Александр Островский и его герои
Люблю я Островского давно, еще со школы. Помнится, «проходили Грозу», жалели Катерину, удивлялись прозорливости учителей, распознавшим в Кулигине Кулибина. Ничего не поняли, как и всегда. Однако, мной лично, все пьесы в библиотечной книге были прочтены.
Помню, как я их читаю, наслаждаюсь разными образами, смешными именами и фамилиями, которые должны подчеркнуть характер (это же все-таки театральная пьеса). Как я всплескиваю руками, ну, надо же, актер «Несчастливцев», купец «Большов». Ой, ну и имена, ну и отчества «Силыч», «Самсон», «Фелицата». Островский, как купец в лавке, раскидывает перед купчихой-комсомолкой одну материю, другую, третью - не зря же тексты сравнивают с материей. Ярко, добротно, мне, как нижегородке, прабабушка которой была соседкой дедушки Каширина, попросту невозможно перестать восторженно трогать и гладить эти бесподобные текстовые материи. Хотя, суть диалогов мне далека и не близки проблемы героев, я вижу, что хорошие люди страдают, а плохих унять некому. Наверное, нужна революция, чтобы плохих поставить на место, злых богатых наказать, добрых бедных утешить (на это явно намекает критика и учительница).
А потом я стою на Волжском обрыве и думаю, почему восхищаются фразой Катерины «Почему люди не летают, как птицы»? Что же в этом необычного, другого тут и не подумаешь. Смотрю с высокого берега Волги туда, где Бор, где заливные луга и ночью мне тоже снится, что я летаю…
Вспомнила я эти детские впечатления девочки формации «Развитой социализм», взяла, да и посмотрела с наслаждением всю коллекцию пьес Островского Малого театра, а, до кучи, еще несколько фильмов. И вдруг увиденная в юности картина начала перетекать из социалистической формации в капиталистическую. Интересный персонаж спектаклей вышел на сцену лично и занял такую ее большую часть, что я начала его пытаться задвинуть и поставить на более скромное место. Это тот персонаж, о котором и говорить то не принято, но не увидеть его теперь, в недоразвитом капитализме, сменившем развитый социализм, уже невозможно. И персонаж этот - Деньги.
О! У Островского этот персонаж (как и все) колоритен и не надо делать вид, что он не значимый, или что он отрицательный, мол, у нас тут искусство, а не лавка купеческая. И на лавку извольте глянуть-с. Да-с. Этот персонаж у Островского и в судьбах, и в мыслях, и диалогах.
Деньги достают купцы из карманов толстыми красивыми пачками и бросают их на чашу весов чужой судьбы. («Поздняя любовь», «Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Женитьба Белугина», «Пучина» и другие) И в этот момент чаша весов падает в неотвратимый «хэппи энд». В этот момент герой Деньги прекрасен и благороден. Деньги в пьесах Островского не прощают своего унижения, мстят, когда их не уважают, когда их проигрывают в карты, когда они «бешеные», нечестные, нетрудовые. Они и искушение, и награда. Они - живой персонаж, сыпятся из руки медяками в «Пучине» (а детям то нужен врач, дети умирают, но, где же взять денег то, не то, не то, медяки доктор не возьмет) Или их купец достанет из сюртука, и они становятся спасением. Они, как люди - разные, могут погубить и обесчестить, могут спасти, о них и мысли, и мольбы, и раскаяние.
А «Гроза»? Да, и в «Грозе» тоже, Кулигин хочет получить у англичан миллион за свои «вечный двигатель», чтобы в городе были трудовые места (так и говорит, не смейтесь), чтобы было, где работать, а то мещане сидят, руки есть, а заработать негде. В той же «Грозе» Борис восклицает «Эх, кабы сила!». Да уж скажи честно - «Эх, кабы деньги!». У купцов то, что не отчество то «Силыч».
А что толкнуло в «Пучину» то? Не разобрался, что, свекр обманщик, а будущая жена - отрицательный типаж купчихи (бестолковая злая дура). Считаю, не в этом дело… Оступился герой в своих мыслях и решил деньги проживать, а не зарабатывать То, что имел, отдал Деньги свекру в рост, сам бросил учебу. Понадеялся на Деньги, а эти Деньги не заработал, потому они с героем и не остались и поглотила его пучина бед и бедности. Вот жена умирает, дети болеют, нет денег - нет врача, должны лавочнику, мама совсем старенькая считает копейки… Еще и свекр обмывает и разоряет окончательно (Слишком легко герой подписывает отказ от денег, а нельзя так с персонажем Деньги поступать!), правда, потом свекр разоряется и сам. Он обманул, потом его обманули. Воздалось.
Тут появляется разбогатевший друг главного героя, бывший однокурсник по университету. Он, также, как Герой, прошел через нужду, но справился с ней, не канул в пучину бедности, а преуспел в профессии адвоката. Он приходит старому сокурснику на помощь. Первое что приходит с богатым сокурусником -Деньги, и всем становится легче. Островский материальную помощь друга не оставляет где-то за кадром. Как всегда, пачка денег - на стол! А потом богатый друг и дочь обнищавшего главного Героя берет замуж и дает ей кров, избавляя от участи содержанки (чего мелочиться то, сходу и замуж, люблю Островского за «хэппи энды», не жмотничает он с ними).
В каждом диалоге бедняков речь о том, как выбраться из пучины нужды (нет, не про социальную несправедливость и не про революцию). Сначала меня удивило, что типаж положительного героя у Островского - «Успешный купец труженик», но, слава богу, спектр профессий расширился и появился «Успешный адвокат - труженик» и «Успешная талантливая актриса». И все они трудяги. Они построили свою жизнь, дело, преуспели в профессии и это вызывают уважение автора и мое.
Отрицательные герои - дармоеды, они наследуют деньги, работать не умеют и не хотят, обманывают, мошенничают и, если и не получают по заслугам немедленно, то уж точно бог их не простит и как-то накажет за эпилогом.
А насчет того, что «Катерина - луча света в темном царстве», то, боюсь, Луначарский что-то недопонял, там был нужен всего-то добрый и богатый купец, исходя из логики Островского. Целый город в «Грозе» лишен умных, добрых и при этом богатых людей, беда то какая. Драма. Кулигин знает, как это решить, но увы, нужно ему изобрести «перпетум мобиле».
Да, для Островского успех и пришедший за ним достаток - не пустые слова. Для актрисы это будет признание, для купца - свое дело, например, фабрика, для адвоката - хорошая практика. А все блага, доставшиеся без труда, утекают у героев, как песок сквозь пальцы и эти никчемные люди в пьесах только и умеют, что обирать, да, развращать. Паратову не завидуем, он разорится, я вам это твердо обещаю, просмотрев столько-то спектаклей.
Не знаю даже, как драматург Островский, который своими спектаклями зачастую воспитывал купцов, и хотел видеть их трудолюбивыми, честными и добрыми, пережил социализм. Где у него в произведениях пролетариат? Это половые что ли? Так он их что-то не жалует. Такое повествование, которое я описала, пожалуй, что и не захватит зрителя… Но герои, хоть живут практично и вроде бы приземленно, вдруг и влюбятся, увлекутся, или запоют так, что по коже побегут мурашки
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
И вдруг исчезнет обретенная житейская ясность, появится глубина, как в омуте, наползает утренний туман на Волгу, и видны лишь контуры берегов, островов. Положительные герои видят и чувствуют эту красоту волжского простора и мы вместе с ними ее чувствуем, а вот отрицательным героям красота эта не доступна. Суда и баржи плывут по делу и за купеческой прибылью и мы слышим их гудки и всплески.
И снова все загадочно в человеческой душе и понятно только одно - само произведение талантливо, потому что на разрыв и души героев, и наша. Каждый диалог - то сомнение, то мольба, то приговор. И слушаешь их завороженно, ловя каждое слово и каждый поворот мысли. Наконец-то, персонаж Деньги, создав канву пьесы, выстроив события в жесткой неотвратимой логике, отходит в сторону, оставляя героем возможность помечтать о счастье, замереть на обрыве от красоты Волги и сделать драматический выбор в своей судьбе или выбрать судьбу актрисы и увидеть театр у ног своего таланта.
Критику, что у меня просмотр творчества Островского, с некой личной «призмой», не принимаю. Это «призма» - не моя, а Островского. Это у Островского одна из первых, получивших признание пьес, называлась «Банкрот» (более позднее название «Свои люди, сочтемся»), потому что именно он, не я, провел всю юность среди клиентов своего отца адвоката, тех самых банкротящихся купцов. А подождите, оценит он еще и красоту русской природы под Костромой и напишет «Снегурочку». Да, и не так важна эта «канва»... Хочется здесь вспомнить И.Бергмана «На тонкой канве реальности воображение плетет и вяжет свои узоры». Узоры, который вывязал Островский в своих пьесах, прекрасны, смотреть на них и смотрть, не оторваться...
Свидетельство о публикации №125010304680
Привет, Танюша.
Эм Проклова 24.02.2025 20:44 Заявить о нарушении
Неволшебная Лягушка 07.04.2025 09:44 Заявить о нарушении