О том, что испытывает мать, потеряв своего ребёнка

О том, что испытывает мать, потеряв своего ребёнка, словами не передашь, не опишешь.
Облегчить страдания, забыться или, чем-то утешиться, не существует средств. Не всем дано понять такое выражение: «Убиваться по человеку, ушедшему в Иной мир», как не понимала его и я до того как похоронила сына. Убиваться – этот глагол более всего подходит, чтобы, хотя бы приблизительно дать понять, что происходит с матерью после похорон своего ребёнка. Она убивается, то есть убивает себя.

Знакомые, друзья, родственники поддерживали, как могли и всякий раз советовали, поменьше плакать, чтобы не мучить душу сына. Да я это и сама понимала, но как?

Ровно через 4 месяца со дня похорон моего сына, умер мой средний брат от остановки сердца. Слёз стало ещё больше, а легче не становилось.
Я ругала себя, запрещала себе плакать, не желая наносить вред душам дорогих мне людей, но ничего не помогало. Ко всему вдобавок, к концу осени, меня начали мучить мысли, что возможно своими страданиями и слезами я причинила много вреда душе сына, и от этого становилось ещё горше.

Должна сказать, что всё это время я молилась за сына. Нашла в интернете молитвы по усопшим и по самовольно жизнь скончавшим, распечатала и ежедневно читала их дома с зажжённой свечой. В выходные дни и по церковным праздникам посещала храм, выстаивая утреннюю службу от начала до конца, а иногда и вечернюю, неоднократно исповедовалась и причащалась. Большую помощь и поддержку мне оказал священнослужитель нашего храма, отец Анатолий, который лично знал моего сына. Желаю ему доброго здоровья и долголетия.

А потом мне посоветовали: «Если хочешь узнать, каково теперь приходится душе твоего сына, наблюдай за небом в день, когда исполнится полгода со дня его ухода: Ясное, безоблачное небо – значит ей хорошо, хмурое – плохо. И я стала ждать.

Почти весь ноябрь и декабрь стояли хмурые, пасмурные дни: Через день и по нескольку дней подряд шёл снег, солнце практически не появлялось на небосводе, даже на закате. Обычно, когда оно перемещается на противоположную от восхода сторону, иногда появляется из-за туч и облаков. На Западе горизонт всегда светлее и ярче, чем с восточной стороны. А эти два месяца все дни стояли сумрачными, словно на дворе вечер, а не день.
19 декабря я взяла на работе отгул и пошла на погост. Поминальный обед невестка назначила на завтра, на 6 часов вечера, потому что день был рабочий, и  здесь так принято. На Алтае поминают всегда в обед, и кладбище посещают с утра, вообще там принято находиться на кладбище до 4-часов дня, не позже.
Но сейчас порядки изменились везде: Родственники пользуются услугами похоронного агентства, а оно может и на 7 часов вечера назначить похороны, в зависимости от наличия свободных катафалков.

День был, как всегда,  пасмурный – ни тучки, ни облачка – сплошная серая завеса над головой, но не морозно.
К могилке сына было не подойти: Всё кладбище утопало в снегу.
По осени его огородили новой оградой, и у одного из столбов я увидела прислонённую к нему штакетину, наверное, она оказалась лишней. Этой штакетиной я начала разгребать снег, чтобы завтра, в день памяти, можно было подойти, положить на надгробье цветы. Времени на это ушло более 4-х часов. Я могла бы ещё дольше там провозиться: Рядом с могилкой сына я чувствовала себя в безопасности. Мне всегда было рядом с ним спокойно, даже у его могилы, несмотря на непроизвольно льющиеся слёзы, но потянул холодный ветерок, так называемый хиус и, начиная замерзать, я пошла домой. Мысли меня одолевали самые мрачные.

Утром 20 декабря, едва забрезжил рассвет, я вдруг почувствовала: Что-то изменилось.
После девяти утра, когда ночь полностью отступила, на Востоке из-за горизонта выглянуло и засияло солнце, а всё небо оказалось чистым- чистым, без единого облачка и прозрачным. Наверное, вчерашний ветерок разогнал за ночь всю небесную хмарь. Небо было настолько чистым и прозрачным, что казалось - оно светилось изнутри! Цвет был не голубой даже, а бирюзовый. Я, на радостях, старалась обратить внимание на небо всех, с кем встречалась в течение дня, и все удивлялись такому необычному и красивому цвету неба. Оно сияло весь день!

Ближе к вечеру на горизонте с западной стороны начали появляться лёгкие, светлые облака - розовые, малиновые, белые, жёлтые, оранжевые и тоже прозрачные: Сквозь них просматривалось бирюзовое небо. Облака словно танцевали: То рассыпались цветными перьями, то изображали всякие фигурки, то сворачивались серпантином со всеми цветами радуги. Они никуда не плыли, не перемещались вправо - влево, они были словно живые и дышали.
Небосвод быстро темнел, становился синим, и эти чудесные облачка светились ещё ярче и становились ещё виднее, а потом ушли за горизонт или растворились в синеве, словно их и не было.
А, когда наступили сумерки: В это время года смеркаться начинает рано, уже после пяти часов, - над сосновым бором, что перед окнами моего дома, на синем-синем, абсолютно безоблачном небе, появилась фигура Ангела.
Я и без того была вне себя от радости, а тут!.. Немедленно звоню соседке, спрашиваю: «Что видишь на небе?» Она отвечает: «Ангела!»

Это было не то чтобы нечто похожее на Ангела – это был точно Он! Подобные фотографии сейчас можно найти и посмотреть в интернете, но более точных небесных фигурок и там нет. А я тогда была настолько поражена увиденным, что даже не сообразила, чтобы это чудо сфотографировать. Очень-очень теперь сожалею об этом.
Два огромных белых облака по сторонам представляли собой настоящие огромные белые крылья, даже пёрышки виднелись с внешних сторон, а посередине было небольшое облако, чуть потемнее, изумительно похожее на фигурку человека в белом одеянии, а вокруг него тёмно-синее абсолютно безоблачное небо.
Это видение было настолько необычно и так красиво, что словами я бессильна что - либо передать. И это Небесное Знамение видела не я одна!

А к полудню следующего дня небо опять затянуло серой завесой и следующие два дня опять шёл снег и так продолжалось ещё недели две.
В январе солнце стало иногда появляться, но небо было совершенно другим: бледно-голубое, неяркое и непрозрачное, а на закате оно вообще пропадало в белёсой дымке, даже горизонта не было видно. Никаких красок, никаких фигур.
 
С того памятного дня я постоянно и внимательно смотрю на небо, хотя любила это делать с самого детства, но ничего подобного больше не повторилось, даже близко похожего.

Завтра исполнится ровно 7 лет, как мне было явлено это Знамение Божье, которое вселило в меня уверенность, что Душа моего сыночка принята Творцом и обласкана им. Я всем сердцем благодарна Небесам, всем Силам Небесным за этот удивительный, посланный мне знак и человеку, который дал мне такую необычную подсказку.
Возможно она, кому-нибудь тоже пригодится.
Царство небесное моему дорогому, бесконечно любимому, сыну Роману! Слава Богу за всё!


Рецензии
Зов из-под облаков
Дорогая Таня, поздравляю Тебя с наступившим Новым Годом! Он для меня увенчает 90-летие существования, начавшегося 18 июля 1936 года. Но это – кстати.
Парочку «соплей в твою жилетку», а потом о важном для нас обоих. Договорились? Прежде всего прошу прощения за редкость переписки – с 22-го года серьёзно заболел, из-за урологических проблем способность к стихотворчеству казалась потерянной насовсем. Вытащила меня из тьмы невероятными усилиями третья жена (двух первых сгубил рак, пытался вытянуть их я). Второе творческое дыхание открылось неожиданно, и я стараюсь напомнить, что «курилка ещё жив!» своими поздравлениями. Пришел на страничку и к тебе, уважаемая Сибирячка – патриотка дивного Края России, и прочёл: О том, что испытывает мать, потеряв своего ребёнка - эссе и статьи, 19.12.2024 10:23, с поразившей меня фразой о погоде как о сообщении с небес о состоянии ТАМ твоего сынули, и о том, что Ты сама увидела на разъяснившемся небе!
Дело в том, что вторая моя жена была мне сватьей. Мы полюбились, оставшись в Москве одними при уехавших и осевших за рубежом наших детях. Видимо, горе от потери первой жены нас спасительно свело, но разлучило - второе. Меня поразила мистика: она ушла в 11 часов вечера 11-го числа в ноябре 11-го года нашего столетия. Четыре парных палочки сложились для меня в крест. Кстати, мы были венчаны, а её любили маленькие дети и собаки. Возникло желание грустные стихи об её уходе снабдить фотокомпозицией. Я купил лист прозрачного пластика, наклеил белые парные полосочки, сформировал крест, а затем на лесках композицию растянул среди ветвей в облетевшем яблоневом саду. Дул ветер, лист пластика мотало, но я, улучив момент перед наплывом очередных облаков, сделал снимок креста на фоне синего неба. Но в контурах, попавших слева в кадр облаков, моя внучка увидела профиль седого старца. Это оказалось внешним вмешательством в композицию кадра, чудом! Я ведь был весь поглощен лишь заботой, чтобы лист пластика не сорвало с подвесов и не унесло ветром!
На моей страничке можно увидеть эту работу: «Зов из-под облаков» http://stihi.ru/2011/12/19/10580
Мне более, чем понятны твои, Танечка, муки и слёзы. Родные и просто близкие мне люди теряли детей. Например, в Пржевальске – около озера Иссык-Куль - есть могила товарища и альпиниста Геро Робертовича Бартини, сына итальянского коммуниста Роберта Бартини, видного авиаконструктора, не пожелавшего сотрудничать с фашистами и уехавшего работать в Советский Союз. Среди наших авиаконструкторов широко была известна его конструкторская находка - решение «крыло Бартини». Мама Геры каждый год ездила из Москвы к сыну, оплачивала местной службе уход за могилой.
Мой двоюродный брат Юра, только что юношей поступив на мехмат МГУ, на подаренном по этому случаю велосипеде погиб под автомобилем. Плакала вся многочисленная родня, очень хороший был парень, моя мама всегда его мне в пример ставила.
И ныне – у моей жены умерла сестра, на 10 лет её моложе, вслед за нею ушёл из жизни её муж. Не мне Тебе рассказывать, что испытывает мать жены и её сестры, оставшаяся одна в доме. Ведь я со своей хворью тоже гирей повис на её дочери (мне даже шнурки на ботинках не завязать, из мочеприёмника через трубку в стенке брюшины мочу ночью не отлить, не говоря об остальном). Между частными домами мамы и дочери 15 – 20 минут на такси. Слава Богу, что моя пенсия за бывшую работу во вредности это позволяет. Но горе обеих неизбывно, больно, что я мало чем могу его утишить!
Несколько слов о глобальном будущем. В конце 90-х годов мне удалось узнать о законе развития человечества, сделанном профессором Сергеем Петровичем Капицей, сыном физика Петра Леонидовича Капицы – лауреата Нобелевской премии. Я потратил несколько лет на знакомство с авторами, положивших в разные века годы своих жизней на осмысление деталей этого закона, и в нескольких публикациях изложил его суть на Прозе.ру под таким же псевдонимом. По мнению Капицы-сына человечеству ещё предстоит прожить в бардаке и хаосе десяток лет, но потом всё кардинально исправится и наладится. Человек установит прочную связь между Богом и наукой и установит нерушимый плодотворный союз с Богом. Очень хочу протянуть ещё десяток лет – до 2036 года – и всё увидеть вместе с моей любимой Маргаритой.
С Новым Годом, дорогая Таня!
Сергей

Сергей Таллако   02.01.2026 14:51     Заявить о нарушении
И я тебя поздравляю, Сергей, с наступившим Новым Годом! Рада, что заглянул ко мне и откликнулся. Спасибо, что поделился своим, сокровенным. Желаю тебе скорейшего выздоровления и крепкого здоровья, благополучия и долголетия, много причин и поводов для радости. Храни тебя Господь!
С Новым годом! С Новым Счастьем! С пожеланием мирного неба над нашими головами!

Татьяна Кайгородова   02.01.2026 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.