Девяностые Романа Сенчина

Это сборник рассказов о легендарном уже времени развала Советского Союза, который сопровождался нищетой и разрухой, бандитскими разборками и дележом собственности. Мы прекрасно знаем об этом по многочисленным фильмам и книгам, но обычно в фокусе внимания две наши столицы – культурная и экономическая. У Сенчина в центре повествования всё же больше провинция, даже деревня. И этим сборник особенно интересен.

Девяностые
Сенчин Роман Валерьевич
Издательство АСТ
Редакция Елены Шубиной
Серия Новая русская классика
Год издания 2024
Количество страниц 408
18+

О чём?

О времени и людях. Как простой народ переживал всю эту перестройку из социализма в капитализм? Люди частенько думают, что вся страна одновременно погрузилась в хаос. Но нет, в провинцию всё это безобразие докатывалось волнами. И отсутствие продуктов в магазине, например, деревенскими и городскими ощущалось совершенно по-разному. Поэтому настолько разные чувства вызывают рассказы городские: "Обратный путь", "Сегодня как завтра", "Общий день" и деревенские, например, "Прогноз погоды" и "Малая жизнь".

В книге 10 рассказов, по одному на каждый год десятилетия, первый рассказ относится к самому началу и происходит в голодном Питере ("Обратный путь"), последний – в Москве, и это конец эпохи ("Эфир"). Если вы сравните два этих рассказа, то увидите такую зияющую разницу, что просто диву даёшься. И люди, прежде всего их материальное благополучие, а главное – духовное состояние настолько разные, что не верится, что прошло всего-то десятилетие.

Что хорошо?

Больше всего мне понравилась повесть "Малая жизнь" и рассказ "Прогноз погоды". Во-первых, люблю я рассказы о деревенской жизни, о простых и незатейливых нравах жителей села, о их немудрёных запросах и физически тяжёлой, но красивой жизни.

Повесть рассказывает о попытке художника прижиться в глубинке. Он приезжает в деревню налегке, лишь с кистями и красками, чтобы рисовать, работать. Он, кажется, рад вырваться из пьяного омута богемной городской жизни, но в то же время без общения с себе подобными ему трудно. Деревня красива, проста и вроде бы удобна для жизни, но разница между людьми на селе и в городе такова, что человеку творческому нужно быть абсолютно самодостаточным для того, чтобы прижиться в деревне. Получится ли?

В рассказе же главным героем выступает председатель бывшего колхоза, рачительный хозяин села, человек старой формации, которому тяжелее всего привыкнуть к новым экономическим реалиям и смириться с тем, что начальство наживается на нём, при этом оно абсолютно равнодушно к уборке урожая, к нуждам деревни. Надвигающаяся буря, которая однозначно уничтожит весь урожай – это прямо-таки вопиющая метафора времени 90-х, сметающего на своём пути все советские реалии, даже те, которые по-настоящему плодотворны и хороши.

Вообще вот это превращение советского человека в капиталиста показано правдиво, а потому уродливо. В этом смысле характерен рассказ "Жизнь и работа Николая Сергеевича", когда настоящие мысли и чувства героя прямо противоположны его действиям. Об этом же рассказ "Общий день". То же и с ярким последним рассказом, завершающим сборник. Героиня "Эфира" и сама не замечает, насколько противоречит её личная жизнь тем идеям, что она проводит в телеэфире своего шоу о проституции.

Хороша проза Сенчина. Мне нравится, как он пишет. Спокойно, без нарочитой назидательности или слезливой ностальгии. Просто рассказывает по-честному, как оно было. И его рассказ совпадает с моими собственными воспоминаниями и мыслями о той эпохе. Яркое предисловие написал Андрей Подшибякин, сравнив эту прозу с "Дорогой ярости". Впечатляюще. Хотя у меня другие чувства возникли после прочтения, но это же дело такое – сколько людей, столько мнений.

Мне посчастливилось получить автограф автора на фестивале "Красная площадь" этим летом, где он представлял эту книгу.

Что не так?

Пробовала слушать в исполнении Евгения Глебова на Литресе. Не понравилось.

Читали книгу? Любите прозу Сенчина?


Рецензии