Живёт в нашей памяти
( К 100-летию со дня рождения А.М. Ярунина)
Их судьбы были похожи - оба родились в один и
тот же год, с разницей в три дня. Оба посвятили себя
авиации, но дороги их никогда не пересекались. Афана-
сий Михайлович Ярунин возглавил завод имени Валерия
Павловича Чкалова после трёх месяцев со дня гибели
прославленного лётчика.
В феврале 1939 года А.М. Ярунина назначили ди-
ректором авиационного завода в Химках. Трудностей и
тогда было много: не хватало необходимых производ-
ственных площадей для агрегатных и сборочных цехов
не была ещё подготовлена в должной мере техническая
документация, недоставало оборудования для механи-
ческих цехов. К тому же на заводе за четыре года
сменилось несколько директоров, новый директор знал
с чего надо начинать. Он осмотрел цехи,, встретился
с рабочими, мастерами, инженерами. Внимательно вы-
слушал специалистов. И началась повседневная кропот-
ливая работа. В начале 1941 года завод получил от-
ветственное задание - увеличить выпуск самолётов,
причём, с более высокими боевыми качествами, и
коллектив авиастроителей, возглавляемый А.М.Яруни-
ным, с этими заданиями справился.
Тревожная осень 1941 года, гитлеровская армия
приближалась к Москве. 16 октября 1941 года заводу
был приказано перебазироваться на Восток. В то время
дело это было необычайно сложным. Нужно было поднять
завод, работающий на полном ходу, переправить обору-
дование, сорвать с насиженных мест тысячи людей.
Практически все, кто мог трудиться, участвовали в
эвакуации предприятия. Сам А.М. Ярунин руководил по-
грузкой станков, материалов, отправлял рабочих и их
семьи, обеспечивая необходимым запасом продуктов.
25 дней огромного труда и 25 эшелонов было отправ-
лено в Ташкент. Первые эшелоны прибыли 20 ноября,
но строить завод на земле Узбекистана пришлось за-
ново. Зима 1941-1942 года была в Ташкенте необычай-
но холодной. Руки примерзали к металлу. Ставили жа-
ровни, рабочие грелись минуту, другую, а затем сно-
ва принимались за дело. Очень трудно было обеспечить
людей жильём и питанием. При, казалось бы, немыслимых,
нечеловеческих трудностях график ввода в строй завода
соблюдался и уже через сорок дней после того, как за-
вод прибыл на новое место сдан первый самолёт. И
сколько же инициативы, бессонных ночей, энергии по-
требовалось для этого от самого директора завода?
Он вникал в работу каждого цеха, каждой службы.
Под неослабным контролем была сфера социально-
бытового обеспечения, строительство жилья. Многие ве-
тераны помнят такой факт: в ходе эвакуации два десят-
ка детишек- сыновей и дочерей заводчан осиротели, по-
теряли родителей: кто-то из них погиб во время бомбёж-
ки, кто-то умер от болезни. И директор решил открыть
при заводе детский сад, а по сути детский дом, который
был на полном содержании завода. Воспитанников одели и
обули, хорошо кормили, и даже в день рождения дарили
подарки. А на праздник заводчане забирали ребятишек до-
мой.
После войны , в 1947 году, Афанасий Михайлович был
переведён в Министерство авиационной промышленности.
Свои знания и накопленный опыт он сумел предать коллек-
тивам других предприятий.
Умер он 13 сентября 1986 года, но остался в памяти
чкаловцев как один из лучших руководителей преданных
своему делу.
Вера Снарская
Свидетельство о публикации №124123006556