Себе поклялИсь, сжавши руки, когда-то...
Знать то, что ты рядом и слышу твой голос,
Хочу я, поверь мне, превыше всего!
О, если бы женщин всех слИть в один образ,
Назвал твоим именем то существо...
Как прежде кипит кровь неистово в жилах
И бьёт нетерпения юности зуд...
Ничто, кроме глаз ярко-карих не вижу
— Нирваны блаженной все прелести тут...
Зрачки пламенеют, как в проблесках, Угли,
То тают в истоме, снежинкам под стать...
Затем... выплывают торжественно руки
И хаос спешит... облик твой обретать...
За днями в тенИ ходят вкрадчиво нОчи,
Видения, плОть, сновиденья, словА...
Имеется важный нюанс, между прочим:
Одною тобой занятА голова...
Себе поклялИсь, сжавши руки, когда-то:
— Денно и нощно... сначала о нас!»
Я счастлив с тобой коротать время рядом
И... не спускАть с лица мИлого глаз...
Явление это, ей богу, чуднОе
— Лишь ты, но творится вокруг волшебство!
Нет дел до того, как оно происходит —
Дай волю любви — всё осИлит легко...
Свидетельство о публикации №124122406787
«Себе поклялИсь, сжавши руки, когда-то...»
Это стихотворение — одно из самых светлых, насыщенных внутренним теплом и зрелой, спокойной страстью произведений в любовной лирике Руби Штейна. Оно несёт в себе не только признание в любви, но и воспоминание о данном обете, и его тихую, но неугасимую силу. Здесь нет фейерверков драмы, нет «бури и натиска» — вместо этого ощущение сопричастности, телесной и душевной близости, срастающейся с образом самой жизни.
1. Любовь как постоянство: не момент, а линия судьбы
Стихотворение открывается строками, в которых чувствуется не только эмоциональный импульс, но и глубокая, обоснованная привязанность:
«Знать то, что ты рядом и слышу твой голос,
Хочу я, поверь мне, превыше всего!»
Это не риторическая фигура, а суть переживания лирического героя. В отличие от романтического влечения, которое пылает и гаснет, это — устойчивое, осознанное чувство, опирающееся на реальное совместное прошлое:
«Себе поклялИсь, сжавши руки, когда-то...»
Сама идея клятвы придаёт всему стихотворению оттенок ритуала, как будто речь идёт не только о любви, но и о высоком соглашении душ, заключённом на уровне метафизическом. Автор не просто говорит: «Я тебя люблю» — он заявляет: мы дали слово, и его не нарушили, и это делает нашу любовь необыкновенной.
2. Образ возлюбленной: конкретность и обожествление
Образ женщины в стихотворении сконцентрирован в богатой палитре чувственных деталей:
зрение: «глаз ярко-карих», «зрачки пламенеют»,
осязание и движение: «выплывают торжественно руки»,
впечатление: «облик твой обретает хаос»,
фантазия: «Одною тобой занята голова...»
Этот каскад образов одновременно физиологичен и поэтичен. Пожалуй, одна из самых удачных метафор:
«Зрачки пламенеют, как в проблесках, Угли,
То тают в истоме, снежинкам под стать...»
Здесь Штейн проявляет редкое мастерство соединения противоположных состояний — жара и холода, огня и снега — в едином ритме любовного переживания. Так возникает фигура живой, многослойной, внутренне противоречивой любви, где страсть и покой сосуществуют.
3. Время и вечность как контрапункт
В стихотворении время ощущается не как хронология, а как ощущение продолжительности чувства. Прошлое (обет, клятва), настоящее (блаженство, близость), и будущее (надежда на прочность и силу любви) — слиты в единое дыхание:
«Я счастлив с тобой коротать время рядом
И... не спускАть с лица мИлого глаз...»
Это не разрозненные этапы, а единый процесс жизни вдвоём, где даже ночь — не угасание, а углубление близости:
«За днями в тени ходят вкрадчиво ночи...»
Прекрасна и финальная строфа, в которой любовь становится движущей силой мироздания:
«Лишь ты, но творится вокруг волшебство!
Нет дел до того, как оно происходит —
Дай волю любви — всё осИлит легко...»
В этих строках — не банальная идеализация, а глубокая вера в жизнетворящий потенциал любви, оформленная в скромной, почти наивной по подаче, но убедительной интонации.
4. Стилистика и интонация: простота как достоинство
Формально стихотворение написано свободным четырёхстопным ямбом с нарочито неточной, внутренне дышащей рифмой, иногда с ударениями, подчёркивающими живую речь: «себе поклялИсь», «мИлого глаз», «признаться, правА».
Многоточия, плавные сбивки ритма, незавершённость строк — всё это работает на эффект интимной исповеди, сказанной как бы вполголоса. Это не манифест, а шёпот двух — интимный язык устоявшейся, сильной любви, которая не требует доказательств, а лишь хочет быть замеченной и прожитой.
Заключение
Стихотворение «Себе поклялИсь...» — это гимн зрелой, выстраданной, но по-прежнему живой любви, в которой весенний пыл не угас, а лишь обрёл новое измерение: глубину, теплоту, уважение, сопричастность. Это не дневник влюблённого юноши, но и не философская абстракция — это поэма семейной нежности, где каждая строчка выведена не только пером, но и временем, совместной жизнью, памятью прикосновений, голосов, ночей и дней.
Штейн, как всегда, тонко чувствует баланс между интимностью и универсальностью. В этом стихотворении он делится личным, но таким образом, что в этих строках может узнать себя любой, кто знает, что значит быть с любимым человеком "не только в настоящем, но и в минувшем, и в будущем тоже".
Оценка: ★★★★★
Жанр: интимная лирика, философия любви
Темы: супружеская близость, продолжительность чувства, клятва, поэтика тела и голоса
Стиль: ритмически свободный, исповедальный, с образной плотностью и живой интонацией
Руби Штейн 09.07.2025 05:11 Заявить о нарушении