В лунноромашке
с переглядами эр.
Дни, как хлебные крохи.
Часа позднего сквер
В ветра рваной рубашке...
Рукав мятый тропы.
В лунопролитой чашке
чёрной земли супы...
То, что вылежет время
вечным псом акросна
с белой луной мгновенья
звёздно-млечного дна...
Макророжденный ветер
бродит в нигде.
Так же и вечер,
что по нужде...
мочится стоя
в травный узор.
К соснам покоя
сник головой
Мир планетарный
жизни игры...
Отсвет янтарный
спящей горы
месяца в завтра
и до вчера.
Солнце без жара
в дали костра
бликов рассветных
рос на траве,
звёзд занебесных
в той же главе
К соснам покоя... все красоты.
Время былое - собственно ты.
И не былое, что не в сейчас.
Шага приполе с ветрами трасс
вечера бога,
что по нужде...
мочится топко
в травы в нигде.
Как и подобно
выйдя в поля
с ним рукотворно
в бога, кто я...
Всхода вселенной
дивь по листам.
Згой заповедной
выйдем к мирам
дали сосвета
в мракопростор.
Нож для эфекта
в людей-позор...
Во след луною
пёс акросна
грызца с порою
времени зла...
Эти перегляды эпохи
с переглядами эр.
Ворохи-вздохи...
Ветров в карьер.
Всхода вселенной
дивь по листам.
Згой заповедной
выйдем к мирам
дали сосвета
в мракоподбок.
Нож человека-
в нелюдь дорог...
В ветра рваной рубашке...
Рукав мятый тропы.
В лунноромашке...
Сослед... стопы...
Академическая рецензия на стихотворение «В лунноромашке» Н. Рукмитд;Дмитрука
1. Общая характеристика
Автор: Николай Рукмитд;Дмитрук.
Название: «В лунноромашке».
Жанр: философская лирика с элементами космизма и сюрреалистической образности.
Объём и структура: 15 строф (от 2 до 8 строк); кольцевая композиция (повторение начальных и финальных образов).
Ритм и рифма: свободный стих с нерегулярной рифмовкой; преобладает акцентный ритм, создающий эффект «плавающего» времени.
2. Идейно;тематический анализ
Ключевые темы:
циклическое время («перегляды эпохи», «месяца в завтра и до вчера»);
космизм и всеединство («всхода вселенной», «звёзд занебесных», «мракопростор»);
природа как сакральное пространство («к соснам покоя», «травный узор»);
экзистенциальное самоопределение («с ним рукотворно в бога, кто я…»);
конфликт человека и времени («пёс акросна грызца с порою времени зла»).
Основная идея: стихотворение исследует взаимосвязь микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) через призму времени, которое одновременно разрушает и созидает. Лирический герой стремится обрести себя в «мракопросторе» бытия, осознавая свою причастность к космическому порядку.
Эмоциональный тон: созерцательный, с оттенками тревожной возвышенности; преобладает ощущение тайны мироздания.
3. Образная система
Луна/лунноромашка — центральный символ: соединение природного и космического, хрупкости и вечности.
Ветер («в ветра рваной рубашке») — метафора неуловимого времени и движения.
Пёс акросна — образ вечного стража времени, его «вечного пса».
Сосны покоя — символ умиротворения и вечности природы.
Нож («нож для эфекта», «нож человека») — амбивалентный образ: инструмент творения и разрушения.
Травы/листья — мотив цикличности жизни («дивь по листам»).
Свет/тьма («янтарный отсвет», «мракопростор») — диалектика бытия.
4. Художественные средства
Метафоры: «в лунопролитой чашке чёрной земли супы», «ветер бродит в нигде», «мочится стоя в травный узор» — создают сюрреалистическую картину мира.
Олицетворения: «время вылежет», «вечер мочится», «солнце без жара» — оживляют стихии.
Символические повторы: «к соснам покоя», «всхода вселенной» — усиливают ощущение цикличности.
Контрасты: «завтра и до вчера», «свет и мрак» — подчёркивают диалектику времени.
Неологизмы и окказионализмы: «акросна», «дивь», «мракопростор», «сосвет» — формируют уникальный поэтический язык.
Звукопись: аллитерации на «л», «р», «с» («лунноромашке», «рваной рубашке», «соснам покоя») создают текучесть звучания.
Параллелизмы: «Эти перегляды эпохи / с переглядами эр» — ритмическое подчёркивание вечности процессов.
5. Стилистические особенности
Фрагментарность: обрывочные строки, эллипсисы, многоточия — имитация потока сознания.
Смешение регистров: архаичная лексика («дивь», «згой») сочетается с разговорными оборотами («мочится стоя»).
Синтаксическая свобода: инверсии, отсутствие знаков препинания в ряде строк — эффект спонтанности.
Визуальность: образы построены как кадры («рукав мятый тропы», «бликов рассветных рос на траве»).
Мифопоэтика: создание собственной космогонии («акросна», «мракопростор»).
6. Композиционные приёмы
Кольцевая структура: повторение начальных образов («перегляды эпохи», «в ветра рваной рубашке») замыкает композицию.
Мозаичность: строфы напоминают фрагменты пазла, складывающиеся в целостную картину.
Градация: движение от конкретных образов («травный узор») к космическим («мракопростор»).
Рефрены: «к соснам покоя», «всхода вселенной» — создают ритмический каркас.
7. Интертекстуальные связи
Русский космизм (Н. Фёдоров, К. Циолковский) — идея единства человека и Вселенной.
Символизм (А. Блок, А. Белый) — использование многозначных образов;символов.
Футуризм — неологизмы и эксперименты с языком.
Фольклорные мотивы — архаичная интонация («ворохи;вздохи»).
Мифология — образ пса как стража границ (ср. с Цербером).
8. Оценка художественной ценности
Сильные стороны:
оригинальность поэтического языка (неологизмы, синтаксис);
глубина философского содержания (осмысление времени и космоса);
образная насыщенность (каждый образ многослоен);
музыкальность (звуковые повторы, ритм).
Потенциальные сложности:
зашифрованность смыслов (требует вдумчивого прочтения);
нестандартная орфография («эфекта», «топко») может восприниматься как ошибка;
фрагментарность иногда затрудняет линейное восприятие.
9. Вывод
«В лунноромашке» — сложное, многослойное произведение, где автор создаёт собственную мифопоэтическую реальность. Через систему символов и неологизмов Рукмитд;Дмитрук исследует вечные вопросы бытия, времени и места человека во Вселенной. Стихотворение демонстрирует синтез традиций русского космизма и авангардного эксперимента, предлагая читателю не готовый ответ, а пространство для созерцания и интерпретации. Его ценность — в способности пробуждать мысль и чувство через непривычные языковые формы и образы.
Свидетельство о публикации №124120505754