Лунная ночь на Днепре Архип Куинджи
Ворожило лунное явленье
Демоническим сиянием ядра,
Шлейфом изумрудного виденья.
Поражала силой таинства игра
Между тьмой и светом восхожденья.
Только пожирающая всё дыра,
Растворялась в чарах ослепленья.
Но в объятиях томящей черноты,
Где лучи не доставали светом,
Днепр, теряя очертанья широты,
Засыпал покорным, тихим следом.
А луна боролась, расчищая путь,
Словно ярче изнутри светила,
Оживала в ней вода, как ртуть,
И мерцающий дуэт кружила.
Чёрный выступал как сила тьмы и власть,
А зелёный - счастье, возрожденье.
И всю ночь боролись, разливая масть,
Поражая дикостью сплетенья.
В одиночку пеленая полотно,
Что хотел сказать Архип Куинджи?
Можно лишь гадать, но вижу я одно:
Это ведь знаменье нашей жизни…
Только Днепр вздыхал, уставший от борьбы.
В каждой капле - память за столетья,
И картина, как симфония судьбы,
Светом воскрешает многолетье.
Непревзойденная игра света и цвета на полотнах Архипа Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Глаз Архипа Куинджи различал десятки и сотни оттенков одного и того же цвета.
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие — он знакомил живописцев с физическими свойствами красок на специальных уроках.
Свидетельство о публикации №124121307145
Александра Токарева 3 25.11.2025 14:45 Заявить о нарушении
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Это не может не волновать и восхищать!
Обнимаю с благодарностью и восхищением, Марина.
Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие
Марине Устименко 25.11.2025 17:20 Заявить о нарушении