Творчество, символы и связь времён
Особый интерес (как упоминалось ранее) вызывает то, что схожие предпосылки имели место ещё в архаичные времена, когда подобное мышление (с точки зрения современных представлений) именовалось "первобытным менталитетом". Как известно, единственной формой коммуникации между людьми в тот период времени была устная речь. Вместе с тем, практически вся окружающая среда (включая такие объекты, как: горы, реки и т.д) представлялась не только живой, но и управляемой различными духами. Поэтому многие события (будь то: падение камня или ветки, вспышка молнии, наводнение или неожиданная встреча с хищником) воспринимались не как случайность, а как (обусловленный с внешней стороны необходимостью) контакт с представителями подобного мира.
В свете сказанного ещё более примечательным является то, что подобные контакты могли передавать человеку послания, выходящие далеко за пределы своей видимой реальности. В определённой степени это напоминает современную интерпретацию народных примет (к примеру, встречу на дороге с чёрной кошкой и т.д). Какое отношение сказанное может иметь к настоящему? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, в каком пространстве предпочитает находиться наше восприятие. Если это - лишь внешний мир видимого материального - то, вероятно, практически никакого. Однако, для людей восприимчивых, имеющих отношение к какой-либо разновидности творческой деятельности - это пространство удивительных возможностей.
С заронутой темой неосредственно связана и история культуры. Так, эпоха романтизма оставила нам удивительные по степени проникновения примеры литературного, музыкального и живописного символизма, которые в немалой степени были связаны с индивидуально воспринятыми образами природных и рукотворных объектов. Чтобы убедиться в этом достаточно обратиться к творчеству В.Мюллера, П.Шелли, Р.Бёрнса, Э.Т.А. Гоффмана, К.Д.Фридриха и многих других. Подобные примеры можно найти в творчестве, как значительно более ранних, так и более поздних авторов самых разных стран (к примеру, в образцах японской поэзии).
В заключение остаётся лишь добавить, что каким бы фантастическим ни казалось обращение к подобному способу мировосприятия, оно способно заметно расширить пространственные, временные и смысловые границы творческого процесса, делая его органичной частью живой окружающей среды (или используя объекты этой среды в качестве своеобразного проводника или посредника творческого процесса).
02.01.2025 г.
Свидетельство о публикации №125010206102