Псалом 5

 Псалом 5. Это утренняя молитва царя Давида, полная контрастов между праведностью и беззаконием, прошения и уверенности в Божьей защите.

Общий контекст и структура

· Автор: Царь Давид.
· Жанр: Индивидуальная плач-молитва (ламентация), но с сильными элементами уверенности и божественного суда.
· Ситуация: Давид снова окружен врагами, клеветниками и беззаконными людьми (ст. 5-7, 10). Псалом отражает его утреннее обращение к Богу как Царю и Судье, с просьбой о руководстве и защите.
· Ключевой контраст: Путь праведных и путь беззаконных. Бог ненавидит зло и благословляет праведных.

Псалом можно разделить на четыре части:

1. Утреннее призвание (ст. 2-4): Давид взывает к Богу, ожидая ответа.
2. Провозглашение природы Бога (ст. 5-7): Размышление о том, что Бог ненавидит зло и не терпит беззакония.
3. Просьба о руководстве и защите (ст. 8-10): Давид молится о том, чтобы Бог указал ему путь и защитил от коварных врагов.
4. Провозглашение радости для уповающих (ст. 11-13): Контраст между участью врагов и блаженством тех, кто доверяет Богу.

---

Толкование по стихам

Стих 1: Надписание

«Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.»

· Указание для храмового исполнения. Музыкальное сопровождение на духовых инструментах (флейтах) задает особый, возможно, более лиричный или пронзительный тон.

Стихи 2-3: Утренняя молитва

«Услышь, Господи, слова мои, вникни в размышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать.»

· Давид начинает не с просьбы, а с призыва к Богу как к Царю и Богу. Это устанавливает отношения власти и подчинения, но также и личной близости.
· «Рано услышь голос мой» — ключевая фраза. Это отражает дисциплину и приоритеты Давида. Его первый порыв утром — к Богу. Он не просто произносит формальную молитву, а «ожидает» ответа, проявляя активную, терпеливую веру.

Стихи 4-7: Природа Бога – Святой Судья

«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие; погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.»

· Это центральный раздел, объясняющий, почему Давид взывает именно к Нему. Он основывает свою просьбу на характере Бога.
· Давид перечисляет то, что Бог ненавидит и не терпит:
  · Беззаконие (общее понятие греха).
  · Злой человек (как постоянный носитель зла).
  · Лжецы.
  · Кровожадные и коварные (те, кто применяет насилие и обман).
· Важный момент: Бог ненавидит грех, а не грешника как личность, но Его святая природа не позволяет Ему мириться со злом. Это основа для просьбы о суде.

Стихи 8-10: Просьба о руководстве и защите

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! путеводи мною в правде Твоей, ради врагов моих; levelь пред лицем моим путь Твой. Ибо в устах их нет истины; сердце их — пагуба, гроб отверстый — гортань их; языком своим льстят.»

· «А я...» — мощный контраст. После описания участи беззаконных, Давид провозглашает свою принадлежность к Богу.
· Он приходит в дом Божий не по своей праведности, а «по множеству милости Твоей». Это основание для доступа к Богу.
· Его просьбы:
  · «Путеводи мною в правде Твоей» — он просит не просто общего благословения, а конкретного руководства на Божьем пути.
  · «Levelь пред лицем моим путь Твой» — просьба сделать Божий путь прямым и ясным для него, чтобы он не сбился.
· Описание врагов очень яркое: их речь лжива, их внутренность (сердце) разрушительна, а их гортань подобна «гробу отверстому» — жуткий образ, говорящий о смерти и разложении, которые они несут своими словами.

Стихи 11-13: Провозглашение благословения и суда

«Осуди их, Боже; да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их свергни их, ибо они возмутились против Тебя. Но да возрадуются все уповающие на Тебя, вечно ликуют, и Ты покровительствуешь им; и хвалятся Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.»

· Давид вверяет суд Богу. Он не мстит сам, а просит Бога совершить правосудие: «Осуди их, Боже... по множеству нечестия их».
· Важно: их вина в том, что «они возмутились против Тебя». Давид видит корень проблемы в бунте против Бога, а не только в личной вражде к себе.
· Участь праведных — радость, ликование и покровительство. Бог — их защитник.
· Финальный стих — великолепный образ: «благоволением, как щитом, венчаешь его». Божье благоволение (Его расположение, милость) — это не просто настроение, а активная, всесторонняя защита, как щит, закрывающий со всех сторон, и как венец, дающий почет и достоинство.

---

Ключевые идеи и практическое применение

1. Начинай день с Богом. Псалом — прекрасный пример того, как строить свои дни: с молитвы, ожидания и предания своих забот Богу прежде всего.
2. Основание молитвы — характер Бога. Наши просьбы должны основываться не на наших желаниях, а на том, кто есть Бог (святой, справедливый, милостивый). Мы просим Его поступить согласно Его природе.
3. Просьба о руководстве в праведности. Вместо просьбы просто убрать проблемы, Давид молится: «Научи меня идти Твоим путем». Это молитва о духовном росте и верности посреди испытаний.
4. Реакция на клевету и обман. Ответ Давида — не отвечать тем же, а вверять свою репутацию и судьбу Богу-Судье. Он описывает зло, но не позволяет ему проникнуть в свое сердце.
5. Божье благоволение — наш щит. Главная уверенность верующего в том, что его защищает не его собственная сила, а благоволение Божье. Это источник настоящей радости и мира, даже когда враги активны.

Псалом 5 учит нас приходить к Богу утром с честным сердцем, уповая на Его милость, прося руководства на Его пути и находя покой в том, что Он — наш Судья и Защитник.

О, Господи, услышь меня! Внемли моей молитве!

Я обращаюсь к Тебе, о мой царь и Бог!

Я жажду предстать перед Тобой и с нетерпением ожидаю Твоего ответа.

Ты — Бог, не терпящий беззакония. Зло не может существовать рядом с Тобой.

Нечестивые не найдут убежища в Твоём присутствии, ибо Ты ненавидишь всех, кто творит зло.

Ты уничтожишь лжецов и тех, кто сеет раздор и коварство.

Но я, по Твоей милости, войду в Твой дом и буду поклоняться Твоему святому храму в страхе и трепете.

Господи, направь меня на путь истинный, чтобы я мог противостоять своим врагам.

В их устах нет правды, их сердца полны зла, а их язык — это открытая рана.

Осуди их, Боже, и пусть они падут от своих замыслов. Отвергни их за их нечестие, ибо они восстали против Тебя.

Но все, кто уповает на Тебя, будут радоваться вечно, и Ты будешь их защитником. Они будут восхвалять Тебя, ибо Ты — их опора.

Ты благословляешь праведников, Господи, и благоволишь им, как каменная стена, защищаешь их.


Рецензии