трудно быть богом...

Психологически почти все они были рабами —
рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия.
И если волею судеб кто-нибудь рождался или становился господином,
он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом —
рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей,
рабом своих рабов…
(Аркадий и Борис Стругацкие "Трудно быть богом")



Нам всегда по плечу были горы,
пусть завидуют все — ВЕЛИКИ́!
Сотни лет на глазах эти шоры, – 
от того и коптим — вопреки.
Бес гордыни — пронырливый вирус
оказался заразней чем грипп:
мы, и влево и вправо расширясь,
"обессмертили" свой психотип.

Не дрочите, буржуи, пиписки
против наших господ! Воевать
честолюбцам — пополнятся списки,
расчехлим свою "кузькину мать"!
Вам казалось: вы всё изучили
от нейтрино до ква́зисистем —
мы фиксируем смертность в промилле,
а рождаемость снизим... СОВСЕМ!

Наплевать, что восточным придатком
слишком умные нас нарекли,
ведь в фантазиях липких и сладких
мы считаемся пу́пом Земли!
Хмуро ждём рокового сигнала
раззадориться, совесть губя...
(от чего в животах заурчало?
мы ж КРУТЫМИ назвали себя…)

Да! Любовно лелеем свой остров,
засеваем его трын-травой,
за истлевшие пращуров кости
не сумня́шеся встанем горой!
Ни к чему нам престиж и науки,
нам изменчивый ближе мейнстрим,
потому-то всегда близоруки, –
развиваться — не́ в тему... коптим,

пока жизнь не натыкает носом,
как нагадивших в тапки котят…
(вот так жалкая роль для коло́сса,
всем с пелёнок КЛЕЙМО — изоля́т!)
Зрелость? — о́й ли! не ши́бко нам надо, 
есть в судьбе крепостных некий шарм:
дю́знуть в зюзю, откушать баланды
и склониться к монаршим ногам!





* квазисистема — не стабильная система, способная к саморазрушению
** изолят (фр. Isoler «отделять») — в социометрии — член группы, который не выбирает и/или которого не выбирают.

Post scriptum:
Геннадий Верзин "Трудно быть богом"
(по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких и её экранизации,
шедевру мирового кинематографа режиссёра Алексея Германа)

Рума́та, эти люди — прокажённые,
я чую запах их гниющей кожи,
и смотрят будто бы заворожённые, –
оставь их, мы ничем им не поможем.

На улицах кишмя кишит убийцами,
со скуки пришлых обирает стража,
им только бы случаться и напиться,
в домах привычно в стены въелась сажа.

Румата, этот воздух весь отравлен,
от исходящих в городе миазмов,
покров земли безжалостно оплавлен
звезды растущей ненасытной плазмой.

Правитель тут — матёрый хитрый хищник,
а следующий будет много злее;
Румата, здесь деревни — пепелища,
и в пыточных огонь всегда алеет.

Давай же покидать обитель мрака,
мне надоела вонь их душ убогих,
когда народу нравится клоака,
то здесь бессильны будут даже боги.


      «…Йеху, – гуигнгнм задумчиво пожевал губами и посмотрел мне прямо в глаза, – ненавидят друг друга больше, чем какие-либо другие животные. Прежде я думал, что причина этого — безобразие, которое они видят в своих собратьях, но не замечают в себе, но теперь понимаю, что ошибался: причины раздоров, возникающих между людьми, те же, что и у йеху… Но особенно отвратительна в йеху, – продолжал мой собеседник, – их прожорливость. …если насыпать пятерым йеху корма, которого достаточно было бы для пятидесяти, то они, вместо того чтобы спокойно приступить к еде, обязательно затеют драку. Каждый норовит всё захватить себе… Иногда дикие йеху, обитающие в зарослях или в лесу, нападают на своих соседей врасплох. Однако если вылазка закончится неудачей, они, возвратившись на прежнее место, затевают потасовки друг с другом — именно так, как это происходит в ваших междоусобных войнах... Я часто сравнивал человеческое племя, его образ жизни, обычаи и нравы с поведением наших йеху. И пришёл к окончательному выводу, что в умственном отношении и в образе жизни между вами существует удивительное сходство…» 
      …Всё это наводит гуигнгнма на мысль, что развращенный разум, пожалуй, хуже звериной тупости. По его мнению, это уже не разум, а какая-то особая способность,
содействующая развитию наших природных пороков…
(из книги Джонатана Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера»)


Рецензии