3. 0 Познания неискуплённый грех

СТАТЬЯ (и автор) НА ЭТАПЕ СОЗРЕВАНИЯ

     Полёты Виктора Гребенникова на его самодельном гравитоплане противоречат не только законам аэродинамики, но и всем фундаментальным законам физики. Их нельзя объяснить на основании накопленных человечеством знаний, но кроме объективного познания есть ещё у человека шанс взлететь без технических средств. Они ведь нужны тому, кто, подобно гостю, приспосабливается к миру не ведая своего родства с ним.

     Учёный в своей деятельности разбивает мир на фрагменты (вещи, объекты) и, отделяя себя от них, получает возможность оПРЕДЕЛять их, независимые от него, физические свойства. А далее, складывать из них свои представления и понятия. В принципе, такое познание решает одну важную задачу - приспособление субъекта к выделенным вещам. В этом состоит принцип всего живого, в силу их конечной чувствительности. Всё живое, в разной степени, познает мир. Познание человека имеет огромное преимущество благодаря использованию языка слов. С его помощью он именует свои объекты, что позволяет ему работать с ними в речи и мышлении.

     Однако, у такого познания есть своя слабость, - объективно познавать себя, своё сознание субъект не может. Он не может сделать своё сознание своим объектом. Вопросы, "Кто Я?", "В чём смысл моей жизни", всегда будут объективно не разрешимы. Объективное познание, отделяющее сознание от своего объекта, представляет мир таким, в котором сознанию появиться неоткуда, разве что случайно и с ничтожной вероятностью. В объективной картине мира сознание не выводимо из материи и остаётся его неустранимой противоположностью. Из противоположности субъекта объекту познания вырастает противоположность идеального материальному и их не сводимость друг к другу.

     Космология создаёт множество теорий возникновения вселенной. От Большого взрыва до вселенной Черной Дыры в Мегавселенной. Астрофизики изощряются в  построении математических моделей. Их гонит жажда славы и гордыня, но что их модели дают людям? Они не делают людей лучше. В их теориях нет места сознанию и сознание людей они не добрее и благороднее. Подобные цели не входит в задачу теорий! Но тогда Истина тоже не является целью теорий. Истина нужна человеку, чтобы становиться истиннее.

     Без своих истоков человек сознающий оказывается в положении гостя в чуждом ему мире. К такому миру он может только приспосабливаться, совершенствуясь технологически и, только в этом находить смысл существования.

           «Не мне, но Логосу внимая,
            мудро признать, что все — ЕДИНо»
                /Гераклит Эфесский/

     Знаменитые слова великого античного философа говорят о возможности пребывания человека в состоянии "Логосу внимая" (в другом переводе "в логосе пребывая"). Логос у него не понятие, а интуитивная опора. Гераклит говорит о состоянии вне чувственного проЗРЕНИЯ, дарующего мудрость, разумность не со стороны, а "свыше", от преВосходящего человека, коему человеку следует внимать. Человек Разумный - человек внимающий РАЗУМу. И это внятие РАЗУМу - способность чисто человеческая.

     "Внимать Логосу (Разуму)" - состояние известное с древнейших времён, именуемое в различных языках. В русском это "проСВЕТление", "прозрение", "озарение", "катарсис" в древнегреческом, в японском "сатори", в английском "инсайт", у индусов "бодхи". Эти слова в языках многих народов мира не случайны и выражают собой интуитивный опыт многих поколений, опыт отличный от эмпирического познания. Такие состояния вызывают у человека восхищение, благоговение, очищение, доходящее до преклонения и экстаза. И это не обязательно слова услышанные Гераклитом, но всегда РАЗУМ обращается к внимающему ему КРАСОТОЙ. Только она способна, при готовности человека внимать ей, преОБРАЗить, оБЛАГОродить его животные инстинкты, направив на разумные деяния, недоступные животным.

     Животные не способны реагировать на КРАСОТУ, их психика реагирует на поступающую в неё информацию, лишь она необходима им для принятия решений. Они "внимают" информации, а не разумному мироустройству, их окружаемому. Даже самое умное животное не может завороженно любоваться звёздным небом или утренним рассветом. Впрочем, не каждый человек готов "внимать Разуму", обращённому к нему КРАСОТОЙ, но тот, кто прозрев пленяется её чарами, становиться хотя бы немного, но человечнее, разумнее.

     Для животного звёздное небо избыточная информация, оно не обращает на неё внимание. Чудо происходит лишь с существом внимающим РАЗУМу и следующему Ему не осознанно, интуитивно, по-человечески нравственно.
 
           «Две вещи наполняют душу всегда новым и
            всё более сильным удивлением и благоговением, ... —
            это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». И.Кант

     Лишь то чудесно, что покоряет и ведёт за собой без силы, необъяснимо, но преКРАСНО. Оно подобно вдоху новой, необычной и удивительной жизни, за что и получает имя - ВДОХНОВЕНИЕ. Оно захватывает, очаровывает, побуждает к соВершению не характерных для животных (разумом навеянных) действий. КРАСОТА вдохновляет, оБЛАГОраживает, преображает жизнь в следование РАЗУМу, в жизнь РАЗУМную.

      Испытанное вдохновение переживается удивительно, постепенно вознося живое существо в иную, сверх животную жизнь. Не только небо, все КРАСОТЫ мира принимают    участие в очеловечивании существ, внимающих их не силовому влиянию.

"Красота спасет мир" — эта мысль принадлежит не только князю Мышкину, но и самому Достоевскому". /заметил философ-мыслитель Н. Лосский/

       "Красота — это страшная и ужасная вещь!
        Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя 
        потому, что Бог задал одни загадки.
        Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… "
                /Ф.М.Достоевский словами Мити Карамазова/

      КРАСОТУ можно оПРЕДЕЛить, лишь сделав объектом, но этим только стерилизовав её, лишив власти над человеком, превратив её в средство наслаждения и гордыни. Такая КРАСОТА воспринимается, не в силах пленять собою человека. Покорённый КРАСОТОЙ человек не способен на зло, находясь в её власти он ТВОРИТСЯ ею, соВершенствуется. КРАСОТА БлагоТворна и, только то КРАСОТА, что творит БЛАГО, что вРАЗУМляет человека. Покоряясь КРАСОТЕ, внимая РАЗУМУ, человек твориться и, своё ТВОРЕНИЕ переживает как оДухоТворение, подвигающее его к ТВОРЕНИЮ КРАСОТЫ.

      Покориться КРАСОТЕ, следовать её мотивам, могло лишь живое существо с "униженными" животными инстинктами. Такое существо не могло возникнуть эволюционно в животном мире, где главенствует инстинкт. Для подавления животного инстинкта в животном мире нет никаких оснований и предпосылок, ни тем более, "мощностей". Очарованное существо не появляется, оно творится КРАСОТОЙ, вРАЗУМляется ею.

      КРАСОТА не действует ни силой, ни энергией, ни передачей информации. Как проявление РАЗУМа она ТВОРИТ то, что сама соТворила, - силу, энергию, информацию и КРАСОТУ. И, как таковая, она подобна Духу, творящему самого себя. КРАСОТА, покоряя внимающее живое существо, создаёт из него иное, Духом Творённое (оДухоТворённое) существо, вРАЗУМляемое (внимающее Разуму), исполненное духом существо, "душу живую".

              "И создал Господь Бог человека из праха земного,
               и вдунул в лицо его дыхание жизни,
               и стал человек душою живою" /Бытие, 2,7/

      Она ОБРАЗ Духа (Божьего) в человеке, его ДУША (КРАСОТА человека). Она не подавляет инстинкты, но придаёт им КРАСОТУ, одухотворяет.
 
              "И сотворил Бог человека по образу Своему,
               по образу Божию сотворил его;
               мужчину и женщину сотворил их." /Бытие, 1, 27/


НА ЭТАПЕ СО ЗРЕВАНИЯ.*****************************

     ТВОРЕНИЕ человека КРАСОТОЙ, во истину, духовное, по русски звучит как оДухоТворение. КРАСИВО то, что соТВОРЕНО, что выражает и являет собою ТВОРЕНИЕ. В том формула её, - КРАСОТА духовна как Дух преКРАСЕН. 
 

      Проявляясь интуитивно, необъяснимо, вдохновенно, КРАСОТА вступает в бой не только с животными инстинктами и страстями, но и мыслями, знаниями человека, выражаясь в его КРАСИВЫХ (гуманных, моральных, духовных) поступках. И для этого у неё есть веские основания - ЭГО человека ТВОРЕНИЕ КРАСОТЫ. Под каким бы сильным влиянием животных инстинктов не было Я человека, в КРАСОТЕ оно проЗревает своё родовое лоно, тянется к нему.

      Для очарования КРАСОТОЙ не обязательно иметь ЗРЕНИЕ. КРАСОТА уже в самом Я человека, в его неестественности (духовности), отличающей его от вещного мира. В сопротивлении животной стихии ЗРЕЕТ противопоставление вещному миру - проЗРЕНИЕ. Проясняется отличие от него (вещного мира) Эта борьба не всегда успешная, но всегда драматическая, требующая жертвенности животного естества для морального возвышения. ЭГОизм - это победа естества. В полоне КРАСОТЫ, напротив, ЭГО переживает не только своё ЭГО ТВОРЕНИЕ (оДухоТворённость), но и весь окружающий мир как ТВОРЕНИЕ. Переживающие оДухоТворённость люди, не ЗНАЮТ, не могут объяснить, но ВЕРЯТ в творение мира, ибо непосредственно переживают ТВОРЕНИЕ как всеохватность. И никакие доказательства, никакой эмпирический опыт не в силах переубедить их в обратном.

      Чары КРАСОТЫ НЕ действуют, они оДухоТворяют ЭГО, постепенно превращая эгоистическое существо в существо ДУХОВНОЕ. Под её чарами оно оказывается  при сути мироТворения и своего Творения.

      Творение невозможно обнаружить объективно, доказать или как то обосновать. Тот, кто абстрагируется от КРАСОТЫ, никогда не обнаружит ни каких признаков Творения.
      КРАСОТА творит человека не физически и не биологически, но морально, гуманистически, направляя его к ПРЕКРАСНОМУ.

     Прислушайтесь к языку, он не доказывает, но таит в себе мудрость многовекового опыта выражения человеческих переживаний, в том числе духовных. Наш язык говорит нам, что не человек покоряет красоту, а КРАСОТА покоряет человека! Покоряет по разному, но уж коли захватывает, очаровывает, "околдовывает", то поВелевает им. Её власть человек переЖИВает как силу увлекающую, безрассудную и бескорыстную, приходящую как вдохновение, как вдох новой, не животной жизни, как жизнь с ЛЮБОВЬЮ.


     Человеческое соЗНАНИЕ "повёрнуто" на объектах, жизненный опыт приучил нас смотреть на мир по частям, разделяя их на отдельные вещи. Наш язык, наше мышление объектно ориентированы с четким разделением их  на Я и не-Я.  ПоЗНАНИЕ же возводит объективность в высшую ценность, требуя независимое от Я проведение экспериментов. В этой объектно-ориентированной онтологии предмет предстаёт лишённым какой-либо связи с Я, а вся совокупность объективного ЗНАНИЯ рисует нам мир противостоящим и чуждым Я, как не-Я. В таком положении решение вопроса о происхождении сознания и осоЗНАНИЯ Я, становиться неразрешимым.

     Все объективные законы ПРИРОДЫ, все тонкие параметры мироздания не содержат в себе ни малейших признаков сознаниЯ. Сознание Наблюдателя всегда остаётся сторонним миру и не может узреть в нём оснований не только для своего проявления, но и какого-либо устойчивого развития. Фундаментальный закон энтропии, запрещающий развитие, является апофеозом объективности.

     В этом смысле явления, прямо противоречащие установленным законам ПРИРОДЫ должны считаться либо инспирированными (фокусами и подделками) соЗНАНИЕМ и подлежащими научному игнорированию, либо разрушающими всю столетиями сформированную и эффективно "работающую" систему ЗНАНИЯ. Последние подлежат научному умолчанию, а то и сокрытию до "времён апокалипсиса". 

     Что же касается летающего энтомолога, то никто из знающих его серьёзных учёных объявлять Гребенникова шарлатаном или лгуном не пытается. Физиком он был явно никудышным, но энтомологом честным, уважаемым, бескорыстно влюблённым в своё дело. Так что их молчание во спасение науки. Однако, вызывает сожаление, молчание религиозных деятелей и философов, которым известны противоречащие науке факты и Но и они хранят молчание, но уже во спасение самого поЗНАНИЯ. Споры о полётах Гребенникова и остальных чудесных фактах кипят лишь среди дилетантов от науки, вроде уфологов, но их мнение слишком поверхностно, чтобы иметь значение.

     Молчание же элитариев, при наличие колоссального количества фактов противоречащих законам объективной природы, говорит о том, что объективное поЗНАНИЕ лишь одна из форм отношения человека к миру. По сути, Человек Познающий является Наблюдателем противостоящего ему мира "не-Я", который наблюдается им с обобщённой чувственностью и расчетливостью, он может лишь приспосабливаться.

      Объективное ЗНАНИЕ - несомненная сила используемая человеком, служащая его целям, как добрым, так и злым. Оно делает его сильнее, но и опаснее для окружающего мира и самого себя, равно усиливая как его ДоброДетельность, так и ЗлоВредность.

     В человеке Познающем происходит постоянная борьба добра и зла, выбор между ними он может делать лишь на собственном, ограниченном опыте, СО ЗНАНИЕМ дела. Опираясь на такое основание ему невозможно превзойти самого себя. Избрав путь поЗНАНИЯ он обрекает себя на движение к равновесию, к "тепловой смерти".
      
               И заповедал Господь Бог человеку, говоря:
               от всякого дерева в саду ты будешь есть,
               а от дерева поЗНАНИЯ добра и зла, не ешь от него,
               ибо в день, в который ты вкусишь от него,
               смертью умрешь.  (Бытие, 2, 16-17)
      
     Но человек не только живое существо, склонное к поЗНАНИЮ. Его отличает от всех других животных удивительная особенность, постоянно ускользающая от поЗНАНИЯ. Все попытки её объективного поЗНАНИЯ от известного упираются в объективность или "бессознательность" уже известного. Так что, в пору выходить за пределы поЗНАНИЯ с её объективностью.
 
               И создал Господь Бог человека из праха земного,
               и вдунул в лицо его дыхание жизни,
               и стал человек душою живою.  (Бытие, 2, 7)

     "Душа живая" - это не просто живое существо, но ещё существо душевное, одухоТворённое "дыханием жизни", творимое нечто превосходящим его. И что особенно важно - не определяющим, а творящим его.

     И потому, человек интуитивно тянется к тому, что может придать его жизни возвышенность существования, а сделать это может лишь то, что превосходит его и способно направлять в непредсказуемом мире борьбы добра и зла. Интуиция помогает ему создавать себе богов, служить им, передавая право управлять собой. И не важно, что получаемые верования полны противоречий, нестыковок с имеющимся опытом, главное, они берут на себя то, что не может дать чувственный опыт (ЗНАНИЕ), служащий выживанию (жизнеобеспечению) рода, - ориентиры космического бытия (нравственного императива).

                И изгнал Адама,
                и поставил на востоке у сада Едемского
                Херувима и пламенный меч обращающийся,
                чтобы охранять путь к дереву жизни. /Бытие, 3;24/

     Как тут не согласиться с Автором "Бытие": тайна полётов Гребенникова охраняется столь строго, ибо стоит на пути к "древу жизни".


      Эти слова из книги "Бытие" не являются ЗНАНИЕМ, их нельзя проверить или обосновать. И от ИСТИНЫ они далеки, но всё же, в них человек находит тайну, которая интуитивно начинает прозревать в нём. И это делает их первой ступенькой на пути к ИСТИНЕ.
 

     И как гласит "БЫТИЕ", "не послушался Бога" Первый человек, нарушил заповедь, вкусил плод "от древа поЗНАНИЯ", совершил Первый грех, передав всем следующим поколениям "родовой" грех - непослушания Богу. Именно на "непослушании" и было сконцентрированно понимание греха потомками Адама. Им, как роду Познающему, отказ от выгодного поЗНАНИЯ был непонятен и постепенно, вся тяжесть грехопадения была возложена не на саму заповедь, а на акт непослушания Господу. На то, что ослушались Господа Адам и Ева, а не на то, что их потомки продолжают вкушать плод поЗНАНИЯ.

     Ослушание Бога - грех великий, но его причиной стало искушение плодом "приятным для глаз и вожделенным" (/Бытие, 3, 6/). Искушению этому подвержено любое живое существо в силу своего любОПЫТства. Таковой и была  Первая жена человека. Так что, Первородный грех человека был заложен в него первородностью его животного начала ("прахом земным"), возбуждающего любопытство, склоняющего к поЗНАНИЮ, а затем и к самопоЗНАНИЮ, к проявлению СВОЕЙ ВОЛИ.

     И отказаться от своей ВОЛИ, как доброй, так, к сожалению, и злой, человеку становиться всё труднее. Вкушающий "от древа поЗНАНИЯ добра и зла" проявляет свою ВОЛЮ, свой интерес, удовлетворяет свои потребности! ПоЗНАНИЕ делает его умелее, хитрее, сильнее, но, увы, не честнее, не справедливее, не сострадательнее.
    
     Нейтральность ЗНАНИЯ к таким животные качествам в человеке как агрессивность, злость, мстительность, стремление к власти и выгоде, делает их всё более опасными, звериными для самого человека. Не случайно вся история человечества полна неисчислимыми бедами, страданиями, ужасами от совершённого зла и редкими радостями побед добра над злом (часто совершаемых силой обозлённой)? Именно в такой пропорции и складывается жизнь Человека Познающего, грешного, склонного ко злу ради личной выгоды.

     И идёт человек по ВОЛЕ своей, совершая добро и зло, строя и разрушая города, поЗНАВАЯ сладость побед и горечь поражений. Путь, на каждом шагу требующий совершения волевого выбора между злом и добром, между выгодой и состраданием. Выбор, в котором ЗНАНИЕ, в силу своей нейтральности к добру и злу, лишь осложняет его своей расчетливостью. 

     Был ли у Адама альтернативный путь? Автор "Бытие" говорит, что был. В отличии от всех живых существ, имел Адам ОБРАЗ Божий и был живым существом с  "душою живою" (/Бытие, 2, 7/). И поступать он мог не только по природе животной, но в соГЛАСии с ОБРАЗом Божьим.

     Для его выбора жизненного пути в центре сада Эдемского, кроме древа Познания добра и зла, росло и древо Жизни. Вкушать его плод не запрещалось, да только наблюдать его, или как то почувствовать, было не просто. Плоды древа Жизни, в отличии от древа поЗНАНИЯ, "в глаза не бросались", будучи предназначенными не для "живота", а для "души живой".

     Как известно, душою Адам обладал и, возможно, не поддался бы искушению любопытства. Однако, передать Еве своё дыхание души, подобно Богу, вдунувшему в лицо Адама дыхание жизни, он не мог столь быстро. Вот и соблазнилась Ева плодом "приятным для глаз и вожделенным" (/Бытие, 3, 6/) и вкусила плод запретный. Поставила мужа своего перед тяжелейшим выбором - расстаться с женою или разделить с нею её смертный грех. Не смог бросить любимую жену в беде обладатель ОБРАЗа (Любови) Бога. Не оставил Адам свою Любовь, сохранил ОБРАЗ Божий и как мог старался передать его своим потомкам, так же как и он, несущим грех поЗНАНИЯ с ОБРАЗом Божьим на Земле.

 

         


Рецензии