Лунная ночь на Днепре Архип Куинджи

В чёрном бархате над водами Днепра
Ворожило лунное явленье
Демоническим сиянием ядра,
Шлейфом изумрудного виденья.
   Поражала силой таинства игра
   Между тьмой и светом восхожденья.
   Только пожирающая всё дыра,
   Растворялась в чарах ослепленья.
Но в объятиях томящей черноты,
Где лучи не доставали светом,
Днепр, теряя очертанья широты,
Засыпал покорным, тихим следом.
   А луна боролась, расчищая путь,
   Словно ярче изнутри светила,
   Оживала в ней вода, как ртуть,
   И мерцающий дуэт кружила.
Чёрный выступал как сила тьмы и власть,
А зелёный - счастье, возрожденье.
И всю ночь боролись, разливая масть,
Поражая дикостью сплетенья.
   В одиночку пеленая полотно,
   Что хотел сказать Архип Куинджи?
   Можно лишь гадать, но вижу я одно:
   Это ведь знаменье нашей жизни…
Только Днепр вздыхал, уставший от борьбы.
В каждой капле - память за столетья,
И картина, как симфония судьбы,
Светом воскрешает многолетье.

Непревзойденная игра света и цвета на полотнах Архипа Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Глаз Архипа Куинджи различал десятки и сотни оттенков одного и того же цвета.
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».

Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие — он знакомил живописцев с физическими свойствами красок на специальных уроках.


Рецензии
Да, картина впечатляет! Контраст света и тени в точном ощущении взгляда. Даже профессион.фотография не всегда передаёт именно то, что видит глаз. В этом и состоит творчество, когда увиденное отражается не только на картине, но и в душе зрителя. Ваша поэтическая картина это наглядно показывает... Феерия чувств и невероятно проникновенных ощущений! Мой респект!

Александра Токарева 3   25.11.2025 14:45     Заявить о нарушении
Глаз Архипа Куинджи различал десятки и сотни оттенков одного и того же цвета.
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Это не может не волновать и восхищать!
Обнимаю с благодарностью и восхищением, Марина.

Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие

Марине Устименко   25.11.2025 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.