Странности Евгения Евтушенко
Евтушенко потрясающе мощный поэт. И огромный талант. Но сейчас я почитал, что люди пишут в сети. И я взглянул на неё другими глазами. Возможно, для самого себя неожиданно.
"Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус —
это я.
Мещанство —
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется —
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!» —
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! —
Я знаю —
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
.
.
.
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я —
каждый здесь расстрелянный старик.
Я —
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому —
я настоящий русский!"
Ещё раз. Талант поэт огромен. Но сразу возникает недоумение. Его отец - немец, Гангнус. Мама - белоруска, Евтушенко. А в поэме он почему-то называет себя "настоящим русским". Стесняется своей национальности что ли?
Не за это ли, по воспоминаниям многих, Иосиф Бродский так его не любил?
Когда Бродский болел, Довлатов хотел поднять ему настроение. И стал рассказывать, какие грандиозные перемены на Родине. Уже даже Евгений Евтушенко выступает против колхозов.
Бродский повернул на подушке голову к Довлатову. "....Еле слышно ответил: «Если он против, я — за».
Хотя, конечно, все эти ссоры литераторов - мелочи жизни. Более существенно другое. Я понимаю, написание стихотворения - вещь Таинственная. Куда поэта поведёт его вдохновение - предугадать невозможно.
Но всё-таки люди справедливо удивляются. Почему в поэме "Бабий Яр" не названы те, кто совершил это ужасное преступление?
Евтушенко в нем обличает русских антисемитов, Но кто в 1941 году устроил в Киеве эту ужасную бойню? Это же сделали нерусские. А из текста поэмы незнакомый с контекстом трагедии человек может сделать неправильный вывод, что это преступление совершили русские антисемиты.
Если читатель - иностранец, который не знает российскую историю, он подумает так почти наверняка. Решит, что это очередное преступление русских "орков".
Потому что в строках Евтушенко упоминаются именно русские антисемиты. Вожди трактирный стойки, пахнущие водкой с луком пополам. Упоминается русский лабазник, насилующий еврейку. Погромщики, орущие: "Бей жидов, спасай Россию!"
Немцы и украинские киевские полицаи почему-то не упоминаются. Не упоминаются ни одним словом. А ведь именно они расстреливали стариков, женщин и детей в Бабьем Яру.
Пишут, что некоторые немецкие солдаты, глядя на горы трупов, подсознательно понимая, какую чудовищную вещь они творят, даже падали в обморок. И Гиммлер распорядился набирать в расстрельные команды побольше местного населения.
Прочитайте текст поэмы ещё раз. Представьте, что действительную истории этой трагедии вы не знаете совсем.
На кого Вы подумаете? Кто совершил весь этот ужас?
Воистину, это надо было умудриться. Написать поэму о Бабьем Яре и не упомянуть его палачей. Вместо этого негодовать на русских черносотенцев.
Что это? Как это объяснить?
Свидетельство о публикации №124122501045