Мудрый новатор

     Посвящается А. Н. Донишу
   "Читавшие мои стихи не сделали мне даров. -
Ты одарил меня, хоть стих тебе неведом мой.
Кто щедр, тот серебро своё разделит с мудрецом -
Ты, зная тайны бытия, их разделил со мной".
   Поэт, писец, врачеватель,
Мудрец, учёный порицатель,
В селе Сугуте родился
В религиозной семье муллы.
   Острым умом отличался,
Учиться очень старался,
Поэтому юный пострел
В своих знаньях преуспел.
   Языки любил изучать
И книги старался читать.
Картинки в них рассматривать,
Но больше всего рисовать.
   Ими рукописи украшать.
Семья в Бухару перебралась,
Там Дониш в медресе учился,
Каллиграфией отличился,
   Лучшим учеником считался,
А после окончания
Он при дворе начал служить,
Вскоре известность получил:
   "Скажу я: выше всех богатств достоинства твои,
В руке ты взвесил свод небес и дивный шар земной!
Так почему же молча, ты глядишь на то, что твой слуга Ахмад
В твоей стране, как нищий, как нищий прозябает?"
   Как мудрого литератора,
Эмир Насрулла назначил 
Его секретарём посольства.
В Санкт-Петербург отправился
   Для установления дружеских
Отношений с Россией.
Впечатление произвело
Знакомство с русской культурой:
   "Мне говорил один мудрец, что шаху приличествует по его размаху
Дворцовые открыть широко двери для тех, кто сведущ в красоте и вере:
Философу, во-первых, ибо он глубинами познаний умудрён;
Врачу затем, чья колдовская сила одним дыханьем счастье приносила;
Потом писец, чья сладостная вязь между людьми установляет связь;
И, наконец, поэт, что дивной песней нас приобщает к высоте небесной."
   Представление изменило
Устройство государства,
Также светский образ жизни.
Вторым же посещением
   России впечатления
Обогатились, после третьей
Поездки трактат написал:
Программу реформ изложил
   Государственного устройства.
Эмиру свой труд преподнёс.
Тот двор предложил покинуть,
В отдалённый район отправил,
Чтоб Дониш пыл в тиши унял:
   "Зачем бесстрашно смотришь ты, Эмир, на то, что возмущает целый мир?
Я средь поэтов - голос боевой! Кто одолел меня певучей речью?
Средь мудрецов слыву я "головой", - какая мысль не шла ко мне навстречу?
Но если стал я нищ - не диво это! Суди царя по бытию поэта."
   Снова творчеством занялся.
"Редкостные событья" кончил.
В них увиденное изложил.
Слава его укрепилась,
   Как учёного деятеля ,
Толкователя догм ислама.
В его честь касыды слагали,
Хвалу добрую воздали,
   Чтоб милость ему оказать,
Библиотекарем назначил.
Но милости не подкупили:
Непримиримым критиком
   Эмирата до конца он был.
В последнем незаконченном
Труде "Исторический трактат"
Он старался раскрыть проблемы
   В управлении государством,
Где правдиво разоблачает
Государственную систему
Образованья, воспитанья,
   Экономику, судейство,
Особенно в главах "О праве
Детей по отношению
К родителям", "В назидание
   Своим детям", "О правилах
Совместной супружеской жизни".
Со своими идеями   
Дониш время опережал.
   Вескими трудами оказал
Влияние на развитие
Передовой мысли народов
Средней Азии, в том числе -
   Литературы и науки.
Учёный Айни его назвал:
"Яркой утренней звездой на тёмном
Горизонте Бухарского эмирата".
   Его именем назвали
Улицы Ташкента, Бухары
И Академию наук.
Фильм "Звезда в ночи" посвятили.
   Большой след в жизни оставил.
Пятнадцать пьес до нас дошли.
Учёным трактаты подарил,
К преобразованью путь открыл:
   "Властитель! Их душой владей - и ты добьёшься
Возвышенья царства. Ведь ясно для раба и для царя,
Что дар людской дороже янтаря. И никакое серебро и
Злато не будет здесь достаточною платой".



















 














 












 


Рецензии