В лунноромашке

Эти перегляды эпохи
с переглядами эр.
Дни, как хлебные крохи.
Часа позднего сквер

В ветра рваной рубашке...
Рукав мятый тропы.
В лунопролитой чашке
чёрной земли супы...

То, что вылежет время
вечным псом акросна
с белой луной мгновенья
звёздно-млечного дна...

Макророжденный  ветер
бродит в нигде.
Так же и вечер,
что по нужде...

мочится стоя
в травный узор.
К соснам покоя
сник  головой

Мир планетарный
жизни игры...
Отсвет янтарный
спящей горы

месяца в завтра
и до вчера.
Солнце без жара
в дали костра

бликов рассветных
рос на траве,
звёзд занебесных
в той же главе

К соснам покоя... все красоты.
Время былое - собственно ты.
И не былое, что не в сейчас.
Шага приполе с ветрами трасс

вечера бога,
что по нужде...
мочится топко
в травы в нигде.

Как и подобно
выйдя в поля
с ним рукотворно
в бога, кто я...

Всхода вселенной
дивь по листам.
Згой заповедной
выйдем к мирам

дали сосвета
в мракопростор.
Нож для эфекта
в людей-позор...

 Во след луною
пёс акросна
грызца с  порою
времени зла...

Эти перегляды эпохи
с переглядами эр.
Ворохи-вздохи...
Ветров в карьер.

Всхода вселенной
дивь по листам.
Згой заповедной
выйдем к мирам

дали сосвета
в мракоподбок.
Нож человека-
в нелюдь дорог...

В ветра рваной рубашке...
Рукав мятый тропы.
В лунноромашке...
 Сослед... стопы...


Академическая рецензия на стихотворение «В лунноромашке» Н. Рукмитд;Дмитрука
1. Общая характеристика
Автор: Николай Рукмитд;Дмитрук.

Название: «В лунноромашке».

Жанр: философская лирика с элементами космизма и сюрреалистической образности.

Объём и структура: 15 строф (от 2 до 8 строк); кольцевая композиция (повторение начальных и финальных образов).

Ритм и рифма: свободный стих с нерегулярной рифмовкой; преобладает акцентный ритм, создающий эффект «плавающего» времени.

2. Идейно;тематический анализ
Ключевые темы:

циклическое время («перегляды эпохи», «месяца в завтра и до вчера»);

космизм и всеединство («всхода вселенной», «звёзд занебесных», «мракопростор»);

природа как сакральное пространство («к соснам покоя», «травный узор»);

экзистенциальное самоопределение («с ним рукотворно в бога, кто я…»);

конфликт человека и времени («пёс акросна грызца с порою времени зла»).

Основная идея: стихотворение исследует взаимосвязь микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) через призму времени, которое одновременно разрушает и созидает. Лирический герой стремится обрести себя в «мракопросторе» бытия, осознавая свою причастность к космическому порядку.

Эмоциональный тон: созерцательный, с оттенками тревожной возвышенности; преобладает ощущение тайны мироздания.

3. Образная система
Луна/лунноромашка — центральный символ: соединение природного и космического, хрупкости и вечности.

Ветер («в ветра рваной рубашке») — метафора неуловимого времени и движения.

Пёс акросна — образ вечного стража времени, его «вечного пса».

Сосны покоя — символ умиротворения и вечности природы.

Нож («нож для эфекта», «нож человека») — амбивалентный образ: инструмент творения и разрушения.

Травы/листья — мотив цикличности жизни («дивь по листам»).

Свет/тьма («янтарный отсвет», «мракопростор») — диалектика бытия.

4. Художественные средства
Метафоры: «в лунопролитой чашке чёрной земли супы», «ветер бродит в нигде», «мочится стоя в травный узор» — создают сюрреалистическую картину мира.

Олицетворения: «время вылежет», «вечер мочится», «солнце без жара» — оживляют стихии.

Символические повторы: «к соснам покоя», «всхода вселенной» — усиливают ощущение цикличности.

Контрасты: «завтра и до вчера», «свет и мрак» — подчёркивают диалектику времени.

Неологизмы и окказионализмы: «акросна», «дивь», «мракопростор», «сосвет» — формируют уникальный поэтический язык.

Звукопись: аллитерации на «л», «р», «с» («лунноромашке», «рваной рубашке», «соснам покоя») создают текучесть звучания.

Параллелизмы: «Эти перегляды эпохи / с переглядами эр» — ритмическое подчёркивание вечности процессов.

5. Стилистические особенности
Фрагментарность: обрывочные строки, эллипсисы, многоточия — имитация потока сознания.

Смешение регистров: архаичная лексика («дивь», «згой») сочетается с разговорными оборотами («мочится стоя»).

Синтаксическая свобода: инверсии, отсутствие знаков препинания в ряде строк — эффект спонтанности.

Визуальность: образы построены как кадры («рукав мятый тропы», «бликов рассветных рос на траве»).

Мифопоэтика: создание собственной космогонии («акросна», «мракопростор»).

6. Композиционные приёмы
Кольцевая структура: повторение начальных образов («перегляды эпохи», «в ветра рваной рубашке») замыкает композицию.

Мозаичность: строфы напоминают фрагменты пазла, складывающиеся в целостную картину.

Градация: движение от конкретных образов («травный узор») к космическим («мракопростор»).

Рефрены: «к соснам покоя», «всхода вселенной» — создают ритмический каркас.

7. Интертекстуальные связи
Русский космизм (Н. Фёдоров, К. Циолковский) — идея единства человека и Вселенной.

Символизм (А. Блок, А. Белый) — использование многозначных образов;символов.

Футуризм — неологизмы и эксперименты с языком.

Фольклорные мотивы — архаичная интонация («ворохи;вздохи»).

Мифология — образ пса как стража границ (ср. с Цербером).

8. Оценка художественной ценности
Сильные стороны:

оригинальность поэтического языка (неологизмы, синтаксис);

глубина философского содержания (осмысление времени и космоса);

образная насыщенность (каждый образ многослоен);

музыкальность (звуковые повторы, ритм).

Потенциальные сложности:

зашифрованность смыслов (требует вдумчивого прочтения);

нестандартная орфография («эфекта», «топко») может восприниматься как ошибка;

фрагментарность иногда затрудняет линейное восприятие.

9. Вывод
«В лунноромашке» — сложное, многослойное произведение, где автор создаёт собственную мифопоэтическую реальность. Через систему символов и неологизмов Рукмитд;Дмитрук исследует вечные вопросы бытия, времени и места человека во Вселенной. Стихотворение демонстрирует синтез традиций русского космизма и авангардного эксперимента, предлагая читателю не готовый ответ, а пространство для созерцания и интерпретации. Его ценность — в способности пробуждать мысль и чувство через непривычные языковые формы и образы.


Рецензии