Проза жизни. Глава 1. кто они, мои предки?

КТО ОНИ, МОИ ПРЕДКИ?

 – Копаться? – Надо было раньше,
Когда какие-то нити были.
Как жаль, что чем уходишь дальше
Тем больше хочется дознаться.
Пусть знают: их не позабыли,
Но нити все оборвались.

   Возможно, когда-нибудь, пробегут глаза кого-то из моих детей по этим строчкам. Предвижу улыбочку: «мемуары». Как вам угодно. Еще в юные годы, я вела записи о своей жизни. Некоторые из них сохранились в виде дневников и потому, многие события, с раннего детства так живы и правдивы. Это реальные факты моей жизни. С годами появляется потребность все анализировать, находить ошибки, исправлять которые уже поздно. Остается только казнить себя, порой, о чем-то пожалеть. Иногда мелькнет: «А надо ли копаться?» И отвечаю себе: « Надо».
    И опять же, с годами пришло огромное сожаление о том, что выросла я, не зная своих бабушек, дедушек. Почему тогда, когда еще была возможность, разузнать о своих предках, я этого не сделала? Теперь, перебирая сохранившиеся, старые почтовые открытки, в памяти замелькали давно забытые, но знакомые имена с приятно удивившими обращениями: «Господину Денисову Петру Георгиевичу». Это мой дедушка, папин отец. которого я никогда не видела.Или: «Клавдии Семеновне Беззубцевой, Милостивой Государыне». Это тетя, как я, да и все в нашей семье, называли ее. Кем приходилась я ей, но как будто она была тетей моего отца. Несколько открыток адресовано: «Его Высокому Благородию Земскому врачу Николаю Николаевичу Дмитриеву и Надежде Никодимовне (его жене). В моем раннем детстве эти имена были на слуху, но я была слишком мала и вопросов на тему кто, есть кто, не возникало. Вопросы возникли гораздо позже, в более сознательном возрасте. Но, меняющаяся в стране, в семье обстановка скрадывала эти вопросы, отодвигала их дальше и дальше, пока не настало время, когда спрашивать было уже не у кого. 
     Восстановить родословную по имеющимся крохам, не представляется возможным, а заниматься этим всерьез, не нахожу ни времени, ни смысла. Однако, многие вопросы долго не давали покоя. Например: почему все эти открытки с достопочтенными обращениями касаются только папиной стороны?
Только значительно позже, когда стала задумываться над этим вопросом, когда стала понимать и осознавать некоторые детали из того раннего периода своей жизни, я нашла частично ответы на эти вопросы.
   
   Папа, Денисов Павел Петрович, 1902 года рождения из достаточно обеспеченной семьи. Кроме его в семье у папы было три сестры Соня, Сима и Лёля. Мама, Куликова Анна Никифоровна 1907 года рождения. У нее была сестра Мотя и брат Николай. Жили обе семьи в 40км. От города Старого Оскола. Папа, в селе  Знаменском, Ястребовского района, Курской губернии. Мама  из соседнего с ним села, Верхние (или Нижние) Опочки той же губернии.Встретившись, молодые люди полюбили друг друга. Поженились они, вопреки воле родителей, по всей вероятности, папиных. Молодая пара уехала с родных мест на Донбасс. Там они прошли обучение в ФЗО, приобрели специальность мама – токаря, папа – столяра. На Донбассе у них родилась моя сестра Ираида, в марте 1930 года. Вскоре родители переехали в город Старый Оскол. Жили вначале на квартире, где-то на Ильинке, на улице Пушкарской ("Пушкарка"). Потом купили дом на улице Подгорной. Сюда они переехали уже со мной, родившейся 23 мая 1934 года, с тетей Клавой и с бабушкой,тётиной свекровью.

    Клавдия  Семеновна Беззубцева (папина родственница, возможно - тетя). Раньше Клавдия Семёновна со своим мужем Дмитрием Степановичем жили в Старом Осколе. У них был большой двухэтажный дом, напротив городской больницы. Это была молодая интеллигентная семья. Оба были образованными, закончившими гимназию. В период Нэпа они были раскулачены. Дом и, видимо, многое чего еще по хозяйству у них отобрали. Дядя Митя с горя запил и, будучи, интеллигентом, а также джентльменом и любящим мужем, решил уехать, не справившись со своим приобретенным недугом. И он уехал куда-то в Среднюю Азию, оставив свою жену Клавдию Семеновну и с нею свою мать в Старом Осколе, в семье моих родителей. Только, значительно позже я поняла, что купить дом моим родителям, в связи с такой обстановкой, помогли дядя Митя с Клавдией Семёновной. Так же они привезли кое-какие вещи по мелочи, что могли сохранить (при раскулачивании).
    
    Мои родители работали, каждый по своей специальности. Мама на мехзаводе, токарем, папа – столяром в заготзерно. Работали с раннего утра до позднего вечера. Мы мало их видели, В основном в выходной день, воскресенье. Нами занималась тетя Клава. Она же и готовила, и управлялась с домашними делами. Наверное, ей это давалось нелегко. Слишком резко изменился уклад ее жизни. Но, насколько мне помнится, обстановка в доме была доброжелательная, жили в мире и согласии.
    Я была папиной любимицей и тетиной тоже, наверное, потому что была младшей, родителей видела мало и почти полностью была на попечении тети, с нею же и спала.
    В 1937 году у нас появился братик Игорек. И так же помню, как мы с папой ходили к родильному дому и выстаивали у окна, ждали, когда к окну подойдет мама. Окно было на уровне тротуара, а комната, где находились роженицы – еще ниже. Это хорошо запомнилось мне.
Дома начались новые хлопоты и заботы. А в 5-ти месячном возрасте братишка заболел и умер, как говорили тогда, от «младенческой». Это был удар для семьи, особенно для папы. Помню: маленький гробик на столе, священника, ходившего вокруг стола и плачущего папу.


Рецензии
Доброго вечера! Очень интересные, жизненные, откровенные, грустные и проникновенные воспоминания! Счастья, здоровья, удачи и успехов! С уважением и теплом, Валерий

Валерий Денисов   16.02.2025 16:22     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Валера!

Калерия Павловна Денисова   17.02.2025 06:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.