Полонез Огинского
Памяти Фёдорова Ивановича ЖУНГИНЭ–
Моему прекрасному преподавателю физики, Молдавия, Шапте-Банская средняя школа
Сгустилась тьма перед рассветом ранним.
Вставать не хочется – морозно за окном.
Закрыв глаза, нырнула я в воспоминанья…
В душе гнездится боль… и не взмахнуть крылом…
Так много лет мы были счастливы с тобою.
Нас освещала яркая Луна с небес…
А тут она плывёт неспешно над Землёю…
Огинского звучит – любимый Полонез*.
Грустила скрипка… мы мгновенно замирали…
Торжествовала только музыка любви.
И в те минуты все мы взглядом объяснялись…
К венцу влюблённых Полонез благословил…
Без остановок пролетели наши годы.
Живёт, но не звучит уже, увы, для нас
Та скрипка… полонез… ни танцы-хороводы…
Смеясь, нас развели политики, глумясь.
15.11.2024 Лирика философская Фото из Сети Интернет
** Полоне;з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — 3/4.
https://vk.com/wall-99339872_43842
_____________
Сергей Забабурин
Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка
17 фев 2020
История единственного шедевра Огинского, прославившего композитора-любителя на века!
;Полонез Огинского «Прощание с Родиной» - одно из наиболее популярных в мире сочинений польской классической музыки. Его написал Михаил Клеофас Огинскии; (Михал Клеофас Огиньский)
В конце XVIII века сильные в военном отношении государства считали совершенно нормальным и вполне естественным навязывать свою волю государствам более слабым, используя в качестве предлога для вооружённого нападения что угодно.
И вот в роли сильных государств в конце XVIII века оказались Пруссия, Австрия и Российская империя, а в роли более слабого оказалось то государство, которое обычно называют "Польша", хотя его полное официальное наименование звучало так: "Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского".
"Речь Посполитая" в переводе с польского и старобелорусского означает "республика", и это было союзное государство, состоящее из двух частей - Короны Королевства Польского, куда входили территории нынешних Польши и Западной Украины, и Великого Княжества Литовского, куда входили территории нынешних Литвы, Белоруссии, Центральной и Восточной Украины.
Одним из руководителей Великого Княжества Литовского был Михал Клеофас Огиньский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов.
Огиньский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.
Австрия, Пруссия и Российская империя, начиная с 1772 года стали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название "разделы Польши", представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.
К 1793 году в результате таких "разделов" Австрия, Пруссия и Российская империя аннексировали у Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов.
И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огиньский, происходил из белорусов).
Михал Клеофас Огиньский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные - казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.
Огиньский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огиньского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".
Восстание под руководством Костюшко и Огиньского напоминало действия зверя, загнанного в угол - это был акт последнего, отчаянного, беспримерного мужества, однако совершенно бесполезного и не имеющего ни малейшей надежды на успех. Силы были слишком неравны.
В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огиньскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции. Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огиньский и написал полонез "Прощание с Родиной".
Как становится понятным из истории создания, полонез Огинского "Прощание с Родиной" символизирует расставание с Родиной во всех смыслах - и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной...
Что интересно, в Российской империи полонез Огинского впоследствии стал одной из самых популярных мелодий. Русский писатель Ф. В. Булгарин пишет в одном из своих писем: "Кто же не знает полонеза Огинского?". Русский художник Илья Ефимович Репин изобразил Михала Клеофаса Огиньского на картине "Славянские композиторы", которая установлена в фойе Большого зала Московской консерватории, а в одном из репинских писем есть такие строки об Огинском: "Имя его известно всей России".
***
Свидетельство о публикации №124111507097
С уважением и теплом,
Алексей Бабушкин 2 16.11.2024 10:15 Заявить о нарушении
Мария Веселовская-Томаш 3 16.11.2024 10:40 Заявить о нарушении