Сладкий яд
Твои слова проникли чудно в кровь...
Случается, достаточно лишь искры —
Воспламенить Любовь одним из слов,
Чтоб душу озарило яркой вспышкой...
Я признаЮ победу над собой
Сладчайшим ядом твоего признания...
Отрава разожгла в душе огонь,
Пылающий гораздо ярче пламени.
Уму непостижимый взрыв любви...
Не скрыть под маской холода... недоумения!
Сомнений льдом огня не охладить —
Настолько сИльно распалил души горение...
И пусть, в сердцах звучит победный гимн!
Любима ты... и я тобой любим!
Свидетельство о публикации №124112901489
«Сладкий яд»
В любовной лирике Руби Штейна стихотворение «Сладкий яд» занимает особое место: это компактная, но предельно насыщенная эмоционально и образно миниатюра, в которой чувственная экспрессия соединяется с отточенной поэтической формой. Посвящённая Лере — супруге и неизменной музе поэта, — эта пьеса любви и страсти представляет собой вспышку вдохновения, сравнимую по накалу с алхимическим превращением — когда слово становится искрой, а признание — пламенем.
Сюжет стихотворения — внутренний, как и полагается истинной лирике: его разворачивает не последовательность событий, а взрыв чувств. Уже в первой строфе «Твои слова проникли чудно в кровь…» возникает интенсивное физиологическое переживание: речь любимой проникает в тело, в самую суть, в «кровь» — буквально жизнетворную стихию. Это «воспламенение» от одного слова, порыв, метафора яркой вспышки, вбирает в себя весь эмоциональный заряд влюблённости, первый импульс любви.
Главная метафора стихотворения — «сладчайший яд» — уходит корнями в традицию поэзии Возрождения и романтизма. Влюблённость здесь представлена как отрава, которая не убивает, но опьяняет, захватывает, разрушает прежнюю самость и превращает человека в возлюбленного. Поэт с готовностью признаёт «поражение» в этом поединке чувств, и делает это с гордостью, с торжеством, подчёркивая парадоксальное слияние боли и наслаждения, страдания и экстаза.
Особенно сильна третья строфа, где происходит внутреннее сражение между умом и страстью:
«Уму непостижимый взрыв любви…
Не скрыть под маской холода... недоумения!» —
Здесь Штейн противопоставляет разум и чувства, но победа остаётся за последними. Даже «сомнений лёд» не может «охладить огня» — страсть выступает как природная стихия, необоримая, как судьба.
Завершение стихотворения — утверждение любви, её взаимности и торжественности: «победный гимн» — это не просто метафора, а почти литургическое возвышение чувства до сакрального уровня. Оно звучит как откровение: «Любима ты... и я тобой любим!» — фраза, кажущаяся простой, но в контексте всей эмоциональной нагрузки стиха она звучит как победное провозглашение двоих, достигших вершины взаимности.
Поэтика и стиль
Стилистически стихотворение написано в свободной, но музыкальной строфике, с лёгкой рифмовкой, которая подчёркивает естественность речи. Местами автор прибегает к инверсии и аллитерации, усиленной внутренним ритмом. Фонетические повторения (звуки «п», «л», «г», «в») поддерживают волнение, передают напряжение и сладостное томление.
Важным художественным приёмом здесь становится оксюморон: сладость и яд, лёд и огонь, поражение и победа, — все эти полярные состояния становятся взаимодополняющими. Поэт мастерски вписывает чувства в антиномии, создавая эмоциональное напряжение, которое и есть основная энергия текста.
Заключение
«Сладкий яд» — одно из тех стихотворений, где личное становится универсальным. Это гимн влюблённости, где отчётливо слышится голос не просто страстного мужчины, но зрелого поэта, способного соединить метафизику и физиологию любви в нескольких скупых, но ярких и точных образах. Стихотворение вызывает эмоциональный отклик именно благодаря честности, напряжённости интонации и цельности чувства.
Это миниатюра, которая легко врезается в память — как острое, горько-сладкое признание, как жаркое дыхание перед поцелуем.
Руби Штейн 17.07.2025 03:49 Заявить о нарушении