О русской литературе эпохи СССР

     Некоторое время назад у одного из авторов Проза.ру я прочитал высказывание о том, что русская литература эпохи СССР была оружием пропагандистского обслуживания господствующей в то время в стране идеологии – и не более того, а потому никакой ценности как литература не представляет.  Я не запомнил имя автора этой, достаточно неоригинальной мысли, и не запомнил конкретные слова, употреблённые им, но смысл их я изложил достаточно верно.

     Так вот: с этим автором, а вернее сказать, с этим утверждением, я не согласен категорически.

     Труженики пера бываю разные: одни стараются самым лучшим образом выразить то, что, как говорится, «просится на бумагу»; другие же готовы за деньги всё, что угодно – написать, сказать или сделать.
 
     На Западе, где светская литература получила развитие гораздо раньше, чем в России, литераторами очень быстро был пройден путь от панегириков во славу меценатов до выполнения заказов спонсоров и удовлетворения запросов массового читателя.

     В России этот процесс происходил в XIX веке. Пушкинская эпоха – его пограничная область, после которой поэты и писатели, обычно не декларируя, тем не менее оказывались исповедниками либо принципа «пишу, как душа велит» – как Пушкин А.С.; либо принципа «чего изволите?»  – как Булгарин Ф.В., Бестужев-Марлинский А.А., Кукольник Н.В. и все остальные литературные карлики, сочинениями которыми буквально зачитывались их современники, но оставшиеся в памяти только у литературоведов.

     Наиболее значительными представителями великой русской литературы я считаю: 

     1. «Допушкинская эпоха»: Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Карамзин Н.М., Крылов И.А.

     2. XIX век: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Языков Н.М., Кольцов А.В., Киреевский П.В., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Некрасов Н.А., Тютчев Ф.И., Аксаков С.Т., Аксаков К.С., Достоевский Ф.М., Майков А.Н., Толстой Л.Н., Писемский А.Ф., Даль В.И., Лесков Н.С., Островский А.Н., Гончаров И.А., Станюкович К.М., Данилевский Н.Я., Крестовский В.В., Немирович-Данченко В.И., Гиляровский В.А., Андреев Л.Н. 

     3. XX век до 1917 года: Гиляровский В.А., Андреев Л.Н., Есенин С.А., Волошин М.А., Шмелёв И.С., Зайцев Б.К., Бехтеев С.С., Тэффи (Лохвицкая Н.А.), Ахматова (Горенко-Гумилёва) А.А.
 
     4. XX век в эмиграции после 1917 года: Шмелёв И.С., Зайцев Б.К., Бехтеев С.С., Игорь Северянин (Лотарёв И.В.), Тэффи (Лохвицкая Н.А.).
    
     5. Эпоха СССР: Гиляровский В.А., Есенин С.А., Волошин М.А., Ахматова (Горенко-Гумилёва-Шилейко) А.А., Шолохов М.А., Островский Н.А., Корнилов Б.П., Беляев А.Р., Пантелеев Л. (Еремеев А.И.), Носов Н.Н., Панова В.Ф., Матусовский М.Л., Долматовский Е.А., Симонов К.М., Асадов Э.А., Берггольц О.Ф., Розов В.С., Казаков Ю.П., Рубцов Н.М., Васильев С.А., Друнина Ю.В., Викулов С.В., Доризо Н.К., Троепольский Г.Н., Шукшин В.М., Рыленков Н.И., Солоухин В.А., Заболоцкий Н.А., Добронравов Н.Н., Поперечный А.Г., Шефнер В.С., Алексеев М.Н., Крупин В.Н., Носов Е.И., Иванов А.С., Бадигин К.С., Тендряков В.Ф., Тряпкин Н.И., Татьяничева Л.К., Иванов В.Д., Конецкий В.В., Штейн А.П., Кожинов В.В., Солоницын А.А., Распутин В.Г., Бондарев Ю.В., Куваев О.М.

     А сколько есть ещё выдающихся представителей Русского Мира эпохи СССР, которые запомнились авторами отдельных произведений, отмеченных талантом необыкновенной силы душевной проникновенности, дающим им путёвку в бессмертие: Лавренёв (Сергеев) Б.А., Зощенко М.М., Толстой А.Н., Исаковский М.В., Паустовский К.Г., Винокуров Е.М., Кедрин Д.Б., Твардовский А.Т., Фатьянов А.И., Орлов С.С., Шубин П.Н., Смеляков Я.В., Субботин В.Е., Гончаров Ю.Д., Чаковский А.Б., Чуковский Н.К., Ворфоломеев М.А., Вампилов А.В.

     Все они родились, были воспитаны и жили в Русском Мире, а потому знали, что их собственная жизнь есть часть мироздания, лично им самая близкая, но близкая именно как часть всеобъемлющего целого; ощущали постоянную потребность уяснить для себя самую суть мироздания, чтобы найти истинные ориентиры для устройства в нём своей жизни среди жизней остальных людей; верили, что духовные и творческие силы даются человеку для решения именно этих задач; считали потребность делиться со своими читателями, через своё творчество, сокровищами своей души – формой приобщения к работе по сохранению окружающего их мира.

     Конечно же, одному человеку, даже бесконечно влюблённому в русскую литературу, вряд ли получится охватить взором всех литераторов Русского Мира. Говорят, что нельзя объять необъятное, но стремление к этому – в извечных обычаях Русского Мира. И я попытался это сделать. Пусть другие дополнят меня.

     И ещё о главном. Есть в Русском Мире «чужие среди своих»: те, кто считают себя гражданами Русского Мира, и порой говорят, и даже кричат об этом гораздо громче остальных, но это у них только декорация, мимикрия, приспособленчество – всё, что угодно, но только до поры до времени. Когда же приходит момент истины – определиться, с кем они, и кто они на самом деле, критерий выбора у них один-единственный: они обязательно должны быть там, где выгодней. 
     Как их правильно назвать: клоуны Русского Мира? клоны Запада? Лишь очень немногие из них отдают себе отчёт в том, что на перекрёстке главного в жизни выбора человека они предпочли склониться перед мамоной. Бог им судья! Они не предают Русский Мир, они никогда в нём не жили – искусные перевёртыши с примитивной духовной составляющей.

     Здесь же надо сказать и о литературе зарубежной – в части, родственной великой русской литературе, только надо иметь ввиду, что традиционно в России львиная доля переводов делается с английского и французского языков.
     Чарльз Диккенс, Роберт Льюис Стивенсон, Джеймс Олдридж, Арчибальд Джозеф Кронин, Марк Твен (Сэмюэл Клеменс), Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак, Альфонс Доде, Проспер Мериме, Антуан де Сент-Экзюпери – сродственники по духу русской литературы.
     Сочинения этих авторов выпускались в эпоху СССР большими тиражами и были востребованы постоянно растущим спросом читателей. 


Рецензии
Софрон! С Вашими выводами о советской литературе, конечно, можно согласиться. Не все писатели стояли на пропагандистской стезе, хотя большинство было именно такое. Вы и сами привели около 20 писателей, а их в Союзе было тысяч 5, наверно.
Поэтому и переиздают советских авторов очень немногих. Моё мнение я изложил стихотворно http://stihi.ru/2023/09/28/5736
Ничего не меняется и сейчас. Система любит не литературу, а лояльную литературу.
Так что выбор каждый делает сам - угождать или творить. Вам желаю творческой свободы!

Михаил Осколков 2   19.05.2025 10:55     Заявить о нарушении
Михаил, тема моего очерка - русская литература эпохи СССР, и я говорю о том, что русская литература - это разговор о вечном.
Вы же пытаетесь свернуть разговор на тему "Система и писатели" - но это о другом: о том, каким образом приспосабливаются к окружающей действительности.
Не передёргивайте!

Что касается Вашего стихотворения, ссылка на которое приводится в Вашей рецензии: творчество Игоря Северянина (Лотарёва И.В.) в своём очерке я отношу к русской литературе только в части его "эмигрантской без эмиграции" (как он сам говорил) - когда он раскрылся как высокий мыслитель и выдающийся стихотворец, сбросив с себя дореволюционный попугайский наряд пересмешника на потребу таких же, как и он, бездельников-пересмешников, которых среди интеллигенции того периода была тьма-тьмущая.
С уважением

Софрон Бурков   19.05.2025 14:02   Заявить о нарушении
Странно? Вы начали разговор с критики автора о том, что советская литература не была вся пропагандистской, она как и русская несла «вечные ценности». А что тут доказывать? Вся мировая литература стояла на плечах предшественников и несла гуманистический заряд. Исключением советская не являлась. Ваш подбор имен тогда чем обоснован? Почему там нет Горького? Это самый высокий гуманист, который перехватил традицию русскости. Но в тоже время был основоположником «соцреализма».
Поэтому я и ответил Вам стихотворением, что подход в СССР к литераторам изменился. И вопрос не стоял, кто талантливее? А стоял, кто сумеет в рамках соцреализма затронуть «вечные вопросы», не подпадая под каток критики своих же собратьев по перу.
Кто-то перешел на эзопов язык, кого-то выгнали, кто-то утонул в ностальгии о прошлом - каждый талант искал свой путь в постижении русского духа.
Так что тема «соцреализм» и «правда жизни» ещё является дискуссионной, мне показалось Вы с нее начали. А тема советская литература и вечные ценности является аксиомой и доказательств не требует.
Интереснее другое, что именно советская литература породила много талантов в различных жанрах: детская, фантастическая, юмористическая, приключенческая, деревенская и т д. Так что извините, что попытался не передергивать, а расширить представления о дискуссионном. С уважением!

Михаил Осколков 2   20.05.2025 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.