Неистовый преобразователь

      Посвящается З. Х. Ниязи
   "Наука - путь к любой заветной цели.
Будь знанья - мы б и к звёздам взмыть сумели!
Когда бы школ и знаний нам хватало,
У нас врачей могло бы быть немало!"
   В Коканде Хамза родился
В составе Ферганской области.
Уездным центром считался, -
Бывшая столица ханства.
   Закирджан Фуркат здесь творил:
"Меня корят, что, мол, не сдержан пыл,
Что я Россию слишком расхвалил.
Нет, я не лгу, её бойцов хваля,
Об их отваге знает вся земля".
   Мукими творчество росло,
С детства их взгляды разделял,
Со временем поэтом стал,
Лекарем отец Хамзы был,
   Своих земляков всех лечил.
Сыну образование дал.
Сначала в школу поступил,
Потом медресе окончил:
   "Школа - как рудник бездонной славы, радости и счастья:
В двух мирах даст всё, что надо для души и тела, школа.
Весь народ, лишённый знаний, обречён бесславно гибнуть, -
Потому у всех народов и почёт имеет школа!"
   В десять лет первый стих написал.
Земляки его вдохновляли.
Они постарше его были,
Примером хорошим служили.
   Он их взглядом дорожил
И понял необходимость
В развитии культурных связей
И русский язык изучил:
   "Школа - верная опора для наук и просвещенья,
Из своих сокровищ дарит мудрость без предела, школа.
Посмотри, вокруг сто тысяч созданных трудом предметов!
Как плоды на древе жизни их взрастить сумела школа!"
   Идеи революции
В Среднюю Азию проникли
Через русских специалистов -
Инженеров и рабочих,
   Также местного населенья,
Учтя языковую близость,
В контакте татары были.
Один из них на ручном станке
   Листовки, брошюры выпускал
И с Хамзой познакомился,
На свою сторону  привлёк,
Сразу роман Хамза написал:
   "На чьей стороне  правда?"
Взгляды его формируются.
Он в Бухару отправляется
Учёбу свою продолжать:
   "Невежества мрак человека гнёт, как землю объемлет ночь.
Разуму знанья - как солнце свет: науку постигай!
Когда у тебя есть мечта и цель, и хочешь ты их достичь,
Над книгой склоняясь, встречай рассвет - науку постигай!"
   Но вскоре планы сорвались:
Столкновенья помешали
Между суннитами - персами.
Участия в них не принял,
   Вмиг из города уехал.
В город Ташкент перебрался,
Где собственную школу открыл,
Сам в ней учительствовать стал:
   "Когда б у нас ученье было в силе,
Мы сами бы философов взрастили!
Одно лишь знанье может быть вожатым,
В пути к прогрессу другом быть и братом!"
   О творчестве не забывал.
К этому времени много
Русских в Азии проживало,
Событья в России знали.
   Хамза с ними знакомился.
Новое теченье в стране:
Джадидизм силу набирал -
Культурно-просветительское:
   Внедрение опыта
Достижений Европейских стран.
У мусульман их деятельность
Неприятие вызвала.
   Молодёжь джадидизм приняла
И Хамза в стороне не остался,
За современность держался,
С модернизацией сдружился.   
    В родном городе Коканде
Вечернюю школу открыл
Для одарённой молодёжи.
Обновление поддержал
В системе образования:
   "О науке, нравах, знаньях издавна радела школа.
Будет в них успех высокий - знай: свершит то дело школа!
Как цветник, дождём политый, пышно зелень распускает,
Так цветущий сад прогресса орошать умеет школа.
Мы с людьми сомкнёмся, сделав человека Человеком,
Если будет к свету знаний приобщать нас смело школа!"
   Учительницу пригласил
Русскую красавицу Ксюшу.
Отец глаз на сына покосил,
Но препятствовать браку не стал.
   Лишь духовенство взбесило,
Поменять веру предложило:
Мусульманство взамен принять,
Чтобы законно брак сочетать.
   Много разговоров ходило.
Соседи косо смотрели.
Поскольку Хамзу любила,
Принять же ислам решила:
   "Лик твой - ясных зорь светлее,
Он сгубил и сжёг меня,
Колдовских ресниц кинжалы губят,
Словно рок меня!"
   Со своей судьбой смирилась,
В доме свёкра поселилась,
Даже сына подарила.
Мусульмане не смирились,
   Всё же своего добились:
Брак разбили, школу закрыли.
С горя в дервиши подался,
По всему миру скитался.
   За время путешествия
По святым местам Востока
В Мекке, Медине, Дамаске,
Бейруте, Стамбуле побывал,
   Много материала собрал.
А когда домой вернулся,
Жену с сыном уж не застал.
Судьбе своей покорился,
   Не переставая страдать.
Вновь школу в Коканде открыл.
Кокандских сироток учил.
Однако средства истощали,
Финансировать перестали:
   "Связаны мы по рукам и ногам, кто пожелает помочь беднякам?
Нищенство стало уделом для нас, нет от нужды избавления нам,
Мы никому не нужны. Мы, словно дети, без дела живём,
Бьём в барабаны и песни поём. Если огонь нам руки не обжёг,
Мы беззаботно играем с огнём, - знания нам не даны."
   Мировая война началась.
Благие мечты сорвались.
Однако он не унывал,
На творчество переключился.
   Решил в драматургию пойти.
Не просто в ней всё складывалось.
Негатив в тетр просочился:
Провокацию в нём нашли.
   Актёров за город выслали,
Но и здесь наш пострел поспел.
Неистовый модернизатор
В Коканде театр создал,
   Актёров из джадидов собрал
И свою пьесу поставил:
"Отравленная жизнь". Зрителям
По нраву она пришлась:
   При полном аншлаге прошла,
Но консервативные круги
В большой ярости пребывали.   
Настойчивый творец продолжал
   На сцене спектакли ставить.
Из-за "Современной свадьбы"
Вновь старейшины навестили
Лекаря - отца Нияза.
   Они его попросили
Навсегда от сына отречься.
За плохое воспитанье.
На сей раз пришлось ему сдаться.
   Поэт проклятье пережил,
Но творчество не покинул.
Новую пьесу отправил
В Ташкент Мунавару - кары.
   Обещал лишь тогда принять,
Когда негатив уберёт
В адрес баев и духовенства.
С ним автор не согласился.
Издать пьесу отклонили.
   Поэта и драматурга
Это так сильно задело:
Верность взглядам он сохранил,
Сделку с совестью отклонил. 
   Вскоре в Маргилан уехал,
Где новую школу открыл,
Но вскоре приказ последовал,
Чтобы скорей её закрыть:
   "Как можешь сказать, чем люди живут и мир животных каков?
На эти вопросы один ответ - науку постигай!
Свойства вещей и творений узнать желанье к тебе придёт -
Стремись к познанью с юных лет, науку постигай!"
   Много проектов срывалось,
Но упорство заставляло
Его руки не опускать:
Детей, молодёжь обучать,
   И только во благо творить.
Вдохновенье не покидало,
Ему силу придавало,
Чтоб стихи, поэмы писать.
   Событья Октября принял.
Со сложностями столкнулся:
С боязнью детей в школу пускать.
Духовенство утверждало:
   В ней будут богохульству учить.
В Бухару и Хиву поехал,
Где новый театр создал
При отделе просвещенья,
   Там в профсоюзе работал,
В интернате преподавал:
Всюду умы просвещал, сея
"Разумное, доброе, вечное":
   "Будешь знаньями богат -
Все дела пойдут на лад:
Для учёного ни в море,
Ни на небе нет преград".
   Театр одухотворил
Народными традициями.
В пьесах "Проделки Майсары"
Отражал "Тайны паранджи",
   Тяжёлую женскую долю -
Их бесправное положенье,
Принуждённое замужество,
Продажу девушек-невест:
   "Коль мы молчим о несчастьях своих,
Кто же тогда нас избавит от них?
Век просвещенья придёт и для нас,
Кончится мрак, ненавистен и лих,
Злые развеем мы сны!"
   Тем временем над головой
Ниязи тучи сгущались.
Ишаны и ходжи решили,
Как можно скорей избавиться
   От опасного поэта,
Не дающего покоя.
Собранье мусульманок провёл.
В итоге, двадцать три женщины
   С лица паранджу сбросили.
Консерваторы не простили:
На одной из улиц ночью
Толпа фанатиков напала.   
   Большой камень в висок попал,
Ниязи на землю упал.
Сразу жестоко избили:
Палками на смерть убили.
   Окровавленное тело
В поле зверям выбросили,
Бесчеловечность проявили.
Ему всего сорок лет было.
   Позже город Хамзаабад назвали,
Там ему музей создали.
Фильм "Огненные дороги"
Сняли. Одним из символов
   Советской власти остался
Республики Узбекистан.
История вправе расставить
Все точки же над буквой - Й:
   "Любого за упорство ждёт жемчужина в награду, - и бесталанного любовь    
Своим одарит жаром. Не будь беспечным - мук своих не открывай и другу:
Ведь бывший друг из всех врагов бывает самым ярым!
У мудрых в каждом слове есть решенье многих истин -
Советам мудрецов внимай, чтоб не пропали даром!"


































   

























   



















































   
 


Рецензии