Солнце музыкой звучит

            ПОЭМА

    О  ДЕТСТВЕ  И  ЮНОСТИ

     НИКОЛАЯ  ЛУГАНСКОГО




Не  в  заморском  чудном   царстве, 
А  в  Советском  государстве,
Не  столетия  назад,
А  всего  лет  пятьдесят,
Не  в  глубинке,  а  в  столице
Жил  да  был, как  говорится,
А  точней:   жила - была
И  со  всей  страной   вела
Дней  счастливых  не  считая
Верный  курс  семья  простая,
То  есть  мать,  отец  и  сын.
У   родителей   один
Рос  прекрасный  и  здоровый
Мальчик   просто образцовый:
Во  младенчестве  кричал,
А   потом  озорничал,
Как   ребенку   полагалось;
С  ним  семья  не  напрягалась;
Без  проблем  особых   был 
Сын  их,  первенец,  Кирилл.

Говорил   отец,  что  хочет,
Чтоб  фамилию  упрочить,
Он  иметь  двух  сыновей, 
До  женитьбы  уж  своей.
На  законное  хотенье
Вышло  божие  решенье:
Дал  Господь  на  то  добро,
И  родился  сын   второй.*
 _______________
  * Николай  Луганский  родился  в  Москве
  26 апреля  1972 года.
_________________________

Извиненья  сразу  просим,
Что  у  нас  не  сказка  вовсе,
Хоть  имеется  зачин,
И,  как  в  сказке  чином  чин,
Происшествий  много  дивных,
Поведем  рассказ  правдивый.
Есть  в  нем несколько  прикрас,
Но  без  них  какой  рассказ?
Шанс  имеем в  нем  шикарный
Провести  идею  кармы.
"Вещие"  героев  сны
Нам  вещать  о  ней  должны.
Не  потрепанная  тема:
Музыкант. О  нем  поэма.
Есть  начало!   Сын  второй
Будет  главный  наш герой.

Как  его  рожденье  было,
В  небе  встреча  проходила.
Ангелов  Господь  созвал,
На  младенца  указал.

       Г о с п о д ь
(Обращаясь  к  одному из ангелов)

Се  плод  замыслов  любимых,
Испокон   веков  хранимых,
Много  я  в  него  вложил.
Будь   хранитель,  послужи;
В  исполнение  надежды
Не  своди  с  него  ты  вежды,
Занимайся  только  им,
Чтоб  был  цел  и  невредим.
   
    (всем  ангелам )
Тож   и  вы,  когда  летите 
Над  Москвой,  его  призрите,
Осените  лишний  раз -
Вам  даю  такой   наказ. 
       ________________
Тут  архангелы  явились,
На  младенца   умилились
И  для  всех  желая  благ,
Чередой  вещали  так:

      Р а ф а и л

Славим  Господа  творенье.
Вечное  Земли  вращенье
И  светил  небесных ход
Красоту  в  себе  несет.
Все в порядке стройном, строгом
Совершается  пред  Богом
Им  предписанным  путем
И  в  звучании   притом.

     Г а в р и и л

В  хорах  сфер, где Вседержитель
Основал  свою  обитель,
Где   гармония  царит,
Солнце  музыкой  звучит.
Звуки   музыки  чудесной -
Образ  красоты  небесной;
Солнца  слышавший  полет
Их  да  воспроизведет!
          
      М и х а и л

На  Земле  бушуют  воды,
Блещут  молнии.  Народы
Мнят  друг  друга  истребить.
Чем  злодейство  искупить?
Если  музыкант  играет,
Неизбежно  выступает
Их  враждебности  тщета.
Мир   спасает  красота!

   В с е   т р о е

Крепнет  наше  упованье
Перед  Господа  созданьем.
Он  творит  от  века  в  век:
Вот  родился  человек...
 _____________________________

Николай   мальца   назвали.
С  ним  сперва  хлопот  не  знали.
Божьей  помощью  растет;
Что  дадут,  то  ест  и  пьет;
Вместо  криком  надрываться,
Всем  дает  он  высыпаться.
Но  когда  малыш  подрос,
За  вопросом  встал  вопрос:
Он  в  игрушки  не  играет,
Детских  книжек  не  листает,
Не  упрашивает  мать
Ему  сказку  прочитать;
Та  прочтет,  - он  как  не  слышит,
И  каракулей  не  пишет,
И   задумчив  стал  на   вид.
Мать  у  сына  плешку  зрит.
Видит:  тянутся   ручонки
Вырвать  волосы   из  челки.
Что  он  хочет?  Кто  бы  знал?
Доктор   маме  подсказал:
Он  к  чему - то  предназначен,
Вам   решение  задачи
Предстоит;   И  вот  сам  Бог
Им   решить  ее   помог.

У  отца  со  старшим  сыном
Был   поход  по  магазинам.
Парню  бросилось  в  глаза  -
Он  о  том  отцу  сказал  -
Маленькое  пианино,
И  отец  меньшому  сыну
Ту  игрушку   и   купил,
И  принес,  и  подарил.
Без  особенной  охоты 
Показал  он  Коле  ноты,
Каждую  ему  назвал,
Детский   шлягер  наиграл:
"Пусть  всегда - а  будет  солнце..."
(Нету  рифм  опричь  "японца"!)
Коля  сразу  указал
Место,  где  отец  соврал.
Без  вниманья  был  оставлен
Звук  фальшивый  иль  исправлен,
Нам  не ведомо,  но  вот
Вышел  странный   оборот.
Как  назавтра  он  с  работы
Воротился,  Коля  ноты
Без  ошибки  называл,
Сколько  б  клавиш  ни  нажал
Папа   в  комнате  соседней.
"Что  за   недоразуменье?
Это   абсолютный   слух!" -
Думал   папа. "Я  лопух," -
Прошептал  он  маме  бледный, -
"Проиграл  пари   я,   бедный:
У   научных   чтоб   людей
Рос  Бетховен  Амадей!
Вышел  нам  с  тобой  сюрпризик!
Ты  ль не химик? Я  ль  не физик?
Музыкант  у  нас  рожден!” -
И  не  спал  две  ночи  он.

Был  он  абсолютным  слухом
Поражен: "Ни  сном  ни  духом
Предки.  Мой   прадед  и  дед
В  этом  не  повинны,  нет!
Пели   разве  что  молебны.
Объясненья   мне  потребны.
Также  тесть  мой,  винодел* -               
Он  и  в  ноты  не  глядел..."
Делал  папа  заключенья   
Лишь  с научной  точки  зренья
И  как  член  КПСС
Он  не  допускал  чудес.
Потому  решил  он  честно:
Се  науке  неизвестно.

Мать  партийной  не  была,
Левым   мыслям  ход  дала:
"Может,  мамочка  мечтала,

_________________

 *   Предки   Н.Луганского   со  стороны
отца  были  священники.   Родители  матери  были   агрономы-виноделы.
______________________

Чтоб  я  музыкантшей   стала,
Хоть  была  и  не  из  тех,
В  ком  мечтательности  грех.
Помню,  разучила  в  школе
Вальс  какой-то  я,  не  боле,
Но  мечтанья  как   труды
Могут  дать  свои  плоды...
Как  мы  с  Левой  повстречались,
К  опере  в  любви  признались,
А  к  друг  другу  уж  потом;
Мы  послушали  в  Большом
"Трубадура ",  "Травиату" -
Были  времена  когда-то...
Сын  по  сторону  по  ту
Уж  родителей  чету*
Выбирал  себе  и,  право,
Мы  пришлись  ему  по  нраву,
Потому  как  в  мире  том
Был  с  Джузеппе  он  знаком;
Души  их  там  жили   дружно, -
Так  об  этом  думать   нужно, -
И,  признанием  пленен,
Нас  за  это  выбрал  он. "
Почему  бы  и  не  Верди?
Было  ей   легко  поверить,
Что   им  Верди  кум  и  сват;
Может,   он   и   виноват...      
      
    ________________
 * По данным эзотерики ребенок выбирает   родителей за 6-8 лет до своего рождения.
____________________

Так   судьбы  явилась  Сила.*
То есть жизнь ключом забила.
А  каким  таким  ключом, -
Речь  о  том  и  поведем.

Вот  игрушка - пианино
Уж  не  привлекает  сына.
Вновь  без  дела  он  ходил,
И  немедля   получил
Заскучавший  было  мальчик
Фисгармонию ( органчик),
И  теперь  с  участьем  ног**
Извлекать  наш  Коля  мог
Все   присущие  ей  звуки,
Приложив,  конечно,  руки.
Он  играл  на  слух   мотив,
Волоски  рвать  прекратив.
Но  проблемка - не  проблема.
Тут  была  всей  жизни  тема.
Сын  сказал: "  Отец  и  мать,
В  басовом  ключе  играть
Не  могу  я,  извините.
Вы,  родные,  мне   купите
Настоящий  инструмент."
Те   послушались  в  момент,
Понеслись  по  магазинам
И  купили  пианино*;
Показали  нотный  стан.
Коля  ноты  "брал"  с  листа, -

  _______________
    * Ссылка  на оперу  Дж. Верди "Сила судьбы"
  **  В   инструменте  воздух  подавался  к       голосовым  планкам  с помощью  педалей.
___________________

Даже  страшно  стало  маме:
Их  играл  двумя  руками.
Так  забил  басовый  ключ!
Вышло  солнце  из-за  туч!
Все  вокруг  светлее  стало,
Но  покоя  не  давала
Папе  дума:  " Не  найду,
Кто  в  кого  пошел  роду?
Вот  Кирилл ,  он  сын  ленивый,
Николай  -  трудолюбивый."
К  Коле  снова  мысль   ведет.
Вспомнил  дачный   эпизод:
Солнце  летнее  садится.
Коля   вздумал  подрядиться
К  дедушке  дрова  пилить,
Добровольно,  стало  быть,
Так  как  дед  просил  Кирилла,
Да  тому  до  дров  ли  было.
Вот  двуручною  пилой
Он,  трехлетка,  как  большой
Пилит  с  дедушкой  усердно.
Дед  смекнул:  "Устал,  наверно", 
Сел   как - будто  отдохнуть.
Коля   ну  его  тянуть
За  рукав:  " Полно  работы,
А  тебе  и  нет  заботы!
Не  поспеть  до  темноты,
Отдохнешь  и  ночью  ты !"
Вспомнил  он  и был  доволен:
Не  растет  беспечным  Коля.
Но  терзает   его  дух 
Сына  абсолютный  слух.
_________________
* Чешское  пианино  марки  Petrof
________________

Как   с  работы  он  приходит,
С  Колей  вновь  игру  заводит:
Что  аккорд  он  ни  возьмет, -
Тот  все  ноты  назовет.
"Заварил  ты,  друг  мой,  кашу -
Я  расхлебывай..."  Коляшу
Просит  папа  объяснить:
"Как  ты  ноты  отличить
Можешь   от  одной   другую?
В  голову  свою  больную
Не  вмещу,  не  сплю  порой.
Растолкуй   мне,  дорогой!"
Сострадает  папе  мальчик
И  показывает  пальчик,
Вопрошая:  "Это  что?" -
"Палец", - "Верно,    молоток!
То  есть,  ты,  пап,  молодчина". 
Рад  отец   признанью   сына.
Тот,   доходчивость   любя,
Повернулся  и  себя
Ниже   пояса  похлопал:
"Это  что?" - "Известно... попа", -
"Различит  любой  дурак.
Я   же   ноты   разню  так!"

Папа   Лева   подивился
На  ответ, но  вразумился, 
Успокоившись  на  том,
Что  смекалистым  умом,
А  не  трудолюбьем  только
В славный род пошел их Колька.
"Хоть  Кирилл  и  шалопай,
Но  умен.  В  кого  лентяй?
Что  ж?  Бывают  исключенья, -
Нет  во  мне  недоуменья.
Скажем,  мой  отец  Борис,
Сын   попа,  но...  атеист,
С  генетическим   наследством
Связи  нет.  Болел  он  в  детстве,
На  ноги  не  мог  вставать.
К  чудотворцам  в  Киев  мать
Ко  святым  поход  свершила,
Хворь  от  сына  отмолила,
Он  на  ножки  снова  встал
И  с  молитвой   возрастал.
Свято  веровали...  мы же -
Не  они...  В  войну  я  выжил" -
Вспомнил   папа   и   о  ней, -
"Только   помощью  людей."
Как  в  ту  трудную  годину,
Вся   страна   семьей  единой
Стала,  как  о  них  пеклись,
Как  дни  детства  удались, -
Вспомнил много он примеров,-
Как  ходил   в   дом  пионеров   
И  на  струнных  там   играл.
Колю  тем  не  предвещал,
Так   как  точные  науки 
Побороли   эти  штуки,
Музыкальные...  Был   он
Вновь  феноменом   смятен.
Навалились   думы  валом,
На  судьбу  чуть  не  роптал  он:
"О  себе  теперь  забудь, 
Сына  выводи  на  путь."

Николая  объясненье
И  на  маму  впечатленье
Сильное   произвело,
Повод  гордости  дало.
И  она  была  смышленой,
И  к  наукам  точным  склонной;
Взят  был  ею  с  детских  лет
Курс  на  университет.
Из   пословицы   восточной
Следует   довольно  точно:
Если   ученик   созрел, -
И  учитель  подоспел*.
Так  в  провинциальной  школе
Судеб   или  божьей  волей
По  уму  и  дан  был  ей
Умных   штат  учителей.      

 _______________
* Когда  ученик  готов, приходит  учитель.(Восточная  пословица)
__________________

Хоровод  планеты водят.
Время  весело  проходит.
Солнце  музыкой  звучит.
Детство  Колино  бежит.

Не   нужна  была  смекалка.
Предстояла  музыкалка.
Сын  у  папы  с  рук  тотчас
В  нулевой  был  принят  класс.
Уводили  до  работы
На  притопы  и  прихлопы.
Чтобы  ноты  разучить,
Задавали   их   долбить
Каждую  раз   тридцать - сорок.
Мальчику  как  лютый  ворог
Музыки   учитель   стал.
Николай  ему  сказал:
"Знаю  я  клавиатуру!"
"Вам,  маэстро,   партитуру
Дать?"  - учитель   говорит,
Делая   серьезный  вид.
Получив   в  ответ : "Пожалуй",
И  взаправду  побежал  он;
Вот  уже  ее  несет,
Перед   Колею  кладет.
Заиграл   наш  Коля  тут  же:
Это  то  как  раз,  что  нужно!
В  изумленье  всех  привел,
"Вот  так  диво!" - слух  пошел.
Добежали  до  Неглинной
Мать – отец,- там  был  старинный
Нотный  магазин  в   Москве, -
И   купили   тридцать  две
Всем  известные  сонаты *,
Их  доставили  до  хаты
Без  сомненья:  будет  прок!
И  действительно:   сынок
Не   на  полку  их  поставил,
В  долгий  ящик  не  отправил,
Был   он  несказанно  рад
И  играл   их   все  подряд. 

Ставит   жизнь  опять   задачу.
Собралась  семья  на  дачу.
Коленьке   не  мил  и  свет:
"Пианино  же  там  нет!
Я  в  Москве  останусь  лучше! "
Но  изобретатель  -  случай...**
Нет,  тут   сказано  не  так.
То  был  провиденья  знак.
Мальчика   судьба  хранила.
Сызмальства  ему  фортило.
Чтоб   воспитывать    талант,
В  той  деревне  музыкант ***
С  инструментом  проживает,
Словно   Колю  ожидает.
И  родители  -  к  нему,
Чуть   ли   не  трясут  суму, -
За  любую,  дескать,  плату...
Коля   заиграл   сонату,
Сев  на  стул  на  кипу  книг, -
Очарован   был  старик:
"И  ногами-то  до  пола
_______________
* 32 фортепианные  сонаты  Бетховена
**... и  случай бог-изобретатель (А.Пушкин)
***  Ипатов С.А.   –  преподаватель  музыки   в
ЦМШ,  первый   учитель  Н.Луганского.
________________________

Не  достал... Любая  школа
Рада  будет..."   Малыша
Стал   готовить   в  ЦМШ,*
Значит,  заниматься  с  Колей.
Кто   кому  был  нужен  боле?
Кто  кого  из  них  учил?
Коля   ведь   ученый  был...
Маме,  полный  самомненья,
Дал  Ипатов   наставленья.
Посоветовал  ей  он,
Чтоб  на  полный   пансион
Отдала,  ему  доверив
Сына,  словно  был  он  Зверев.**
(Та,  конечно,   не  отдаст,
Экий  педагог  Эраст!)

Было  маме  сновиденье.
Будто  в  тесном  помещенье
За   клавирами  сидят
Как  бы  несколько  ребят,
А  средь  них  как - будто  Коля;
Мэтр  в  парике,  в  камзоле;
Коля   взял  аккорд  не  так;
Был  за  то  ему   тумак;
Мэтр  бранью  разразился,
Наказать  его  грозился:
"Ах,  урод,  свинья,  болван!
         
   _________________
 *  ЦМШ – Центральная  музыкальная  школа  при 
  Московской   консерватории.
**  Зверев Н.С. (1833-1893) -  пианист  и  педагог,
  открывший  музыкальный   пансион,  где  воспи-
 тывались  Рахманинов,  Пресман,  Игумнов  и  др.
____________________

Вновь  отведаешь  чулан,
Если   это  сочиненье
Не  разучишь  к  воскресенью,
Прихожанам  чтоб  сыграть!"
В  ужасе  проснулась  мать.

То  из  прошлой  жизни  сына 
Ей  привиделась  картина:
Для  детей - сирот  приют.
Музыки   урок  дают.
"Вот  где   Коля  научился,
Что  с  познаньями   родился
Музыкальными!  Как  быть?" -
И  клянется   погасить
Прошлой  жизни  карму*  злую:
"Он  увидит  жизнь  иную.
Он  поручен   Богом  нам.
Никому   его  не  дам,
Никогда  того  не   будет! 
Предостаточно  он  в  людях
В  прошлых  жизнях,  видно,  жил,
Потому   не  полюбил
Детский  сад ”, -  так  полагала.
Мать  все  силы  отдавала,
Чтобы  все  имел  сынок,
Что  пойдет  таланту  впрок.
 __________________
* Карма – совокупность  поступков  в  прошлых 
 жизнях, влияющая  на судьбу  человека  в
 последующих. Карма   рассматривается  и упоми-
 нается  во многих   духовно-научных  трудах
 Р. Штайнера,  например, "Эзотерические
 рассмотрения  кармических  связей", "Перевопло-
 щение и карма"
___________________

Годы   школьные  чудесны!
В  классе  у  Татьяны   Кестнер,
Старой   бабушки  слепой,
Стал   учиться  наш  герой,
Был  повинен  в  том  Ипатов.
Коле  ЦМШ  сосватав,
Про  Тимакина*  наврал,
И  родителям  тем  стал
Как  бы  даже  не  угоден.
"За  границей  учит  вроде...", -
Объяснение  приплел,
Как  бы  в  заблужденье  ввел. 
А  какое  заблужденье?
Было  тут  судьбы  решенье!
Он,  на   Кестнер  указав,
Оказался  сто  раз  прав.
Коля  прошлых  жизней в  ходе
Подготовлен  был  к  свободе.**
Что  ему  преподавать?
Только  термины  назвать.
Музыкальную  науку
Он  прошел.  Поставить  руку?
А  при  чем  тут  педагог?
Гилельс  дочери  не  мог
Руку  правильно   поставить.
А  свою-то  не  приставить,-
 ________________
* Тимакин С.Н. (1916 – 2004) – пианист, музыкальный
 педагог в  ЦМШ  и  Московской   консерватории,   
 учитель  М.Плетнева. Ипатов  рекомендовал Тимакина
 первоначально  родителям  Н.Луганского, также
 как  и  ЦМШ  вместо  Гнесинской  школы.
**   Р.Штайнер,  "Философия  свободы"
______________________

Вразумляла  Кестнер   мать,
Чтоб  себя  тем  оправдать. 
Ни  к  чему  и  оправданье.
Главным   было   завещанье;
Ведь  одной  ногой  в  гробу
Кестнер   Колину  судьбу
Третьим  глазом  прозревала,
Николая   завещала
Николаевой!  (  О   ней
Речь  пойдет  у  нас   поздней).
С  рукопостановкой   Колю,
Знать,  оставили  в  покое.
Кестнер,   взвесив   Колин  дар,
Разве  что  репертуар
Ему  на  дом  задавала,
После  чувства  проверяла,
Чтоб  ребенок,  хоть  и  мал,
С  чувством  правильным  играл.
Говорила   Кестнер: "Страстно
Здесь  играй!"-"Но здесь не страшно,"-
Возражал  ей  ученик, -
На  уроке  спор  возник. 

Как - то  "Кампанеллу"  Листа
От  большого  пианиста*
По  ТВ  услышал  он.
Был  ей  мальчик  потрясен!
Первой  страстью  одержимый
Бросился  он  к  пианино:
"Если  б  также  быстро  мог
Я  сыграть!" -  Другой  урок.

___________________
* В  исполнении   А.Гаврилова
__________________

Мама  все  про  Колю  знала,
Педагогу  предлагала
Точку   зрения   свою;
Знанию  как  и   чутью
Мамы   Кестнер  доверяла,
Должное  ей  отдавала,
Сделав   мать  в  исходе  дней
Ассистенткою  своей.
   
Вновь  по  поводу  свободы...
Мама  в  отрочества  годы
Ей  дышала  грудью  всей,
Нянь  не  требовалось  ей,
Так  как  с  самого  начала 
О  себе  всех  лучше  знала,
Кем,  какой  ей  нужно  стать.
(Можно  тех  лишь   воспитать,
В  ком зерно есть  от  рожденья!)
Приняла  сама  решенье:
Поступила  в  первый  класс
Шестилеткой:  знайте  нас!
Только  мать  с отцом  не  знали,
На  работе  пропадали
До  полуночи   с   утра,  -
Горяча  была  пора,
Руководствовали  дело
Агрономы -  виноделы;
В  сентябре  в  селе   аврал,
В  винограде  сок  играл.

Но  оставим  день  вчерашний.
Коля  мальчик  был  домашний,
Шахматы,  футбол  любил,
Ну  а  музыкою...  жил,
Лет  семи  уж  зная  твердо,
Что  без  музыки  он  мертвый,
И  вписал  в  тетрадь  слова:
“С  ней  душа  моя  жива..."*
В  это  лето  он  на  даче
Музыкальные  задачи
Без  Ипатова  решал,
В  теннис  только  с  ним  играл.

Лето  быстрое  проходит.
Маленький  герой  наш  ходит
Во  второй  иль  третий  класс.
Два  этюда  здесь  для   вас.

Вот  впервые  выступает.
Сев  за  инструмент,  бросает
В  публику он  строгий  взгляд:
Не   начну,  пока  шумят.

Ученик  в  начальной  школе, -
У  него  уже  "гастроли".
Педсовет  куда  решит,
Путь  туда   ему  лежит.
В  Горький  приезжает  мальчик, -
Зал  не топлен.Что ж? Как  пальчик
Тот  шалун   известный,   он
Отморозить  осужден
Ушки?  Нет уж!  Сел  мальчонка
За  рояль, - на  нем  шапчонка.
И   оркестр  смеется.  Ах,
Улыбнулся  даже  Бах!
Репетиция,   не  боле,
______________
* См. Иллюстрацию к поэме 
____________________

Но  закон   уже   для   Коли:
Если   публика   глядит,
Безупречный  нужен  вид.

Так   и   учится  наш  Коля.
Повезло  Центральной  школе.
Смотр  ли,  конкурс  предстоит, -
Честь  ее  он  защитит.
Мама  с  Колей  разъезжает
И  судьбу  благословляет,
Ведь   для  Колиных   проблем
Мать   не  жертвует  ничем.
Как  и  в  детстве,  в  эти  годы
Ощущает  вкус  свободы:
Поступает   по   любви,  -
Так   хоть  это  назови.


Хоровод  планеты  водят.
Детство  быстрое  проходит.
Солнце   музыкой   звучит.
Коля   отроком  глядит.

Подходящей  рифмой  к  "школе"
Оказались  бы  "гастроли",
Но  поездки  той  порой
Содержали  смысл  другой.
Строгий  курс страны Советской
Полагалось  даже  детской
Части  населенья  знать
И   во   всем  его  держать.
Было  соцсоревнованье
Даже  в  музобразованье.
Конференция,  отчет
И  поездки (за  свой  счет ).
Колю  первым  выдвигали,
Строго  рекомендовали
То  в  Тбилиси,  то  в  Баку
Лучшему   ученику
С  мамою,  конечно,   ехать
Отчитаться   об  успехах
Педагогов.  По  стране -
Ох! -  наездились  оне!
Ну,  Тбилиси  ладно, -  кстати
Им  грузины  пир  закатят.
В  основном  же  там  и  тут
Экономию   блюдут.
Чтоб  за  школу  отчитаться,
Можно  сильно  издержаться:
Поезд  еврокласс  во  Львов 
Далеко  был  не  дешев.
Остановимся  немного...
Там  был  слет  музпедагогов.
Чтоб  себя  презентовать, -
Так  по-новому  сказать -
Кто  и  как  детишек  учит,
По  стране  собрали  лучших
Демонстрировать   успех.
Репетировать  их  всех
В  зал  холодный  запустили,
Отопить  его  забыли.
Там  стоял  "глухой"  рояль,
И  стараний  детских  жаль:
Дети  же  не  виноваты,
Что   набит  он  точно  ватой.
Каждый   впору  "заболеть",
Чтоб  провал  не  потерпеть.
Коля   клавиши  общупал,
(Где  об  этом  он  пронюхал?)
Постучал   и  подолбил,
Что-то  про  себя  решил
И  один  из  всей  команды
Так  играл,  как  было  надо:
Звучно  пел  рояль  глухой!
Знать,  наездник  был  лихой,
И  объездить  Буцефала
Сложности   не  представляло.
Всех  глаза  пошли  на  лоб,
Но  сказали: замість  щоб
Змінювать  інструмент  в  школі,
Нехай  учні  грають  як  Коля.

Так - то  музыкой  дыша
Прославлял  он   ЦМШ.
Не  остался  сам  в  накладе:
Получил  таланта  ради
Вольный   график  от  нее.
Здравствуй,   вольное  житье!
Наше   вам   благодаренье!
Ведь   свобода  посещенья
Позарез   была   нужна, -
Знала  Колю  вся  страна,
И  пластинки  выпускали,
И  по  радио  звучали
В  торжествах тех славных дней
Николаев  Амадей,*
То  есть  в  Коли  исполненье,
И  другие  сочиненья.
Пункт  один  несносный  был:
"Луч   прожектора   слепил
Глазки  мне  во  время  съемок!"  -
Маме  плакался  ребенок, -
"Сколько  я  от  них  терплю!
Вот,  ужо  им:  ослеплю!"

Колю  как - то  показали 
В  главной  по  стране  программе
"Время",  -   то-то  проблистал!
Он  в  НИИ  у  мамы  стал
Сын  полка,  а  у  Капицы**,
Где  отец  имел  трудиться,
Академику  наук
Коля  названый  стал  внук.
Папа  вверх  пошел  по  службе.***
__________________
* На радио  в  то  время  была  записаны  Фантазия
 ре-минор  Моцарта, интермеццо  Шумана,
 этюд  Рахманинова.
**  Институт  физических  проблем (ИФП  АН  СССР)
***  Л.Б.Луганский  стал  замдиректора  института.
_________________

"С  Моцартом советским в дружбе
Быть  хочу!", -  шеф  заявил.
Где  Ландау  прежде   жил,
Двухэтажную  квартиру
Дали   папе.  Подфортило?
Бог  за   Колю  порадел -
Есть  играть  свободно  где!

Коля  ходит снова грустный.
Мастер  он  уже  искусный;
Роль  Petrof  свою  сыграл,
И  рояль  просить  он  стал.
Просьбу  такову  едва - ли
Сразу  выполнишь.  Искали,
И  болела  голова
По  роялю  года  два.
И   нашли   рояль  хороший,
Стоил  он  несметных  грОшей.
Только  кто  бы  им  помог?
Не  хватает , - видит  Бог!
Уж   покойный  академик
Предложил   бы  точно   денег.
Бабка  Марья,  дед  Борис
Капельку  поднапряглись,
Тетка   присоединилась, -
Сумма  нужная  явилась.
То-то  кровная  родня!
Потому   в  сей  очерк  я
Кое - что  из  родословной 
Вставил  робко  и  любовно,
Хоть  и  должен  быть  мотив
Более    благочестив:
ПлОти  одухотворенья
Ждет  все  божие  творенье.
Потому  родство  должно
Быть  в  потомках  почтено.

Все   проходит,  как  известно.
Умерла  Татьяна  Кестнер,
И  учителя  уход 
Был  оплакан,  но  прилет 
Николаевой  с  гастролей
С  облегченьем  встречен  Колей;      
Изо  всех  учителей
Он  "завещан"  только  ей.
Да  и  что  могло  быть  лучше?
Колю  изобрел  не  случай,
А,  как  сказано,  в  нем   Бог
Тайный  замысел  берег.
Мальчик  сам  учиться  может.
Рядом  быть  великий  должен
Человек  и  музыкант,
Чтоб   во  благо  рос   талант.

Николаева  Татьяна*
Классику  для  фортепьяно
Всю(!)  играла  наизусть.
Вот  репертуар!   И  пусть
Рихтер,  Гилельс  вам  известней,
Только,  говоря  по  чести,
По  его  лишь  широте
Уступить  должны  ей  те.
Тысяча  произведений
За  три  тыщи  выступлений!
__________________
*  Николаева Т.П. ( 1924 – 1993)  –   пианистка,
 народная   артистка СССР, педагог,  обществен-
 ный   деятель, лауреат  Сталинской  премии.
____________________

Шостакович  был  ей  друг,
Ей  он,  Королеве  фуг,
Посвятил  двадцать  четыре
Фуги*,  что  известны  в мире,
Их   фортепианный  ас
Исполняла  все  за  раз.
Депутат  Мосгорсовета,      
Член  союзов,  комитетов, -
Многое  вместить  могла,
Род  от  Рюрика  вела
И  на  благородства   базе
Лишь  использовала  связи.
Доверяла   ей  страна,
Выездной  была  она.
За  бугром  ее  любили,
Мастерство  ее  ценили;
Каждый   зарубежный   зал
Ей  восторги   изливал.
Меломанами   концерна
Ей  за  несколько   концертов
"Вольво "  был   преподнесен, -
Сувенир   от  «Трех  корон».**
По  заслугам  и   почтенье.
Только  свыше   провиденье
Николая   привело
Под  такое - то  крыло!

Но  несет  он  те  же  "узы".
Снова  конкурс  Всесоюзный.***
___________________
*   Шостакович Д,  24 прелюдии  и  фуги, опус  87
**  «Три  короны» - национальный  геральдический
  символ  Швеции  на   государственном  гербе.
*** Всесоюзный  конкурс  юных  пианистов в Тбилиси.
_______________________
   
Первый   он   лауреат.
Лучших  повезли  ребят
Закавказья  по  столицам,
Чтоб  конфликту  прекратиться,
И  в  Баку,  и  в  Ереван,
И  концерты  там  и  сям, -
Разве  музыки  не  тема
Карабахская  проблема?
Коля  сам  воинствен  был, -
Слушателя  покорил.

Вот он вновь  в Первопрестольной,
И  дает  свой  первый  сольный*.
Запись  камеры  ведут,
Дифирамбы  все  поют, -
С  телерадиоэфира
Люди,  с  грампластинок  фирмы. 
Ослепил ( в  отместку!)  всех, -
Ослепительный  успех!

__________________
* Первое  публичное выступление  Н.Луганского  состоялось 7 мая 1986 года.
_______________________
 
Бег  планета  продолжает,
Коля  в  музыке  мужает.
Вслед  за  ночью  день  идет.
Вот  и  юность  настает.

Николаева  с  гастролей 
Прилетит   -  и  сразу  к  Коле.
Знать,   имел  он  перевес,
И  живейший   интерес
Педагог  к  нему  питала,
Коленьку  не  забывала   
Что  в поездках, что  в  Москве,
И  пластинки -  вышли  две
Из  Рахманинова  зала -
За  границей  показала.
Поступило  вслед  за  тем
Приглашенье  на  МИДЕМ*.
А  не  так  уж  много  званых
На  планируемый  в  Каннах
Музыкальный  фестиваль.
Музыкант   такой  едва  ль
Был, чтоб  записал  с  успехом
Диск  и  не  мечтал  поехать
На  него;  И  повезло
Коле.  Верное  крыло!

___________________
* МИДЕМ (акроним от Marche International…) - круп-
 нейшая  в  Европе  музыкальная  ярмарка, на  кото-
 рую ежегодно съезжались  музыканты,  продюсеры,
 менеджеры, бизнесмены, журналисты.  Музыканты,
 которые  приглашались  на  ярмарку, должны  были
 иметь  записи  (грампластинки,  компакт-диски)
_________________

Николаева  пробила
Коле  выезд,  укатила
На  гастроли.  Стала  мать
Себе  паспорт  выправлять.
Но  куда!  Тогда  заране(е)
Делали  у  нас  загранник.
Как  сопровождать  его?
Отпустили  одного.
Сына  спутник  неустанный,
Очень   волновалась   мама:
Улетает   милый   стриж 
Первый  раз  один!  В  Париж!
Но  уж  там  его  встречают
И  в  автомобиль  сажают,
И   - о,  страх! -  куда  везут?
Николаевой   сдают.
От  дорожных  треволнений
Он  в  стихию  выступлений
Вновь  (в  родимую!)  попал:
В  Каннах  Коли   рецитал,
И  для  двух  фортепиано
С  Николаевой Татьяной
Он  дает  концерт  второй.
Вышел  мальчик   дня  герой.
В  прессе  отзыв  был  отличный:
Техникою  фееричной
Слушатель  ошеломлен,
Очарован,  опоен…
"Бездуховное"   явленье
Техники  отца  в  смущенье
Приводило:  " Духом  дух,
Но  откуда  ловкость  рук? " -
Думал  так  он  иль  иначе,
Только  с  этого  дня  начал
Строгий  счет  концертам. весть,* -
Коле  слава, папе честь.

Что  Париж  предел  священный,
Гражданин  обыкновенный
Знал  тогда.  Мечтать  не  сметь!
Побывать  и  умереть!   
Только  Коле  скучно  было
Там  без  музыки,  тошнило
От  ночных  его  красот.
(Может,  возраст  был  не  тот?)
Минкультуры  под  эгидой
Одолели  его  гиды.
Их  пресыщен  болтовней
Он   скорей  хотел  домой,
И  как  только  воротился,
В  ноты  снова  погрузился.
Рыба  плавает  в  воде, -
Уж  такой  ее  удел.

Выступления  в  концертах,
На  приемах,  в  телецентре;
И  Большой , и  Малый  зал,  -
Коля  только  успевал.

Конкурс  Баха  приближался,**
В комитете  разгорался
 _____________________             
*  Николай  Луганский:  творческий  хронограф 
 1988-2021 (концерты, репертуар,  партнеры,
 дирижеры, оркестры, ансамбли, дискография,
 страны, города), автор-составитель Луганский  Л.Б.
** VIII  Международный  конкурс  имени  И.С.Баха
 состоялся  в  Лейпциге  в  июле  1988 года. 
__________________
               
Спор кипучий:  Колю взять
Иль оставить подрастать.
Дескать, Коля  юный  слишком
И  задиристый  мальчишка (!),  -
Вирсаладзе  Элисо*
(Судей  первое  лицо)
Яростно  протестовала, -
Не  нашла   потенциала
В  нем  для  роста - де  она,
"Аргументами"  сильна...
Факты  за  себя  сказали:
Николая  отобрали.

Вновь  пошло  не  без  препон:
В  Склифе**  оказался  он.
Был  на  конкурс  без  оглядки
Он   в  товарищеской   схватке,
Шею  как - то  надорвал,
А  потом  в  футбол  играл.
Перелом  не  обнаружен,
Но  режим  щадящий  нужен;
Должен  будет  баловник
Шанца  мягкий  воротник
Проносить  аж  три  недели!
Что  же  вышло  в  самом  деле...
Ангел  Колин  задремал,

________________
*  Вирсаладзе Э.К. (род. 1942) – пианистка, народная 
 артистка  СССР, солистка  Московской  филармонии,
 представляла  СССР  в  жюри  на  конкурсе  Баха.
**  Склиф  - народное   название  НИИ   Скорой
  помощи   им. Н.В.Склифосовского  в  Москве.
___________________


А  проснулся  -  тот играл
Уж  в  футбол. Вот ангел честно
В  офисе  Творца  небесном
Повинился,   дал  ответ.
"Не  дошло  до  многих  бед," -
Слышит  он, - " не  то  взашеи
Гнать  тебя  б  за  Коли  шею,
Но  ты  голову  держал,
Когда  он  в  футбол   играл.
Шанц   исправит  поврежденья;
Ты  ж  во  время  выступленья,
Когда   ворот   будет   снят,
Наблюдай   его  стократ! "   

Коля   быстро  поправлялся
И  на  конкурс  собирался,
Хоть  держалась  голова
Без  воротника  едва.
Перед   выходом  снимали,
После  снова  надевали,
Чтоб   при  вате  и  бинтах
Не  звучал  великий   Бах.
Трудность в том  лишь оказалась:
Голова  так  и  болталась,
Если  совершать  поклон.
Ангел  кланялся,   не  он... 
 
Что  касается  итога,
То  не  входит  в  планы  Бога.
Словно  сквозь  персты  глядел,   
Он  на  выдумки  людей:
Со  своими  конкурс;ми
Разбираются   пусть  сами.
В  кулуарах   бурный  спор
И  скандальный  приговор...
Где  гармония,  где  стройность?
Эта  неблагопристойность:
За  посредственность  вопить,
А   достойного  топить.
Так  и  вышло  с  Николаем,
Но  талант   непотопляем.
Серебро  наш  конкурсант
Завоевывает  сам.

Лишь  покинул  Коля  Лейпциг,
В  город  молодогвардейцев,
В  легендарный   Краснодон
Выступать  направлен  он.
Молодой  талант  потребен
Всюду, - Минск, София,  Плевен,
Киев,  Ленинград;   в  Москве
Снова  запись  на  ТВ,
Телемост  Москва - Варшава.
Вот  уже  и  брезжит  слава,
Но  однако  наш  герой
Не  доволен  сам  собой.
С  ним  такая  незадача:
Выступит -  и  чуть  не  плачет:
"Стыдно,  плохо  я  сыграл!",
Хоть  в  восторге  плещет  зал.
Не  дает  покоя  с  детства
Музыканту  самоедство.
Редко,  редко  признавал,
Что  как  надо  он  играл.
Но  при  том  наш  Коля  свято
С  исполнителем - собратом
Солидарность  соблюдал,
Критики   не  одобрял
В  его адрес: " Вам-то  можно
Говорить,  но  очень  сложно
Это  место  исполнять;
Чтоб   оценку  выдавать,
Право,  опыт   нужен  личный.
Музыкант  N.N. - отличный!"
С  кем  бы  Коля  ни  играл,
Всем  он  первенство  давал.
О  его  поддержке  чистой
Отзывались  ансамблисты,
С  ними  он  сыграться  мог
Быстро,  сразу,  с  первых  нот;
Так  играть  в  ансамбле чтобы,
Был  у  Коли  дар  особый.
 

Время   весело  бежит,
Солнце  музыкой  звучит,
Бег   планета   совершает,
День  за  ночью  поспешает.

В  ФРГ  зовет   его
Гёре,  импрессарио.
Но  сыскался, -  ах,  создатель! -
Снова  недоброжелатель,
Загорелся   красный  свет:
Разрешенья   Коле  нет.
Якобы  переговоры
Госконцерт   проводит  с  Гёре:
Дескать,  мало  он  дает,
Только  нас  не  проведет.
Наш  артист  уже  бывалый:
Тыща   марок   -  это  мало,
Просит  он  еще  пятьсот.
Ну  и  отказался  тот...
Что - то  было  здесь  нечисто.
Даже  статуса  артиста
Коля   не  имел  тогда, -
Впрочем,  горе - не  беда. 
Поправимо   было   дело,
Ведь  Татьяна  прилетела.
Мэтр   достопочтенный   даст
В  Любеке  свой мастер - класс,
А  кого  всех  больше  любит,
Тот  и  полетит с  ней  в  Любек.
С   Колей  вот  уже   летит, 
Двух  студентов  прихватив.

"А  зачем  с  ним  заниматься?
С  ним  играть и  наслаждаться.
Разве  чуть  поправлю  я;
Знает,  как  играть  нельзя,
Коля   без  меня  отлично,
А  что  можно  -  безгранично, " -
В  самолете  педагог
Мыслям   подвела   итог.   

И  в  Голштинской  летней  школе
С  блеском  выступает  Коля.
(Хошь  не  хошь,  а  дан  талант, -
И  блистай  как  бриллиант.)
Вновь  восторг  и  восхищенье,
И  от  банка  приглашенье
Дать  концерт  он  получил, -
Спонсор  школы  банк  тот  был;
И   понравился   банкирам
В  Гамбурге  он  за  клавиром,
И  в  немецких  Землях  он
Выступать   уж  приглашен.

Немцам   есть,  чем  погордиться.
Лучшие  из  всех  традиций -
Музыкальные  -  блюдут:
Фестивали  там  и  тут.
На  один  из  фестивалей
Колю  нашего позвали.
С  музыкантом  юным  мать.
Надлежит  сопровождать
Сына  ей  в  поездке  летней, -
Он   несовершеннолетний.

Что  за  сказочный  прием.
Оказал   немецкий   дом!
Вот  согласно  приглашенью
Прибыли  они  к  селенью.
На  пригорочке  стоит
Домик,  маленький  на  вид.
Мать  и  сын  туда  заходят, -
К   удивлению   находят
В  доме  том  пять  этажей
И  одна   другой   милей
Много  комнат  там  и  службы, -
Словом,  все,  что  гостю  нужно,
Много   дорогих   вещей,
И  еще  рояль   Стейнвей, -
Это  главная   картина,
И  открылся   из   гостиной
Озера   чудесный  вид,  -
Вот,  где  жить  им  предстоит.

А  хозяева  как  рады!
Лучшей  нет  для  них  награды:
Музыканта  принимать,
С  ним  о  музыке  болтать.
Зигмунди,  скрипач   известный, -
Дело в том, что  был он  местный, -
Грампластинки  покупал
И  соседям  раздавал,
И  грамзапись  Николая
Слушали  в  Баварском  крае.
Сам  скрипач   пришел  в  экстаз,
Как   тот   ноты  "брал"  с  листа. 

Дышится   гостям  привольно,
И  концерт   намечен  сольный.
Сделай  милость нам!  Сыграй!
А  конюшня -  не   сарай,
Огроменная  конюшня!
Вся  из  бревен. Вот  где слушать 
Музыку:  звук   отлетал
От  бревна,  эффект  давал.
Сцену,  зал  соорудили,
Новенький   Стейнвей   вкатили,
Не  хватало  только   мест,
Каждый  сам  решал,  где  сесть.
Чтобы   слушать  пианиста,
Брали  автомобилисты
Из  машин  сиденья.  Вот
Ими  занят   уж   проход,
Но  все  валят  из  округи
Музыки   бессчетны  други.
Коля,  юный  чародей,
Вновь  очаровал  людей.

Было  тут  как  раз  бы  к  слову
Вспомнить  и  про  папу  Леву.
Кроме   физики   проблем
Есть  ему  заняться  чем.
Так   Господь  промыслил  батю,
Что  всегда  он  на  подхвате:
Отвезти   и  привезти,
И  на  всех  произвести
Выгодное  впечатленье,
Порадеть  за  выступленье,
С  кем - то  переговорить,
По  инстанциям  сходить;
Бронь   билетов  выкупает,
Провожает  и  встречает,
И  болеет  всей  душой:
Как  там с маменькой меньшой?

Сон   приснился  папе   Леве.
Будто   стены  все  из  бревен,
Наверху  высокий  свод,
Снизу  кони...   Сор  метет
Из  под  них  как  будто  Коля.
На  конюшне  служит  что ли?
Папа   маменьке  звонит,
Рассказать  ей  сон  спешит.
"Аня,  ты  послушай  только!
Мне  во  сне  приснился  Колька.
Словно  пол  он   подметал
И  конюшню  вычищал,
А  все  стены - то  из  бревен...",
Отвечает   папе  Леве
Мать  задумавшись: " Кажись,
Коли   прошлая  тут  жизнь!
Это  в  прошлой   жизни  Колю
Так  наказывали  в  школе.
Вот  какой   ты  сон  видал.
Но  в  конюшне...  выступал
Он  вчера  с  большим  успехом, -
Это  карма,  кроме  смеха:
Где  навоз  он  выгребал,
Там  вчера  торжествовал."

Состоялось   все   как  надо.
Дальше  что?  К  Европе  задом,
А  к  Японии  лицом
Встал  герой  наш.  Молодцом!
На  японские  гастроли
Приглашение  у  Коли.
Прилетел,  съестной  припас
Взять  забыл.  Какой  контраст
Обнаружен  был  с   Европой:
Что  привез  с  собой,  то  лопай!
Хоть  гороха  б  концентрат, -
Был  ему  бы  мальчик   рад.
Рихтер,  памяти  блаженной,
В  книге  дневников*  толстенной
Пишет:  фортепьянный  звук
Происходит  не  от  рук,
А  от  живота  скорее.
Про  себя  ему  виднее.
Потому  его  слова 
Подтверждаются  едва
На  примере  Николая.
Как  играл  он,  голодая?
Был  запас  силенок  мал,
Но  японец  помогал.
Он  отсталый,  а  стремится,
Как  к  культуре  бы  пробиться
Чуждой,  но  передовой,
И   дорогой   столбовой
Мирового  продвиженья**
Пошагать.  Как  посвященье
Колин  Бах  ему  звучал,
Громко  зал  рукоплескал.
Тем,  кого  берет  сомненье,
Есть  другое  объясненье:
Коля  forte  начинал -
Зал  от  страха  замирал,
А  когда  играл  рiano,
___________________
*  Дневники  Рихтера  под  редакцией  Монсенжона,
 также фильм «Рихтер  непокоренный». Хорошее
 звучание  по  Рихтеру  идет  от  ног  и живота.
**  В.С. Соловьев  «Чтения  о  Богочеловечестве».
  В чтениях  разработана   концепция    развития
 человечества.
_______________________
 
Зал  откашливался  рьяно;
Наступала  тишина, -
Знаком  не  была  она,
Что  пиесы  окончанье, -
Начиналось   ликованье,
Что  отбой  от  всех  тревог:
Пронесло...  японский  бог! 
В  залах  европейских наций
Не  было  таких  оваций.
Коля  руку  надорвал, -   
АвтогрАфы  раздавал!

Так  что  все  прошло  не   худо
В  Сидзуоке  и  Мацудо*.
Ангел  мальчика  берег;
Снова   Колин  педагог
Прилетела  вслед  за  Колей
На  японские гастроли
С  ним двойной концерт сыграть
И  любимца  преподать
В  лучшем  свете.  Подыграла
Николаю,  "убирала"
Партию  свою  она,
Лишь  его  была  слышна.
Исполнительской  науки
Были  ей  известны  штуки.
Словно  юный  пианист
Был  единственный  солист;
С  ней  потом  кино  снимали,
И  большое  уделяли
Николаю  место  в  нем, -
Педагог   "виновна"   в  том. 
_______________      
*  города в Японии, где  проходили  концерты.
______________

      
К слову  "конкурс" рифмы   нету,
Нет  нужды   в  нем   и  поэту.
Но  изволил  пожелать
Сам  на  конкурсе*  играть
Наш  герой,  труды  уважив
Тех,  кто  выстоял  отважно,
Чтобы  был  он  учрежден
И  успешно  проведен,
Чтоб  Рахманинова  имя
Вспоминали  чаще  ныне,
Чтобы  русский  меломан
Нос  повыше  поднимал.

Говорить  про конкурс будем.
Собралась  команда  судей,
Но   по  совести   своей
Чтоб  судить, - там  нет  судей.
Выполняют   спецзаданья,
Минкультуры   указанья,
Что   политике  в  стране
Соответствует   вполне:
Выдвигать  с  периферии,
И  не  только  из  России,
Из  республики  другой, -
Не  Москве  ж  блистать  одной! 
Справедливо   "Ваши  чести"
Со  страной   судили   вместе.
Партия  - наш  рулевой,
Потому  итог  такой.


____________________
*  Всесоюзный  конкурс  им.  С.В.Рахманинова
  проходил  в   Москве   в  январе  1990 года.
________________

Был  итог  не  очень  лестный:
С  Итиным   второе  место
Николай   наш  разделил,
Правда,  приз  он  получил.
( Первым  стал  Антон  Мордасов.

Кто  слыхал  про этих асов?)
Хоть  и  судей  ввел  во  грех,
Все  же  как - никак  успех.

Хоровод  планеты  водят.
Время  весело  проходит.
Солнце  музыкой  звучит,
Юность  Колина  шумит. 

Мрачны  воды  Амстердама
В  январе,  каналы   дамба
Защищает:  не  залит,
Город   лет  семьсот  стоит;
Серо  небо,   серо   море.
Там   дает  концерты  Коля,
И  притекший  к ним  народ
Зрит  картину  вешних  вод,
И  цветочные   узоры
Притянули  его  взоры.
Перед  ним  сирень  цветет,
Молода  трава  растет;
Иллюзиониста   фокус?
Нет,   Рахманинова  опус,
Что  слетает  с  Коли   рук, 
Покорил  голландцев  слух.
То  печально,  то  задорно
Моцарт  в  замке  Аппельдорна,*
С  ним  и  Шуман,  и  Шопен 
Так  чаруют,  что  со  стен,
С  гобеленов  со  старинных
Сходят  дамы  в  кринолинах;
И  забыв  своих  цариц
Перед  музыкою  ниц
Кавалеры,  дамы - боле:
Приседают  скромно   Коле.
_______________
* Аппельдорн  - город в Голландии,  где  концер-
 ты  проходят  в зале  старинного  замка.
______________

Музыку   играет  он
Вне  народов  и  времен,
Музыку  не  для  минуты,
А   per  sempre  dappertutto.* 

Ах,  Голландия -  страна
Излила  восторг  сполна:
Тьма  заметок,  публикаций;
Среди  новых  генераций
Мастерпианистов  он
С  бриллиантом  был  сравнен.
Фейерверком  выступлений
Вызван  был  салют  сравнений**.

Стал  наш  юный  пианист
Независимый  артист.
Принимает   приглашенья,
Ездит  сам  на  выступленья.
Но  как  радость  велика
Мэтра  и  ученика,
Если   встреча  происходит.
Музыка   как  речь  заходит;
Два  рояля  говорят
Меж  собой с  любовью, в  лад,
Вместе   и  поочередно
Так  согласно  и  свободно.
Нет  здесь  спора:  кто  кого,
Музыка   лишь  с  одного
На  другой  перетекает
И  сердца  объединяет.
Чтоб  такое  пережить,
Музыкантом  надо  быть.
_________________
* Per  sempre  doppertutto (ит.)  -  навсегда  везде
** В газете "Mandagenda" появилась статья  с названием:
  "Николай Луганский - бриллиантовый представитель новой генерации
  мастерпианистов" , а в газете "De Volkskrant" - с названием
 "Пианистический фейерверк Николая Луганского"
____________________

Колю  вновь  взяла  Татьяна.
Бах  для  многих  фортепьяно
В  том  же  Любеке  звучал,
Мысли,  чувства  восхищал.
Всюду   Колю  презентует
Николаева  не   втуне,
Выступает  только  с  ним.
Фортепьяно  будь  вторым
Он,  четвертым  или  третьим, -
Всех  он  более  заметен.
В  музыку  ушла  душа…
Выпускные  в  ЦМШ
Коля  сдал,  но  в  Alma  mater*
Ждет  его  экзаменатор.
Николай   в  Москву  летит,
На  экзамены  спешит,
Да  на  фортепьянном  сдали!
Папе  службу  заказали.
Знает  он,  куда  бежать,
На  кого  и   как   нажать,
Чтоб  на  Коле(!)  Минкультуры**
Не  срезало  абитуры.
С   теоретиками ***   тот
Два  экзамена  сдает.
Первым  делом  сочиненье.
Ангел  тут  при  исполненье.
________________
* Московская  государственная  консерватория
 им. П.И.Чайковского.
** ЦМШ, которую закончил Н.Луганский,  подчиня-
  лась не Министерству образования, а Минкультуры.
***  Фортепианный и научно – композиторский  ф-ты
 консерватории. На последнем  учатся  «теоретики»,
 специалисты  по  теории  музыки.
_____________________

Под   защитой   пианист.
Перед   Колей  чистый  лист,
Мысли  к  теме  не  находит,
Но  рукою  ангел  водит.
От  литературных  мук
Он  избавил  пару  рук.
Точно  так  экзамен  устный;
Николай  к  нему - без  чувства,
Только  рот  он  открывал,
Ангел  бойко  отвечал.
С  детства  все,  что  неохота,
Ангела  была  забота;
Дело  ангелу   вверял,
Сам   лишь  музыке  внимал.

Принят  в  Аlma  mater  Коля.
Концертирующим  -  воля!
Только   принимай,  студент,
Оч(е)редной   ангажемент!
Стены  тесные  покинем,
В  Ленинград  летим  и   Киев.
Он  в  учебе  с  головой:
Был  в  Париже, ( зал  Гаво),
Был  у  Верди  он  в  Милане*,
В  Лондоне  он   при  Татьяне.
Только  мамы  с  ним  уж  нет.
Коле  восемнадцать  лет.
В  возрасте  преуспевает,
Маму  дома  оставляет.
К  ясновиденью  склоннА,
Видит  вещий  сон  она.

_________________
 *  В  Миланской  консерватории  им.  Дж. Верди 
_________________

Будто  перед  ней  палата,
Словно  убрана  богато,
Два  мужчины  в  париках
При  косичках  и  в  чулках,
И  один  -  хозяин  дома.
У  пришедшего,  другого,
Будто  с  нотами   листы.
"Что  принес  мне  нынче  ты?" -
Ноты  у  него  хватает,
Сев  за  инструмент,  играет.
"Славно!  Герцог  будет  рад.
Много  у  меня  затрат.
Обещал   архиепископ
В  конкурсе  на  органиста
Мне  победу.  Тыщи  три -
Ты  помалкивай, смотри, -
Марок  буду   ему    должен.
Как  вступлю  я  в  эту  должность,
Расплачусь  с  тобой  сполна." -
"Но  жена  моя  больна!" -
"Вот  тебе  за  шесть  дуэтов
Десять  талеров. Об  этом... -
Ты  смотри   же  у  меня!" -
" Очень  бедствует  родня,
И  за  прошлые  кантаты..." -
"Ты  за  слезы  хочешь  платы?!
Когда  я  их  исполнял
С  хором,   слезы  проливал
Весь  приход, и знай:  не  боле
Как  учителишка  в  школе,
А  не  композитор  ты..."
Николаевой  черты
В  том,  кто  это  заявляет,
Мама  ясно  прозревает.
И  мотеты  просит  он...
Вот  такой  приснился  сон.
И  учитель  в  сновиденье  -
Коля  в  прошлом  воплощенье,
Триста  лет  тому  назад.
Мать  имеет  верный  взгляд,
Мыслит: " В  этом  воплощенье
Прошлой  жизни  исправленье
Для  Татьяны, -  и  она
Коле  долг  отдать  должна."


День  за  ночью  поспешает,
Бег  планета  продолжает.
Солнце  музыкой  звучит,
В  ясном  небе  гром  гремит.

Ангел  Колю  опекает,
Свое  дело  твердо  знает,
Не  спускает  с  Коли   взор,
Под  родителей  призор
Если  Коля  попадает,
Лишь   тогда  и  отдыхает.
Коля  мальчик  все  для  них,
Хоть   на  деле  и   жених,
Может,  есть  уж  и  подруга...
Вот  на  день  рожденья  друга
Он  пошел  и  -  кровь  юна -
Прыгнул  на  спор  из  окна.
А  второй  этаж  -  не  шутка.
Бесшабашная  минутка
Выпала   для  петушков.
Переломы  позвонков,
Вывих  ладьевидной   кости  -
Так  сходил  герой  наш  в  гости.
Не   промедлил   супостат, -
Спящий  ангел  виноват!

Лишь  от  сна  он  пробудился,
Как  на  Небеса  явился.
Получил  там  нагоняй:
"Ах,  бездельник,  разгильдяй!
Как  проспал  ты  Николая?
Будешь  изгнанным  из  рая!
Прекращай,  срамник,   рыдать,
Надо   дело  исправлять!"
Ангел   выше  устремился,
С  кем  невесть  договорился,
К  потерпевшему  склонил
Сонм   небесных  тайных   сил, -
В  общем  промах  свой  поправил.
Кость  хирург  искусный  вправил,
Ногу  в  гипс  он  заковал,
Спину  -  в  панцирь,  и  лежал
Коля   много  или  мало, -
Четверть  года  пробежала;
Наконец  с  постели   встал,
Ангел   снова  просиял.
 
Вновь  концерты...  Только  вскоре
Новое   случилось  горе.
Музыкант,  наставник,  друг
Невзирая  на  недуг,
На  мучительные  боли
Полетела  на  гастроли,
Чтоб  вернуться   во  гробу,
Как  желанную  судьбу
Смерть  приняв  при  выступленье*.
Ради  музыке  служенья?
Долг  исполнить  пред  людьми?
Разбери  ее  пойми...
Знать,  была  она  такая,
Гастролерка   записная:
Лучше  смертью  опочить,
Чем  гастроли  отменить.

_________________
*  Т. Николаева  скончалась  21.11.1993  на   гастролях
 в Сан-Франциско. Во  время  исполнения  всех  прелю-
 дий  и фуг Шостаковича у нее  произошел  инсульт.
_________________

В  жизни  музыки  примера
Нет  верней.  Dum  spiro,  spero,* -
Есть  известный  афоризм.
Николаевой  девиз
Был:  пока  дышу,   играю,
Для  людей  я  выступаю,
Но  как-будто  ждал  недуг   
Шостаковичевых   фуг.

Путь  великий, путь  прекрасный,
Да  конец  его  ужасный,
Впрочем,  как  конец  любой.
Нет   ли   музыки   такой,
Чтобы   скрасила  потерю
Человека?  Только  верим:
Благо  следует  за  злом,
В  этот  мир  не  раз  придем...

Вопреки   душевной   боли
Наш  герой  свои  гастроли -
Был  пример! -  не  отменил,
В  Нидерланды   укатил.
Там  охотно  принимают,
Фирмы   диски  выпускают,
Лестны  отзывы  дают.
Много  пользы  принесут
Меломану  диски  эти...
Есть  другие  страны  в  свете,
Он  объедет  целый  свет;
Коле   только   двадцать  лет,
И  прекрасно  жизни  утро!
Позади   Гаага,  Утрехт;
___________________________
*  Пока  дышу,  надеюсь. (лат.)
__________________

Наш   герой  уже  летит
В  Мюнхен,  Лондон  и  Мадрид,
И  в страну, где  всходит  Солнце,
Европеить   дух   японца.
И   минуту   улуча,
Первым  Петр  Ильича
Он  концертом   ударяет
И  при  этом  покоряет
Не  японца  одного,  -
Оркестранта  своего!
Говорят:  "Концерт  играли
Мы  сто  раз,  но  не  слыхали,
Чтоб   вторую  часть  играть
Так,  что  тембры  в  ней  менять
Для  партнера - инструмента!" *
Снова  весь  он  в  комплементах,
Николая   там  и  тут
Снова  выступать  зовут.

С  Федосеева  оркестром
Завершил  турне  маэстро.
Только  рано  улетать:
Надо  диск ( компакт)  писать.

Вот  концерт записан сольный,
Ходит  Коля  недовольный:
"Этот   диск   пропал   пиши:
Нету  в  музыке  души.
Микрофоны  так  поставить,
Чтобы  в  музыке  оставить
______________
* Во II части  I  концерта  Чайковского в  перекличке
 с   виолончелью  и   флейтой  тембр   фортепиано
 менялся  в  зависимости  от  инструмента - партнера.
__________________

Звуковую  только  часть!
Да  и  та  не  удалась:
Резкий  звук! В  пространстве  зала
Так  ли  музыка  звучала!?"
Грампластинки  вспомнил  он
СССР  еще  времен:
"Были  в  них  шумы,  шипенье,
Но  живое  исполненье.
Право,  лучше  шум  и  писк,
Чем  такой  «стерильный»  диск!
Мечут  в  мир  японцы  пёрлы
Техники,  а   не   допёрли..."

В  Гнесинке,  в  Москве  родной, -
Вышел   Колин  записной
Диск,   который   восхваляли
И  в  Голландии   издали.*
Опираясь  на  своё   
Музыкальное   чутьё,
Исполнитель  сочиненье
Написал,  где  поясненья
Всех  этюдов  (тож  картин)
Дал  без  ангелов,  один.
Критик   самый   знаменитый,
С   ним  интервьюер  маститый
Не  стеснялись  заявить,
Что  не  могут  объяснить,
Почему   все  слышит  Коля
_____________________
*    В  Голландии  вышел  компакт - диск: N.Luganskiy
 S.Rachmaninov,8 Etudes-tableaux op. 33,8 Etudes-table-
 aux op. 39/Fidelio Classics,Fidelio  9206, Netherlands/
 Recorded: June 1992,Moscow,  Russia / Released: 1993)
 Аннотацию  написал  Н.Луганский
_____________________

С  вами  нас  гораздо  боле...

Обо  всем  не  рассказать.
Надо   "сказку"  завершать.
Не  было  еще  печали,
Чтобы  кони  сказки  стали!
Гривой  и  хвостом  махнут,
А  на  конкурс*   не  везут.
Конкурсы   мы  проезжали,
На   кого-то  наезжали...
Но  без  конкурсов - беда:
Не  пробиться  никуда.
В  прошлых  конкурсах  наш  Коля
Выступал   по  доброй   воле;
В  этот  раз  не  по  своей,
По   Доренского**  скорей,
Мы  исследовать   не  будем,
Как  попался  в  когти   судьям
Он,  концертный  пианист,               
Состоявшийся   артист?
Но, однако,  выпал  жребий...

Перед  конкурсом  на   небе
Происходит  диалог.
Гостя  принимает   Бог.
         
__________________
*  X  Международный  конкурс  им. П.И.Чайковского
 проходил  в  Москве  в  июне  1994 г.   
** Доренский С.Л. (1931 – 2020) - пианист, народный 
артист  РСФСР, педагог  Н.Луганского после смерти                Т.Николаевой.
_________________


        Г о с п о д ь

С чем явился ты, Мефисто?
               
    М е ф и с т о ф е л ь

Я пришел  насчет  артиста.

        Г о с п о д ь

У  меня  его  отнять?
Не  дерзай  и  помышлять.
И  держать пари не будем.
Я  послал  его,  чтоб  людям
Указать   на  путь  добра...
 
    М е ф и с т о ф е л ь

Не  пришла  еще   пора.
В  Каннах, хоть  не  Галилейских,*
Им  свершений  чудодейских
Подавай   как  алкоголь.    
Вот  и  вся  доремисоль!
Все  б  восторг  да  восхищенье,
Упоенье, обольщенье…


________________
*Брак в Кане Галилейской приводит евангелист Иоанн.Христос  превращает воду в вино,так как  алкоголь на данном этапе развития человечества был  нужен  для  роста  Я-сознания  (Р.Штайнер,  "Евангелие  от  Матфея"). 

________________________
 
       Г о с п о д ь

Но  скажи, каков  артист!
Светлый  ум, душою  чист.

    М е ф и с т о ф е л ь

Да,  на  редкость  он  непошлый.

        Г о с п о д ь

Был  воспитан  в  жизни  прошлой,
Чтоб  не  долг  он  выполнял,
Только  по  любви  играл.
Вот  в  чем  подлинно  свобода.
Пусть   доносит   до  народа
Гуманизма  идеал.
Что  Рахманинов  вверял
Величайшим  из  творений...

     М е ф и с т о ф е л ь

Не  указ  народу   гений;
Вместо  чтоб  исправить  грех,
Ищут  в  музыке  утех.

        Г о с п о д ь

Ах,  какой  ты  привередник!
Музыкант - не  проповедник,
Вдохновенный  он  пророк.
Что  для  воли  есть добро,
Это - красота  для  чувства.

Им   затем   дано  искусство...*

     М е ф и с т о ф е л ь

На  красоты  поглядят,
А  добра  не  совершат.
То,  что  музыкант  пророчит,
Слышать  публика  не  хочет.

        Г о с п о д ь

До  духовной  высоты -
Представляешь  себе  ты -
С  музыкой  не каждый  может
Вознестись...

    М е ф и с т о ф е л ь

                Но  скажем  строже:
Что  иная  низведет 
В  область,  где  он  будет  скот,
Пребывать   в  инстинктов  сфере...
 
       Г о с п о д ь

Между  ангелом  и  зверем
Человек  пока  стоит.

__________________
 * В.С. Соловьев "Общий  смысл  искусства»
_________________

   М е ф и с т о ф е л ь
 
Говорят,  расшевелит
Моцарт  у  детишек  мОзги
Для  учебы  вместо  розги.

       Г о с п о д ь

Нет  прямого  тут  пути.
Главное,  не  спать,  идти.
Как  в  пути  не  заблуждаться?
Но  трудиться  и  стараться...
К  мыслям, к  делу  побуждать,
Тем  духовно  возвышать,
От  земли  не  отрывая, -
Цель  у  музыки  такая.

    М е ф и с т о ф е л ь

Полно  к  музыке  радеть.
Гайки  некому  вертеть.
Тут   мальчишки  народились,
Чтоб  на  требу  дня  годились:
Будут  роботов  клепать;
Ангелов  бы  им  послать.
      

        Г о с п о д ь

Роботы  -  благое  дело. 
Главное,  душа  б  умела
Отличать  от  них  себя,
Сознавать:  не  робот  я.
Только  в  дефиците  кадры.
Где  достать их?  Я  и  рад  бы...

    М е ф и с т о ф е л ь      

У  артистов  отобрать.   

        Г о с п о д ь
               
Чтоб  от  Коли  отозвать?!
Нет!  И конкурс...

     М е ф и с т о ф е л ь

                С конкурсАми
Разбираются  пусть  сами, -
Говорил  ты  это  сам.

        Г о с п о д ь

Он  не  просто  конкурсант...      

     М е ф и с т о ф е л ь
         (насмешливо)

Он   красавец  ясноликий.
На  симпатии  публИки
Будет  первый  претендент!
Но  судейский  элемент
Дело  поведет  нечисто:
Золотому  пианисту
Чтобы  золота  не  дать,
Никому   не  присуждать!*    
Выйдет  случай  скандалезный.

        Г о с п о д ь

Будет  конкурса  час  звездный.
Добрых,  светлых  мыслей взлет
Публика   переживет,
Слушать  Колю  будет  рада
В  высшем смысле,- вот  награда
И  моя  в  том  благодать.

    М е ф и с т о ф е л ь

А   на  золото  плевать?

  _____________________

Вот  отрывок  диалога
Мефистофеля  и  Бога.
Не  окончен  диалог.
Мы  же  подведем  итог.

Пробежали  наши  кони
Детство  Коли,  юность  Коли,
Все  события  чредой.
Только  где  же  сам  герой?
         
Как  рассказчик  ни  старался,
Образ   не  нарисовался!         
_________________________
* На  X конкурсе им. Чайковского  первая  премия у пианистов  не  была  присуждена.
Вторую  премию  получил  Н. Луганский.
__________________

Он  имеет  внешний  вид,
А  по  существу   закрыт.
Он  от  слова  ускользает.
Где  он  тайно пребывает, -
В  музыке  своей  родной.
Он  не  жертвует  собой.
На  концерт  его  придете, -
Слушайте - и  вы  найдете...

Что  же  Колин  брат? Кирилл
Ум  иначе  приложил,
Как  душа  ему  велела,
Как  судьба  того  хотела.
Он  в  свободе  возрастал,
Мать - отца  не  ревновал,
А  был  рад,  что  так  случилось,
Что  семья  с  ним  не  носилась.
Впрочем,  я  при  том  не  был,
Меда  пива   с  ним  не  пил.
 
Кто  еще  был  упомянут,
Верди,  в  плоть  пока  не  втянут.
Лет  сто  пятьдесят  пройдет, -
Он  родится  в  свой  черед,
Но  не  как  уж  композитор.
У  него   на  том  забито:
Тридцать   опер  сочинил,
Что  хотел, - осуществил.
Мощный   дух  пробудит  страсти
По  неведомой  нам  части.

      К  о  н  е  ц













               


 


Рецензии