Псалом 2

Псалом 2 — это царский псалом, который вместе с Псалмом 1 образует теологическое введение во всю Псалтирь. Если Псалом 1 говорит о личном выборе между путём праведности и путём нечестия, то Псалом 2 поднимает взгляд на глобальную, мировую картину: восстание народов против Бога и Его Помазанника и окончательную победу Бога.

Это пророческий и мессианский псалом, который в Новом Завете цитируется чаще всех других псалмов именно как указание на Иисуса Христа.

Текст Псалма 2 (по Синодальному переводу)

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею».

7 Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 Проси у Меня, и дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Твое;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Подробное толкование по стихам

Псалом имеет четкую драматургию из четырёх действий (сцен).

Сцена 1: Мятеж народов (ст. 1-3)

«Зачем мятутся народы... против Господа и против Помазанника Его?»

· Псалом начинается с вопроса, полного божественного недоумения: «Зачем?» Восстание против Всемогущего Бога — бессмысленно и «тщетно».
· Участники мятежа: «народы», «племена», «цари земли», «князья». Это символизирует объединённые силы всего враждебного Богу мира.
· Цель мятежа: «против Господа и против Помазанника Его». «Помазанник» (евр. Машиах, греч. Христос) — это царь из династии Давида, поставленный Богом для правления Его народом.
· Лозунг мятежников: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Язычники рассматривают Божий закон и власть Его Царя как рабские оковы, ограничивающие их греховную свободу. На самом деле, это узы завета, которые дают истинную свободу.

Сцена 2: Ответ Небес (ст. 4-6)

«Живущий на небесах посмеется... Я помазал Царя Моего»

· Ответ Бога на человеческую ярость — не страх, а священный смех. Этот смех — не смех веселья, а выражение абсолютного презрения к тщетности их попыток. Он показывает, насколько ничтожен их бунт перед лицом Вечного Царя.
· «Скажет им во гневе Своем»: После насмешки следует суд. Гнев Божий — это не слепая ярость, а праведная и законная реакция Святого Бога на зло.
· Вердикт Бога: «Я помазал Царя Моего над Сионом». Это кульминация ответа. Мятеж царей земли ничего не изменил. Бог утвердил Своего Царя на Сионе (Иерусалиме, месте Божьего присутствия). Его власть непреложна.

Сцена 3: Декларация Царя (ст. 7-9)

«Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»

· Теперь слово берёт сам Помазанник. Он провозглашает «определение» (устав, декрет) Господа.
· «Ты Сын Мой»: Это ключевая фраза всего псалма. На древнем Востоке царей часто называли «сынами» божества. В контексте Израиля это отражало особые, сыновние отношения между Богом и царём из династии Давида (см. 2 Цар. 7:14). Однако в своем полном смысле это пророчество о Мессии, Единородном Сыне Божьем.
· «Я ныне родил Тебя»: Речь идёт не о физическом рождении, а о торжественном акте интронизации. В день восшествия на престол царь как бы «рождался» для нового статуса сына и наместника Бога. В мессианском смысле это также относится к Воскресению Христа (Деян. 13:33), когда Он был «с силою поставлен Сыном Божиим».
· Обетование власти: Царю даётся власть над всеми народами земли. Это всемирное владычество.
· «Поразишь их жезлом железным»: Он не просто правит, но и судит. Он сокрушает противников беспощадно, как горшечник разбивает ненужный сосуд. Это символ необратимого и полного суда над теми, кто упорствует в бунте.

Сцена 4: Предупреждение и призыв к миру (ст. 10-12)

«Почтите Сына... Блаженны все, уповающие на Него»

· После картины суда звучит последний призыв к мудрости. Это обращение к мятежным царям и судьям.
· Призыв: «Вразумитесь... научитесь... служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом». Им предлагается добровольно подчиниться Богу, сочетая благоговейный страх («трепет») и радость от того, что они нашли убежище в Нём.
· Ключевая заповедь: «Почтите Сына». Здесь с невероятной силой раскрывается мессианская природа псалма. Тот, кого нужно «чтить» так же, как чтут Отца, — это не простой земной царь, а Божественный Сын.
· Предупреждение: Непочтение Сыну ведёт к погибели. «Гнев Его возгорится вскоре» — суд неизбежен.
· Обетование блаженства: Псалом завершается аналогично Псалму 1. Блаженны не те, кто восстаёт, а те, кто находит убежище в Боге и Его Помазаннике.

---

Мессианское значение и исполнение в Новом Завете

Новый Завет однозначно относит этот псалом к Иисусу Христу:

· Деяния 4:25-28: Первая церковь цитирует этот псалом, описывая восстание Ирода, Понтия Пилата и народов Израиля против Иисуса.
· Деяния 13:33: Стих 7 («Ты Сын Мой») относится к Воскресению Иисуса как к моменту Его торжественного утверждения в этом статусе.
· Евреям 1:5, 5:5: Стих 7 цитируется как доказательство превосходства Иисуса Христа над ангелами и утверждения Его как вечного Первосвященника.
· Откровение 2:26-27, 12:5, 19:15: Образ «жезла железного», которым Христос поражает народы, неоднократно появляется в книге Откровение, описывая Его окончательную победу над злом.

Ключевые уроки из Псалма 2:

1. Тщетность богоборчества: Восстание против Бога и Его воли — бессмысленно и заранее проиграно.
2. Иисус Христос — Верховный Царь: Бог поставил Своего Царя, Иисуса Христа, и всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему.
3. Всеобщий масштаб Евангелия: Власть Христа распространяется на все народы земли. Благая весть предназначена для всех.
4. Выбор каждого человека: Как и в Псалме 1, здесь представлен выбор. Можно продолжать бунтовать и быть сокрушённым, или же покориться Сыну, найти в Нём убежище и обрести блаженство.
5. Уверенность для верующих: В мире, где часто кажется, что зло побеждает, этот псалом напоминает, что Христос — Царь, и окончательная победа принадлежит Ему. Мы можем уповать на Него.


Рецензии