Братья Карамазовы Достоевского

Я роман уже во второй раз перечитывала и впервые слушала. И слушала в озвучке великолепного Алексея Багдасарова. Это не только польза для души, это ещё и огромное эстетическое наслаждение, будто смотришь спектакль одного актёра, и он перевоплощается то в юного чувствительного юношу, то в сладострастного старикашку, то в буйного молодого человека. И это при минимальном изменении голоса. А женские образы! Так и видишь "змею" Грушеньку, когда она отказывается целовать ручку у Катеньки. Или Катерину Ивановну на суде в припадке ненависти к Мите. А мальчики? Смуров, Коля Красоткин, Илюшечка, пунцовеющий Карташов – все они "звучат" по-разному, но все узнаваемые, точные, яркие.

Братья Карамазовы

Ф.М. Достоевский

Возрастное ограничение : 16+
Год 2020
Продюсеры: Вадим Бух, Михаил Литваков
Чтец: Алексей Багдасаров
Продолжительность: 44 часа 1 минута
Аудио Издательство ВИМБО

О чём?

"Любовью все покупается, все спасается... Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь."

Думаю, что все вы слышали такой совет начинающим писателям: не старайтесь впихнуть в своё дебютное произведение всё сразу. Достоевский великолепно опровергает этот тезис: он умудрился вложить в свой последний роман столько тем и смыслов, что другому хватило бы и на 10 романов. И при этом всё гармонично, всё к месту, нигде ничего не провисает и не выпячивается. Вот это мастерство!

Здесь и любимые темы религии и веры, Христа и чёрта. Они в каждом его романе присутствуют, но здесь ФМ достигает удивительной глубины в осмыслении довольно сложной для понимания светского человека монастырской жизни, особенно такого неоднозначного явления, как старчество. Вопрос церковного суда тоже не кажется мне простым, а сама идея ФМ о перерождении государства в церковь очень даже мне нравится. Да, она кажется утопичной, но ведь она красивая! И, по-моему, вполне достижимая.

Тема власти денег и вообще торжества материи тоже одна из важных для ФМ, и здесь проходит красной чертой через всё повествование: пресловутые три тысячи рублей скрепляют все линии сюжета, вплоть до любовных. С денег начинаются отношения Мити и Кати, на них завязана интрига вокруг Грушеньки, деньги служат главной уликой при расследовании убийства отца Карамазовых. И, в конце концов, именно деньги явились мотивом убийства.

Семейная тема – одна из самых сложных для любого писателя. Личные отношения в большом семействе рисовать всегда непросто. А здесь ещё "семейке" Карамазовых противостоит семья Снегирёвых, чуть ли не зеркально отражая всех персонажей из первой группы. При этом обе семьи можно отнести к разряду неблагополучных, хотя по разным причинам.


Очень тесно переплетается сразу несколько подтем: отношения отца и сына, отношения братьев между собой, отношения с женщинами и к женщинам. Ревность, отношения соперничества и взаимной любви-ненависти. Отношения между подростками и к подросткам (и школьникам). Отношения школьников между собой и тема взросления, воспитания.

Дети вообще занимают много места в романе: мы узнаём и о детстве братьев Карамазовых, о том, как и кем они воспитывались, и это крайне важно для понимания их характеров. Больше скажу: все главы о мальчиках настолько же важны для понимания всех героев, как и главы о самом преступлении, его подготовке, его расследовании и суде.

Наконец, центральным вопросом становится и в книге, и на суде вопрос об отношении сына к отцу, о том, безусловна ли любовь сына, нужно ли её заслужить или сын обязан любить отца, какой бы он ни был:

«Родивший не есть еще отец, а отец есть – родивший и заслуживший».


Что хорошо

Боюсь даже начинать) Главное достоинство ФМ – это глубокое проникновение в психологию героев и многослойный рисунок личности каждого персонажа. Во всех его романах нет черных и белых красок – в том смысле, что в каждом не 50, а все 150 оттенков серого, красного, золотого. ФМ демонстрирует самые тонкие и незаметные движения души, и мы даже без подсказки прокурора видим, насколько широка душа каждого русского человека, насколько верно определение о том, что он одновременно парит над двумя безднами – адом и раем, злом и добром, счастьем и горем.

Великолепны диалоги. Я книгу слушала на Букмейте, то есть на Яндекс.Книгах, так вот там есть функция переключаться с аудио в читалку, и это просто отлично работает: можно свериться с текстом, забрать в цитаты, когда что-то в диалоге хочешь запомнить, зафиксировать. Так вот я убедилась, насколько точно и ясно ФМ на письме выделяет разность в речи каждого персонажа. Здесь не промахнёшься: Смердяков и Иван говорят настолько по-разному, что перепутать невозможно. И это относится ко всем персонажам.

И всё-таки главное достоинство ФМ – это мысли, философия, идеи. Он идеалист и настоящий христианин, без каких-либо сомнений. Но при этом он показывает, причём не в карикатурном виде, а искренне и честно, глубоко и с явным желанием понять и разобраться – идеи материалистические, нигилистические, анти-религиозные и революционные, то есть все те идеи, что тогда широко обсуждались в обществе. Кто ещё мог бы написать о Великом инквизиторе так убедительно, как это сделал ФМ? Особенно удивительно то, что там же, рядом он приводит записи Алёши из поучений старца Зосимы. Это же какой диапазон мысли, какая широта обзора!

Что не так

Часто слышу обвинения ФМ в излишней экзальтации и театральности его героев – в жизни люди себя так не ведут. Не соглашусь. Безусловно, каждый день никто из нас так себя не ведёт, если он не сумасшедший. Но – тут у меня два "но" – с одной стороны, многие герои по ходу дела реально сходят с ума. С другой же стороны, даже и мы, вполне нормальные психически люди, иногда впадаем и в ярость, и в гнев, и в истерику. Конечно, не в такой концентрации, как в "БК", но хоть раз в жизни вы делали нечто подобное или наблюдали со стороны за человеком, который в бешенстве крушит мебель или бьёт посуду, кричит и лезет в драку. А уж плачущую женщину кто не видел? Такое бывает, бывает. Будем честны. Другое дело, что у ФМ такие люди не в единственном экземпляре, а чуть не каждый второй. Но зато и события, вынуждающие их так поступать, тоже собраны и сконцентрированы в одном месте.

Как по мне, так единственное, что мне не даёт покоя в "БК", так это то, что мы никогда не узнаем, что же там дальше произошло с братьями, как развернулись дальнейшие события и к чему, в конце концов, пришли эти три богатыря, три брата, в образах которых будто воплотилась тройственность человеческой природы: дух, душа и тело.

Алёша олицетворяет духовные стремления, Иван – душевные, потому и болезнь его раньше называлась душевной, а Митя, конечно же, абсолютная телесность во всей её широте и полноте.


Я сначала напичкала свой текст цитатами из романа, но потом поняла, что это не нужно, потому что – лучше читайте сами. Правда. Это прекрасный и очень нужный текст. А приведу в завершение только одну цитату из последнего слова Алёши мальчикам:

"Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение."

Кстати, здесь Алеша повторяет мысль старца Зосимы чуть не дословно. Да он и вообще прекрасный ученик старца - внимательный, прилежный.

Понимаю, что и половины не высказала того, что хотелось сказать, но пусть так закончу. Потому что в этой именно мысли есть всё: и то, что отцы не должны раздражать детей своих, и то, что дети должны почитать родителей, и вся мысль о семейственности – о взаимной любви и помощи, о братском глубоком чувстве, об ответственности каждого за другого и невозможности устраниться в сложную минуту.

Потому что для меня роман всё же в первую очередь о семье и о любви – о том, как в семье преломляются все те движения души, о которых до этого так подробно говорил ФМ в других своих романах. И что всё из семьи идёт: и хорошее, и плохое. И чем больше любви человек получает в семье, тем лучше. И что именно семья под действием материализма и веры в мамону разрушается изнутри, что прекрасно видно на примере Карамазовых, особенно в сравнении со Снегирёвыми. Бедность и нищета материальная оказывается щитом, защитой от проникновения тлетворных идей, и Снегирёвы сильны своей любовью друг к другу и верой в Бога.

Деньги разрушают семью Карамазовых, а Снегирёвы, хоть и страдают от невосполнимой утраты, всё же сохраняют удивительное единство внутри семьи, цельность. Любовь.

Эх, не удержусь ещё от одной цитаты:

"Любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука. Но предрекаю, что в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, – в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели."

Вот теперь уж остановлюсь.


Рецензии