компъютерные игры)) Ну разве не Хаос???
И вот на почве системной борьбы с хаосом подопечного в его голове, у меня родилось гениальное решение в отношении развития у него навыков английского и русского параллельно. После обработки и обсуждения оригинального оксфордского текста по-английски и снятия всех смысловых трудностей, я прошу его передать мне смысл рассказов по-русски внятно, ясно, логично, хорошим языком. Это для него было сначала непреодолимой задачей, но «вода камень точит».
Так вот что придумал мой подопечный: он сажает с собой рядом кого-то из семьи, знающего английский, и складно говорящего по-русски, и начинает мне вдруг отвечать очень гладко и без ошибок) Ну ей богу, как дети!
То, что вокруг сейчас почти нет Нормы, я уже и не говорю. Так что приходится выживать, полагаясь на зверскую интуицию (опыт уже не может помочь)
Самое для меня интересное, это почему богатая еврейская семья не может обеспечить сыну уроки по скайпу, почему я веду уроки по Воцапу. Но это вопрос к главе семьи (матери Николая).
Да что там скайп, они и завтраков и обедов то своим детям не могли обеспечить! А дело в том, что любой преподаватель, обсуждая с учениками простые житейские темы на языке, поневоле узнает много пикантных подробностей о быте своих подопечных. Спрашивая младшего Лёвушку во сколько он обычно завтракает перед школой, я получала странный ответ: он не завтракал вообще никогда, да и не обедал тоже вплоть до 6-7 часов вечера. Ничего себе, обалдевала я: один приём пищи в день у 8-летнего мальчишки! Жуть! Так что, друзья мои Хаос действительно явление системное и анализу не поддается!
Да уж, скажу я Вам, с Хаосом бороться бесполезно, от него надо просто отползать!
(Уже теперь, по прошествии времени я должна объяснить вам, друзья мои, что Хаос – это творение темных сил, у Бога такого явления не бывает, Бог – это изначально гармония и порядок во всем.) Так что вывод предельно прост – у темных людей царит Хаос, это их епархия, их среда обитания, их комфортное состояние. А вам там быть небезопасно – от ЧЕРТЕЙ надо бежать и чем дальше, тем лучше.
ПЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ
Вообще в практике преподавания и английского, и французского меня спасает мой артистизм и непредсказуемость для учеников. Меня абсолютно невозможно застать врасплох. Никакая тупость и никакой дурацкий вопрос не выведут меня из равновесия, так как я тут же придумаю нетривиальный ответ и остроумный ход.
Очень смешной эпизод произошел как-то с малышом Егорушкой, которого его мама Алла уговорила взять в обучение, несмотря на 6-тилетний возраст. Начала я с простых упражнений, а потом, видя смышленость подопечного, стала наращивать сложность материала. И вот, как-то сидит Егорий, читает по скайпу материал оксфордского курса Grapewine и вдруг спрашивает меня: «Анна Вадимовна, а Вы не забыли, сколько мне лет?» Я сразу нашлась: «Нет, я помню, что тебе уже целых семь лет исполнилось!»))
Вот, например, когда Николай начинал явно валять дурака на уроках английского, я быстро начинала говорить по-французски и, когда он удивлялся, заявляла ему, что ему абсолютно до лампы, на каком языке ведется урок.
Когда моя ученица Антонина никак не могла запомнить слово «unfortunately» (к сожалению), я посоветовала ей пропевать его по дороге домой. И она намертво запомнила его))
ГОРЕ-«УСЫНОВИТЕЛЬ»
Один лишь раз я совершила непростительную ошибку, даже, скажем бестактность. Вот как было дело. Ходила ко мне высокая красивая девочка Диана, которая училась в 6 классе и была нулевой в плане английского языка. У нее не только была на нуле простейшая нормативная грамматика, но и было особое, ранее неизведанное мной отторжение знаний, могло показаться, что она вовсе неспособна к обучению.
Но лицо у девочки было не по возрасту умным и смышленым. Тут что-то не так, подумала я. Стала я разгрызать этот орешек и поняла, что дело, по всей видимости, в психологической травме, полученной на уроках в школе. Разговорилась с Дианой и поняла, что попала в точку.
И стала очень мило, остроумно и нежно выводить ее из ступора. Мне приходилось выворачиваться наизнанку, придумывая совершенно нестандартные способы объяснения материала, потому что все линейные методы были перекрыты ее сознанием, вызывали лишь отторжение.
И вот наконец, после моей невероятной борьбы за нее, наступил сдвиг, и мы пошли продвигаться нормальными темпами. Все бы было ничего, если бы однажды не случилось непредвиденное: во время урока раздался звонок телефона, и я взяла трубку.
Грубый мужской голос, плохо говоривший по-русски, начал что-то говорить мне, кажется, требуя отчета о проделанной работе. Это был ее родитель, с которым до этого Господь меня не сводил. Так как на уроке я всегда нахожусь на своей творческой высокой волне, то выйти тут же в примитивную и грубую реальность я не сумела и попросила его решить этот вопрос позднее, не мешая мне вести урок.
Но это было бы полбеды – я сделала еще одну непростительную глупость – предложила Диане «удочерить» ее, конечно, в шутку) Уж очень образ этой девочки не вязался у меня в голове с образом ее примитивного, бандитского папы. Ну дальше Вы можете догадаться сами: Диана рассказала об этом маме, и я перестала получать 1300 рублей за занятие, завернутые в рваные полсалфетки. Увы и ах!
Дай им бог найти такого же Учителя как я, кто будет решать психологические и обучающие задачи одновременно и артистично!
СЕРЬГА В НОСУ КАК ПРИЗНАК «ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ»
Пойдём в воспоминаниях и рассуждениях далее. В конце 2023 года я познакомилась с моими будущими учениками английского в парке Сокольники, у костра. Симпатичная молодая мама гуляла с двумя из троих своих детей, и мы разговорились с ней. В результате ко мне на обучение поступили 9-ти летний Богдан и 13-ти летняя Алёна, чему я была, конечно, очень рада.
Начала заниматься с обоими примерно с февраля 2024 года, причём 3 раза в неделю с Богданом с нуля, и один раз с Алёной, которая, как полагала её мама, особенно не нуждалась в обучении;)
А надо сказать, что в этом и состоит общеизвестное заблуждение многих людей: складывая с ошибками английские слова между собой, не ведая броду в иностранном языке и в его грамматике, у них создаётся впечатление, что они владеют языком вполне сносно (ведь комплексов –то у них нет). Ну это явление имеет даже особое название в среде преподавателей : false beginners.
Какая же тут особенность? Да, подопечный ваш что называется «слышал звон», но не совсем понял в каком ухе – левом или правом, сказала бы я. Чем это напряжно? Самомнением на почве безграмотности, да ещё «inflated ego» неописуемое в довесочек, вот вам и анкета подопечного.
Да, иногда учить с нуля бывает быстрее и легче, чем переучивать упрямого осла или ослицу. Этот случай с Алёной был как раз такой. Но выбора у меня не было и я стала прорываться шаг за шагом, ясно увидев масштаб путаницы в её голове, помноженный на жуткое самомнение и гонор.
Но тут нельзя не упомянуть очень важный фактор: дети в этой семье не посещали школу вообще, с самого начала, и всё образование происходило у них на дому, путём найма всех необходимых учителей по всем предусмотренным предметам.
Что такое дети, не посещающие школу, вы, может быть, и не знаете, но догадаться сможете. Это полное отсутствие социализации и распорядка, режима и усидчивости. Разгильдяйство по существу, возведённое в норму и в ранг семейного закона. Да, приоритеты и специфика этой русской семьи были ещё похлеще еврейской, скажем так.
Между тем, нацеленность на успехи в спорте и хоровом пении были превыше всего. Хор пел где ни попадя – в переходах и станциях метро, храмах, клубах, и далее по списку.
Этой внутренней политикой образования детей целиком заведовала мама, моя тёзка. Поначалу я не заподозрила никакого подвоха с её стороны в смысле поощрения знаний, развития кругозора у детей с моей стороны.
Напряг пошёл с того момента, и я его ощутила кожей, что я никак не ведусь на бесконечные приглашения посетить хоровое пение Алёны. Анна закусила удила ни на шутку.
При том, что я всегда придумывала потрясающие педагогические ходы и интересную подачу материала, выстроила за год всю нормативную грамматику Алёне, успела прочитать и обсудить две английских оригинальных книги, с нуля вывела тугодума Богдана на очень приличный уровень понимания языка и чтения, всё это мне было уже ни в честь, ни в славу. Анна придумала хитрый ход – тайно села присутствовать на уроке с Богданом, от чего парнишка совсем растерялся и на занятии был сам не свой. Нервничал ужасно и отвечал невпопад. Я не могла понять, что с ним не так. Стал мне после урока слать на воцап дурацкие вопросы.
В общем, Анна подготовила моё увольнение заранее, сославшись на якобы зубрёжку как мой метод работы с детьми. Большего нонсенса трудно даже и представить, но хозяин-барин. А знаете, что её вывело из себя на самом деле? То, что я стала пропагандировать умное чтение, развивающие фильмы, программы.
Так вот, Аркадий Гайдар с его «Тимуром и его командой» и стал роковой книжкой для меня. Мать семьи с серьгой в носу этого насилия над семейными ценностями не вынесла;)) Увы и ах!
ОЛЬГА - БИБЛИОТЕКАРЬ
Но, слава богу, есть у меня своя отдушина в профессии: леди Би – она же Ольга -самокатчица, она же Оля библиотекарь.
С Олей я почти уже сроднилась. Она пришла ко мне, кажется, летом 2019 года заниматься французским с нуля. Так, шаг за шагом, мы перелопатили с ней весь учебник Александровской от корки до корки. Попутно Оля выносила своего прекрасного сынишку и сделала ремонт в своей новой квартире. Через 3 дня после нашего последнего занятия в июле 2022 года она родила Гаврюшу и назвала его Дениской. Случилось это 24 июля, и полгода Оля была в законном декрете.
И вот недавно моя Оля вернулась ко мне и к французскому. И мы решили с ней не мелочиться и выходить на уровень D 4!
Удивлены? – И правильно! Это уровень книги французского историка и философа Мишеля де Сан Пьера «Драма Романовых» (« Le drame des Romanov») в трех томах.
И мы с Олей в ходе урока уже обсуждаем на языке сложные философские и исторические аспекты книги французского историка, увлеченно спорим в поисках истины.
Завидуете ей? Приходите ко мне, и мы с Вами тоже прорвемся к свету знаний! Да здравствует пытливая и талантливая молодежь!
РЕПЕТИТОР
Странное название, не правда ли? А вот и не странное вовсе. Отнюдь.
Рассказ "Репетитор" есть у блестящей Тэффи - Н.А. Лохвицкой, которой в начале прошлого века зачитывалась вся прогрессивная Россия. Так вот, герой одноимённого рассказа Тэффи - Коля Факелов, гимназист 8-го класса.
"Когда у Коли Факелова отлетела подмётка и на втором сапоге, он заложил тёткину солонку и составил объявление: "Гимназист 8-го класса готовит по всем предметам теоретически и практически, расстоянием не стесняется. Знаменская, 5. Н.Ф."
Отнёс в газету и попросил конторщика получше сократить, чтобы дешевле вышло. Тот и напечатал: "Гимн. 8кл. г. по вс. пр., р. не ст. Знам. 5, Н. Ф., др".
Пришла на буквы Н.Ф. открытка следующего содержания: "Господин учитель гимназист пожалуйте завтра для переговору Бармалеева улица номеру дома 12.
Госпожа Ветчинкина"
Так вот, примерный контекст вам, вероятно, уже ясен, а блистательную Тэффи нужно читать самим в подлиннике. Лучше запоем:)) Она того стоит!
Зараз не об этом. А о том, что нынче всё больше Коли Факеловы на просторах учительства надрывают пупок. А воз и ныне там, в смысле воз знаний не двигается с места. Да и как он может сдвинуться, если такие "репетиторы" сами недоучки:)?? И это касается абсолютно всех наук, особенно гуманитарного цикла.
Как же доказать этот постулат? А его и доказывать не нужно: всё совершенно очевидно и наглядно. Уже тот факт, что сами взрослые нынче страдают хронической неграмотностью, необразованностью во всех смыслах. И, не развиваясь сами, предпочитают и детей своих держать в состоянии недорослей Фонвизина. Так проще. Ведь "Горе -то от ума" на Руси, а не от чего-нибудь другого:)
Так, к примеру, одна моя знакомая дама, весьма солидного социального статуса, член партии одного непонятно кого недавнего на букву Д, на моё предложение учить её сына английскому, просто вскипает от противления всем языкам и знаниям на свете. Её просто сносит шквалом протеста! "Вот оно чё, Михалыч", а вы говорите науки!
Ну что вам сказать, друзья мои, всё это негоже и непригоже (я имею в виду отторжение знаний, отпихивание их изо всех сил:) Ведь это какой же пример для ваших отпрысков? То-то и оно!
А теперь несколько слов по существу вопроса и уже на полном серьёзе.
Дело в том, что, не знаю уже с чьей дурацкой подачи, понятие УЧИТЕЛЬ улетело с птичьей стаей в жаркие страны, вероятнее всего.
А ему на смену пришло мутное понятие "репетитор", уже одним звучанием своим говорящее вам о полном отсутствии присутствия, уже не говоря об ответственности за результаты.
В этом-то и зарыта собака, и даже не одна, а целая свора:)
Если вы отдали ваше дражайшее чадо вот такому Коле Факелову, то уж не взыщите, репетитор вам "обеспечит" результат! Так как вы сами "ни бельмеса" в иностранных языках, равно как и ваш сосед сверху, то и учить он будет дитятко ровно до того момента, пока вы не поймёте, что из двоек в школе ребёнок так и не вылезает.
Скажу откровенно - тот, кто называется репетитором, не научит вашего ребёнка ровно ничему. Научить может лишь УЧИТЕЛЬ, только он. Почему?
Потому, что Учитель - это призвание, а не способ добывания денег. Учитель - это самая высокая Миссия на Земле.
И вам крупно повезёт, если вы встретите Учителя на своём пути. Вот только ему вы и сможете доверить образование вашего потомства закрыв глаза, с лёгким сердцем.
И настоящий Учитель от Бога не будет смотреть на часы, отсчитывая минуты и секунды до конца урока, он просидит если нужно много часов подряд, выполняя свою задачу.
А истинный филолог, как человек широко образованный, эрудированный, даст вашему ребёнку не только узкие знания по конкретному предмету, а широкое и глубокое понимание мироздания, страноведения, культурологии, этики и многих других понятий, формирующих истинно духовную личность.
И что ещё любопытно - лишь единицы учителей иностранных языков дают детям понятие о связи между языками, о том, например, что английский и французский по сути - один язык с точки зрения словарного состава благодаря истории норманских завоеваний.
А ещё меньше учителей способны обучать двум языкам параллельно. И это очень жаль.
Мне остаётся лишь добавить, что я разработала уникальную методику обучения английскому и французскому параллельно, причём на базе аутентичных материалов, созданных носителями языка.
И я веду уроки и очно и по Скайпу с одинаковым успехом. Мои ученики - люди всех возрастов и социальных статусов. Главное, я их всех Очень люблю, потому что вкладываю в обучение всю душу и своё сердце!
Свидетельство о публикации №125011204886