10 декабря 1698 года, Петром I был учрежден Орден
Андрей Первозванный (также апо;стол Андре;й) — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому прозван «Первозванным».
В списках апостолов, приводимых в Евангелиях от Матфея и Луки, занимает второе место после своего брата, апостола Петра, но в Евангелии от Марка — четвёртое место. Персонаж книг Нового Завета.
По преданию, был распят в Патрах около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест, впервые появился в юго-западной Франции в X веке и с XIV века стал традиционным, хотя первоисточник такой формы креста неизвестен. В итальянское искусство косой крест привнесён уже после периода Возрождения.
Иконографически апостол Андрей изображается в красном и зелёном одеянии с недлинной бородой, держащий крест или с косым крестом, символом его мученической казни, а также свитком в руке или книгой
Память в Православной церкви совершается 30 ноября (13 декабря) и 30 июня (13 июля) в Соборе двенадцати апостолов, в Католической церкви — 30 ноября.
Апостол Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов.
Андрей и его брат Симон (будущий святой апостол Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. По преданию, сохраняя целомудрие, он отказался (в отличие от своего брата Симона Петра) вступить в брак. Услышав, что на реке Иордан святой Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Андрей стал первым в хронологическом смысле из призванных учеников Христа, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным.
Согласно Евангелию от Матфея и от Марка, призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, но апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса, после чего Андрей нашёл своего брата Симона Петра и привёл его к Иисусу.
На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется ещё дважды — он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу еллинов.
Известны апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III веке, а также утраченное Евангелие от Андрея, отклонённое папой римским Геласием I в «Decretum Gelasianum»
Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее. В Евангелии от Иоанна сказано, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки»[16]. Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу[17]. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира[20].
До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков (Деяния. 2:3, 4). Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидоном и Византием, земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Амис, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».
Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосату, через земли аланов, абасков и зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Боспорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из семидесяти апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к Римлянам. Святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства».
Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:
В городе амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
Франсиско де Сурбаран. Святой Андрей
В Фессалониках апостол воскресил также маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
В городе Патрах апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Трофима, бывшая наложница проконсула, последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
В Патрах во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатор, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатор обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
В городе Синопе апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение
Мученичество за веру
Андреевский червонец (1753)
Косой крест (лат. crux decussata), на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, называется Андреевским крестом. Распятие считается совершившимся около 67 года. Недалеко от места распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. На предполагаемом месте распятия, недалеко от старого храма святого Андрея, находится источник
Мощи
Реликварий X века, хранящий ремешок от сандалии святого Андрея в Трирском соборе
При императоре Констанции II мощи апостола Андрея (кроме главы) были перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и апостола от семидесяти Тимофея.
Согласно западному преданию, в IV веке часть мощей апостола Андрея были перевезены из Патр в Шотландию монахом Регулом и помещены в городе Килримонте. Однако по мнению западных ученых, они могли быть перенесены в Шотландию лишь в VIII веке при епископе Акке. В 1559 году собор, в котором находились мощи апостола Андрея в городе Сент-Андрус (до XII века Килримонт), был разрушен сторонниками Реформации, а мощи апостола, находящиеся в нём, были уничтожены[6].
В 1208 году после взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи апостола Андрея в город Амальфи в Италию, где они находятся в настоящее время в соборе Святого Андрея
Глава и крест апостола Андрея на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, который был захвачен турками, и передал на хранение римскому папе Пию II, который поместил их в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами апостола в Амальфи. В 1964 году римский папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц андреевского креста Элладской православной церкви. Эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В настоящее время в правом приделе собора Андрея Первозванного в Патрах, на престоле, находится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге глава апостола Андрея, за престолом располагается большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором он был распят.
В реликварии 977—993 годов в Трирском соборе хранится ремешок от сандалии апостола Андрея
Свидетельство о публикации №124121002416