Предание об Андрее Первозванном на Руси

Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года». Но в них предание о жребии апостолов не связывается с крещением Руси. Так, митрополит Иларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла… Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка… Похвалим же и мы… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира…». Более того, первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».

Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича, Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» в Лаврентьевской летописи русский вариант предания об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказ о посещении апостолом земли русской непременно включается во все последующие летописные списки


Так появился рассказ о путешествии апостола Андрея из Крыма в Рим через Ладогу. Согласно этой версии о служении апостола в Причерноморье: «А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров» (Стлб. 7), — далее рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам:

    Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать.

По преданию апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Из Киева апостол прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться «квасомъ оусниянымь» (видимо, сывороткой, употребляемой и доныне при обработке кож, а может и щёлоком) и студёною водой, «тако ожиоуть. И то творять по вся дни, не мучими никимже, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Рассказ ученикам Иисуса в Риме ограничился только банями, и римские слушатели сильно удивлялись: «слышаще, дивляхуся. Ондреи же бывъ в Риме, приде в Синофию».

В древнейших списках и вариантах этого предания нет никаких упоминаний об успехах проповеди Андрея Первозванного. В связи с этим профессор Московской духовной академии Е. Е. Голубинский иронизировал: неужели апостол приходил в наши земли только для того, чтобы увидеть русские обычаи пользования банями.

Профессор А. В. Карташёв, учитывая общеизвестное пренебрежение летописцев к быту, даёт такое, так сказать, житейское объяснение летописного предания:

    У русского автора-южанина в рассказе о новгородских банях очевидно была и определённая, не особенно высокая цель. Так прекрасно возвеличив свой родной Киев, он, по русскому обычаю — трунить над всяким, кто не нашей деревни, решил выставить новгородцев пред апостолами в самом смешном виде. Новгородцы так это и поняли, потому что, в ответ на киевскую редакцию повести, они создали свою собственную, в которой, не отвергая прославления Киева и умалчивая совершенно о банях, уверяют, что ап. Андрей «во пределы великого сего Новаграда отходит вниз по Волхову и ту жезл свой погрузи мало в землю и оттоле место оно прозвася Грузино… Чудотворный жезл этот „из дерева незнаемого“ хранился, по свидетельству жития св. Михаила Клопского, в его время (1537 год) в Андреевской церкви села Грузина».

А. М. Панченко же считал, что поскольку киевская часть предания «не имеет никаких сюжетных следствий, а новгородская имеет, притом незамедлительные (удивление апостола и удивление римлян) <…> ядро предания было новгородским».

Различные средневековые источники сообщают о дальнейшем пути святого Андрея в Новгород, где он воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и далее до острова Валаам, где он будто бы установил каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов.
«Церковь Святого Андрея Первозванного в Киеве», почтовый блок Украины, 1999

Факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнения даже некоторые православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), академик, профессор МДА Е. Е. Голубинский[36], А. В. Карташёв и другие. Известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей (ок. 1465—1542) писал о русской земле:

    сё есть пустыня, понеже святые веры пусти беша, и иже божественнии апостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия.

В одном сборнике XVI века читаем:

    а не бывшу никоторому апостолу в русской земли, но поистине русскому языку милость Божия открыся.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1440—1515) в своём «Просветителе» ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедовал христианства в русской земле? и отвечал так:

    возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сиа несказанна.

Однако в церковной среде широко распространено и другое мнение. Некоторые историки церкви склонны считать предание об апостоле Андрее правдивым. Так, историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882) замечает по этому поводу:

    Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею.

Версия «Сказания о хождении апостола Андрея на Русь», в которой есть слова о пути «в варяги» по Двине, возникла не ранее второй половины XIII века, так как в другом проваряжском «Сказании о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, каменной, Успения Пресвятой Богородицы» начала XIII века, приписываемом одному из авторов Киево-Печерского патерика владимирскому епископу Симону, легенды о призвании варяжских князей и происхождении русской княжеской династии от варягов нет. Варяжский редактор второй половины XIII века, отправивший апостола в путь «из варяг в греки», не ставил перед собой задачу описать какой-то торговый путь, а хотел освятить родные ему земли апостольским присутствием.

А. Л. Никитин считает, что автором дунайской версии «Сказания об Андрее Первозванном», отправившим Андрея из Херсонеса Фракийского (Галлипольский полуостров) в путешествие по Дунаю, мог быть Наум Охридский. Из предания о путешествии апостола Андрея по Дунаю автор «Повести временных лет», не знакомый с нижним течением Днепра, добросовестно переписал географические особенности устья Дуная: «Днепр втечет в Понтеское море треми жерелы, иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров


Политика византийской церкви

По мнению профессора А. В. Карташёва, с помощью развития легенды об Андрее византийская церковь решала две задачи:

    Оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра).
    Обеспечить себе господство над всеми по возможности церквями Востока.

    Отсюда можно заключить, что Византия охотно поддерживала сказания о проповеди ап. Андрея в тех странах, где они существовали (Армения, Грузия) и даже старалась привить подобные предания в странах северных (Моравия, Россия), на которые простиралось её влияние. О том, что византийцы при случае даже прямо внушали русским верование о проповеди на Руси ап. Андрея, мы имеем документальное свидетельство. Это - письмо к русскому князю Всеволоду Ярославичу, написанное от лица императора Михаила Дуки (1072-1077) его секретарём, знаменитым учёным своего времени, Михаилом Пселлом, с целью сватовства за брата императора дочери Всеволода. Одним из аргументов к теснейшему союзу двух дворов служит здесь следующий: „Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, и что одно и то же спасительное слово распространено в обоих, одни и те же самовидцы божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия“



Мощи
Реликварий X века, хранящий ремешок от сандалии святого Андрея в Трирском соборе

При императоре Констанции II мощи апостола Андрея (кроме главы) были перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и апостола от семидесяти Тимофея[6].

Согласно западному преданию, в IV веке часть мощей апостола Андрея были перевезены из Патр в Шотландию монахом Регулом и помещены в городе Килримонте. Однако по мнению западных ученых, они могли быть перенесены в Шотландию лишь в VIII веке при епископе Акке. В 1559 году собор, в котором находились мощи апостола Андрея в городе Сент-Андрус (до XII века Килримонт), был разрушен сторонниками Реформации, а мощи апостола, находящиеся в нём, были уничтожены[6].

В 1208 году после взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи апостола Андрея в город Амальфи в Италию, где они находятся в настоящее время в соборе Святого Андрея


Глава и крест апостола Андрея на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, который был захвачен турками, и передал на хранение римскому папе Пию II, который поместил их в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами апостола в Амальфи. В 1964 году римский папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц андреевского креста Элладской православной церкви. Эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В настоящее время в правом приделе собора Андрея Первозванного в Патрах, на престоле, находится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге глава апостола Андрея, за престолом располагается большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором он был распят.

В реликварии 977—993 годов в Трирском соборе хранится ремешок от сандалии апостола Андрея



Почитание

Апостол Андрей почитается основателем Константинопольской православной церкви.

Сказание о путешествии Андрея Первозванного через Крым привело к почитанию его материальных следов. До 1917 года около храма Святого Иоанна Предтечи в Керчи почитался камень с отпечатком стопы апостола Андрея. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна[48]. В 2012 году на территории музея-заповедника Херсонес были обнаружены вдавленные в камень следы человеческих ног. Представители Севастопольского благочиния Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата предполагают, что это следы ног святого апостола Андрея Первозванного. Согласно церковным источникам и «Степенной книге», написанной в XVI веке, ступни апостола Андрея отпечатались на камне у берега моря, когда он беседовал с людьми об учении Иисуса Христа[49].
Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами
Линейный корабль «Андрей Первозванный» (Россия, около 1912 года)
Андреевская церковь в Киева авторства Барталамео Расстрели

В 1086 году сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал в Киеве храм во имя апостола Андрея. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм в его имя. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей[6].

В XVII веке картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I была учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Святого Андрея Первозванного; позднее он учредил флаг русского флота — Андреевский, поместив на морской флаг изображение креста святого Андрея (две голубые полосы, пересекающихся по диагонали, на белом фоне)[50]. В 1998 году орден был возрождён в России.

26 декабря 1906 года в английском Бирмингеме был открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс», названный в честь святого Андрея.

Апостол Андрей — святой покровитель России, Шотландии и Греции.

В преддверии 70-летия со дня образования Новосибирской области с 15 по 31 августа 2008 года работал благотворительный духовный медико-просветительский православный корабль-церковь «Андрей Первозванный». Рейд корабля-церкви был организован Новосибирской епархией Русской Православной церкви и областной администрацией. Главная цель миссии — оказание духовно-социальной и материальной помощи жителям отдалённых сёл. В ходе своей поездки представители социальной защиты, медицинские работники, священнослужители посетили более 25 отдалённых сёл Болотнинского, Колыванского, Мошковского и Новосибирского районов.

В Православной церкви память апостола Андрея совершается 30 ноября (13 декабря) и в Соборе двенадцати апостолов 30 июня (13 июля), в Католической церкви — 30 ноября.


Рецензии