Моисей
Сорокодневная
горячая бессонница
И Шехины немыслимое солнце,
Синай, подавшийся в живое небо,
Сорокодневный пост,
а вместо хлеба
Таинственные буквы…
Божье Слово
Огнем струясь с перста Его святого
На плоскости нефритовых скрижалей
Питало душу,
утоляло жажду.
Слова, слова,
как огненные капли,
Сливались в гулкий ливень благодатный,
И сорок дней
шел этот вещий дождь,
Который слушал на вершине вождь
Двенадцати израильских колен.
Как при потопе –
долгих сорок дней…
Должны очистить мир от скверны зла
Слова обетования, суда,
Слова благословения, проклятья -
Великие священные заклятья.
Две плоскости нефритовых скрижалей…
Слова на них тихонько остывали
И поражали, и пугали глаз,
Распятые на камне
ради нас,
Окаменевшие как мумии навеки,
Чтобы убогий разум человека
На ощупь взял
и съел небесный хлеб,
И, съев, ожил, прозрел и не был слеп.
Живой закон
Господь убил как агнца,
Распял на плитах, вытесанных старцем;
Безбрежность мысли
глубиной в века
Словами нашего земного языка
Он ограничил,
и могучий Дух
Витал над мертвой плотью древних букв,
Чтоб осенить сознанье тех,
кто верой
Усвоит этой жертвы смысл безмерный…
Синай,
сорокодневная бессонница
И Шехины немыслимое солнце,
Пришедшее из выси голубой
Скрижали сердца
обогреть собой.
Гора Синай на выжженном плацу
И с Богом человек лицом к лицу,
Бог-Дух,
которому предела нет,
И смертный человек,
влюбленный в Свет.
II
Моисей Сепфоре:
Ты погасила лампаду в шатре,
Долго ждала - до утра.
Смолкли цикады на ранней заре,
Солнцу вставать пора.
Мрачно клубится в глухой тишине
Белым туманом обрыв...
Яхве назначил свидание мне
На голой вершине Хорив.
Как рассказать о сиянье лица? -
Это как радость и жизнь,
Это как смерть - постиженье конца...
Свет, излучающий мысль.
Где-то поодаль от звона лучей
Тайны веков - Шехины -
Ангел, играя на флейте своей,
Не нарушал тишины.
В звуках рождался бескрайний покой,
Смешанный с жаждою жить,
Множилось слово, как луч золотой
В каплях прозрачной росы.
Свежая синь предрассветной поры...
В сердце надежды болят,
Я, словно куст на вершине горы,
Пламенем светлым объят.
Речь о народе... Но как-то я вдруг
Смутно почувствовать смог,
Что одиночеством тысяч разлук
Бог одинок.
Знаешь, Сепфора, я слышал печаль
В том, как отсвечивал Лик.
Эта тоска без границ и начал -
Главное, что я постиг.
Не прикасайся ко мне, не спеши.
Нужно побыть одному.
Дай мне дослушать в глубинах души
Эхо тех ярких минут.
III
Он уходил бесстрашно в гору,
В росчерки молний
за занавес мглы,
Он уходил за небесной Торой,
Веруя,
что останется жить.
Он уходил за небесным хлебом,
И оттенял золотистый луч
Его силуэт на фоне неба,
На фоне грохочущих туч,
На фоне лилового заката,
Взявшего Синай
в полукруг,
Всем магам земли,
всем земным акробатам
Не снился подобный
смертельный трюк.
Его поглотило пылание славы,
И сорок дней спустя
Он вышел живым
из дышащей лавы,
Он вышел живым из огня.
Он вышел,
лицо, словно солнце, сияло
Светом живого Бога,
Ему сорок дней как минуты – мало,
А братьям его –
слишком много.
Он сорок дней
на арене огненной
Самозабвенно работал
для них,
И каждый жест
был действительно подвигом,
Был аккуратен и чист
каждый штрих.
Он был соавтором
их великого завтра,
Их будущей свободы,
Он добывал для них зерна
правды,
Правды живой воды.
В его напряженной с Яхве беседе
Каждой мысли и фразы изгиб -
Все было отрадой,
все было победой,
Но публика решила, что он
погиб.
Решила она - представленье окончено,
Циркач дошутился – всем урок.
Уж слишком,
пожалуй, много хочет
От грешных
ревнивый
невидимый Бог.
Не нужно людям небесного хлеба -
Священного слова Торы,
Земля роднее
пустого неба,
В небе нет опоры…
Нам вкус земного тлена
и праха
Приятнее огненных истин.
Мы дети рабства,
мы дети страха,
Рабы вражды и корысти…
И плакал вождь,
закаленный в пламени,
От бессильной ревности
и печали,
Глядя на стан
разнузданных пьяных
И на осколки
скрижалей.
(Из сборника "Песочные часы", - Нижний Новгород: ТРК Три ангела, 2002. Цикл "Библейские портреты")
Иллюстрация: Г. Доре, Моисей разбивает скрижали. 1886 г.
Свидетельство о публикации №124112107234