Незаурядный отшельник
"Лишь раз пришёл я в этот мир и пленником утрат ушёл,
Один лишь миг и жил я, сир, и, не познав отрад, ушёл.
Искал я друга, одинок, но - нет, увы, найти не смог,
И сердце я печально сжёг - отчаяньем объят, ушёл.
Не смог, влачась в мирском саду, я одолеть свою беду,
В печалях жил я, как в аду, - измученный стократ, ушёл".
В Намангане Машраб родился
В образованной семье ткача.
Успешно в медресе учился.
Родным, арабским, персидским
Языками прекрасно владел.
Науку, искусство изучал,
Великих классиков читал -
Поэтов Саади, Руми,
Ширази, Навои, Джами.
Рано способность проявил,
Учитель Ходжа их развил
И к религии приобщил:
"Пришёл в этот мир я, и много мук и тревог претерпел,
Я в бедах влачился убого и всё превозмог, претерпел.
Кто льнёт к удовольствиям праздным, претерпит жестокий позор.
Стал чужд я грехам и соблазнам и всё, одинок, претерпел".
Машраб мюридом Ходжи стал,
За лошадьми ухаживал.
Постоянно там проживал,
Шах выходить не разрешал.
Рядом с приближёнными жил.
Лица "святых" насквозь раскрыл.
Лживость, притворство в них узрел.
Моральный облик богослова,
Также его сослуживцев
Отвращение вызывало.
В своём гареме Ходжа держал
Четыреста наложниц:
"О, если ты с охотой льнул к дурному суесловью мулл,
Ты алчной спеси не минул - был другом их беседам, право.
Притворна мудрость у святош, их путь с путём шайтана схож,
Присущи лесть, корысть и ложь мздоимца - дармоедом, право.
Хоть правду скажешь - не перечь, правдивая чужда им речь:
Спешат безверием наречь да и объявят бредом, право!"
Противоречье вмиг познал
Между суфийским учением:
Аморальными поступками
Отношение меняет
К установкам же ислама.
Став в глазах Ходжи и шейхов
Вольнодумцем, от них отрёкся.
Реальную жизнь предпочёл:
"О, верь: я от любви твоей сгорел, и помрачён я стал,
Ославлен толками людей, позором всех времён я стал.
Ты в совершенстве неземном над всеми властна, как султан,
О, сжалься, нищим бедняком в глуши чужих сторон я стал."
Лицемерие учителя
И властолюбие, порочность,
Интриги среди учеников,
Сплетни, клевета посеяли
В Машрабе чувство неприязни.
Он стал открыто проявлять
Идейные расхождения
С учением Афака - Ходжи.
Видя его настойчивость,
Также стихов опасаясь,
Где несправедливость бичевал,
Учитель решил избавиться
От своего ученика,
Осмелившегося порочить
Духовенство, решил отомстить,
Обвинив его в любви к одной
Из своих служанок, прибегнув
К суровому наказанию:
Из Кашгара его изгнал.
В течении сорока лет
Незаурядный отшельник
Где только не побывал?
Сначала Ташкент посетил,
Затем Бухару навестил.
Вдали от Родины прожил,
Свои стихи ей посвятил:
"О, доколе я, бедняк, буду гибнуть от невзгод?
Ты чужда, и в сердце мрак, за бедой беда идёт,
С горем рок меня сопряг, и печалей тяжек гнёт, -
Это рока вещий знак иль небес круговорот?"
Широко известен в народе
Сборник "Девона и Машраб",
Повествующий жизнь поэта.
В эпоху господства суфизма
Духовенство народ призывал
От всех земных благ отречься,
Готовясь к загробной жизни.
Поэт их взоры обращал
В сторону реальной жизни,
Его чаяниям, любви,
Преданности, верности, дружбе
Не только стран Средней Азии,
Но и всех людей на Земле.
Его стихи своеобразны:
Тонким изяществом полны,
Остроумны и напевны,
Непринуждённостью сильны,
Достоинством обладают,
Красу природы воспевают,
От недугов исцеляют,
Творцам вдохновенье дарят.
Сочувственно отражают
Реальную жизнь бедняков,
Тружеников, ремесленников,
"Сердце, которых изранено
Мечом насилия, а
Тело изъявлено
Горем и страданиями".
К различным жанрам обращался,
Газелями не чурался
За непринуждённость, простоту,
Тонкость чувств и остроту:
"Знавший, радость и муки, вам всегда подтвердит:
Повторенье науки - ключ к познаниям в ней.
Мир в скитаньях горючих, весь пройдя, я познал:
Нету роз без колючек, кто красив - то и злей".
Правдивость в стихах сквозила,
Нищета бедняков достала.
Духовенство продолжало врать,
Их двуличность разоблачал.
От этого и пострадал.
Жестоко с ним расправились:
Через повешенье казнён
Машраб в городе Кундузе:
"О, Боже, чем я виноват, скиталец бесприютный?
Я изнемог в плену утрат, огнём сожжён дотла я.
Всё сердце сжёг мне злобный рок - пылают жаром клейма, -
Отвергнут всеми, одинок, - вот моя доля злая.
Вот что, Машраб, тебе к лицу - судьба рабов безгласных,
Но, словно перл, хвала творцу, отчищен добела я!"
Свидетельство о публикации №124120402633