Размышления Михаила Задорнова о прозведении Лачпле

«Лачплесис» — латышский героический эпос, созданный Андреем Пумпурсом на основе народных преданий и опубликованный, после 15-летней работы, в 1888 году. Образ главного героя эпоса, Лачплесиса, олицетворяет величие народа, его героизм. Символизирует отвагу человека, борющегося с захватчиками.

Военный орден Лачплесиса
Девиз-За Латвию !

Легенда о Лачплесисе – это иносказательная сага о жизни и истории латышского народа, отчасти правдивая, отчасти вымышленная, немного комичная и немного печальная…. Но как и все легенды, конечно, основанная на реальных событиях. А еще этот эпос вне всякого сомнения – героический.


Был у Михаила Николаевича особый талант: там, где проходили другие и ничего не замечали, он непременно делал открытие.
 А Задорнов пришел к парадоксальным выводам, которыми, в своё время поделится с читателями.

Задорнов рассказывал: - Впервые я прочел «Лачплесиса» еще в мальчишестве. Тогда главный герой заинтересовал меня исключительно как богатырь. Как Илья Муромец или Алеша Попович. Но недавно у меня возникла потребность перечитать этот эпос... И вдруг в нашу Русскую библиотеку поступает прекрасное издание «Лачплесиса» 70-х годов — полный перевод. Я понял, что это знак судьбы. Читал двое суток не отрываясь.

БУКВЫ НА ДОЩЕЧКЕ: — Первый вывод, к которому приходишь, закрыв книгу, — ее нельзя издавать. Ни в Латвии, ни в России. Потому что в таком случае надо переписывать всю историю и признать факты, которые мало кому понравятся. Во-первых, эпос открывается собранием латышских богов, половина которых перекликается с русскими (например, Перконс — Перун). А руководит жрецами некто Криев — как это переводится, вы знаете (прим. — по-латышски Krievij; — Россия, krievu — русские, от названия племени славян кривичей). Этот Криев был как Римский Папа на берегах Балтийского моря. Кстати, упоминание о том, что он реально существовал, можно найти у Карамзина.

Во-вторых, в «Лачплесисе» есть точное указание на то, что у латышей была письменность.
 А латышские жрецы — назывались буртниеки — буквочитатели. Они читали по рунам, а также по чертам и резам, а все это предтеча букв.
Отсюда и слово «буртниекс»: «burts» — по-русски «буква». Это русское слово образовалось от названия дерева бук. Бук — самое технологичное дерево для разного рода вырезалок. Поэтому первые буквы, которые в древности назывались у славян «черты» и «резы» задолго до Кирилла и Мефодия, вырезались на буковых дощечках, а чтобы их отчетливее можно было видеть, поливались водой. Так и родилось слово «буква».

У латышей бука не было. Их предки вырезали первые черты и резы на досках разных древесных пород. Выдолбленное дерево называлось «борт». До сих пор говорят «борт корабля». Ведь первые ладьи, лодки, корабли выдалбливались. Так что латышское слово «burts» — то же самое, что и русское «борт», — означает «выдолбленное или вырезанное дерево». Суть одна — «вырезано на дощечке». (Прим. — ещё в русском языке есть слово «борть» — обозначает выдолбленную полость внутри дерева и связано с древнейшим способом пчеловодства ).

Согласно легенде, все эти древние письмена, свитки и дощечки хранились в легендарном замке Света. И этот замок затонул в озере Буртниеку... (Прим. — сравните с русской легендой о городе Китеж, затонувшем в озере Светлояр).

МЕДВЕДИЦА — ЭТО РОССИЯ:
— Читать «Лачплесис» нужно с умом. Это замечательный эпос, населенный сильными героями, красивыми женщинами. При внимательном прочтении в трактовке этих образов можно найти массу интересного.
Возьмем центральный персонаж — Лачплесиса . По легенде, это сын человека и медведицы. Но кто такая эта медведица?
В древних сказаниях с медведем сравнивали поморскую Русь. А значит, мать Лачплесиса вовсе не медведица, а русская женщина.
При таком прочтении тайна медвежьих ушей латышского богатыря обретает совсем другой смысл: пока уши Лачплесиса слышат свою русскую мать — у него есть силы! Вот она, народная мудрость...

НЕМЕЦ — ЭТО ЧЕРТ:
— А вот к европейцам в «Лачплесисе» отношение совсем другое. Через весь эпос проходит назидание: латыши, вам гибель, если на вашу землю придут европейцы. Их в ту пору называли немцами — поскольку все, что восточнее Римской империи, считалось Германией.
Какие образы самые неприятные в «Лачплесисе»?
 Это образы немцев — Дитриха, епископа Альберта,( Альберт основал город Ригу в 1201 году и начал строительство Домского собора) которого сегодня боготворят, Каупо, вождя ливов, который предал латышей, так как принял христианскую веру.



Епископ Альберт (Буксгевден) (ок. 1165 – 1229) – основатель Риги и Ливонской конфедерации.

До прихода крестоносцев в Латвию двинские ливы считались вассалами князя Полоцкого. Папа Римский в то время числил Икшкильское епископство находящимся «в Руси». В 1212-м году епископ Альберт добился от Полоцкого  князя отказа от претензий на земли в Ливонии.

При епископе Альберте развивалась Рига, был создан Рижский рат, построена каменная крепостная стена, в 1211 году началось строительство Домского собора. В городе уже в первой половине 13-го столетия проживали и ливы, и балты, и немцы, возник так называемый «русский квартал». Последнее связано с тем, что епископ стремился развивать торговлю с Русью.

После покорения земель ливов, селов и латгалов Альберт сумел завоевать и территорию эстов. Епископ умер 17 января 1229 года. Хотя ему не удалось взять под контроль всю территорию Латвии (крестоносцам еще не подчинялись курши и земгалы), Альберт считается основателем Ливонской конфедерации.



Не случайно во всех латышских сказках немцы и те, кто несет христианскую веру, изображаются в черных бархатных куртках, лаковых сапогах и треугольной шляпе. Это одежда черта из латышских сказок: немец и черт в фольклоре были запараллелены!
А еще эпос предупреждает: не принимайте христианскую веру, потому что ее несут торговцы и воины. Примете — потеряете независимость. До того времени, как пришел епископ Альберт, подкупив верхушку ливов, латыши, согласно преданиям, носили светлые одежды. А когда пришли немцы, стали носить темные. Как траур по свободе и своим предкам.
КОКНЕСИС И СПИДОЛА:
— Спидола — это не первый транзисторный приемник завода ВЭФ. Спидола — героиня эпоса «Лачплесис». Женщиной она была весьма непростой — ведьмой. Применяла колдовство, или, как говорят сейчас, манипулировала общественным сознанием.
Имя Спидола произошло от слова sp;d;t — «сверкать». Она сверкала глазами. Как все ведьмы. К слову, если у женщины один глаз сверкает больше, то она ведьма. Этот признак работает и сегодня.
Влюбленный в Спидолу Лачплесис выслеживает ее и попадает на шабаш. Какая же сказка без нечистой силы! Любопытно, что латыши называли чертей йотами. А над ними стоял Ликцепур — очень близко к слову «Люцифер».
Однако Спидола уходит от темных сил, встречает Лиго (Лиго в эпосе — это богиня праздника) и становится возлюбленной Кокнесиса — богатыря-труженика. Кокнесис выворачивал дубы, расчищал место и строил замки.
МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ:
— Что же касается главного героя Лачплесиса, то он был не просто защитником своей земли от захватчиков, но еще и интернационалистом. Лачплесис сражается с эстонским великаном. В конце битвы они подружились и договорились, что больше никогда не будут враждовать. С тех пор ни одной войны между эстонцами и латышами не было.
А еще Лачплесис вместе с русским богатырем Русисом обороняли замок от епископа Альберта. Замок защитили, но Русиса вероломно убили. По историческим данным, стрела вошла в его сердце в тот момент, когда подошел кто-то из немцев и сказал, что хочет вести переговоры. Такова цена доверчивости — поистине русской черты характера...
Заканчивается эпос трагично: во время битвы Лачплесиса с Черным рыцарем оба погибают. Но на то она и сказка, что в ней всегда есть место чуду. Вот и в «Лачплесисе» предсказано: когда-нибудь Латвия возродится — из вод озера Буртниеку поднимется затонувший замок Света, найдутся утерянные рукописи и письмена и люди обретут великую мудрость предков.
ЭПОС ЛЮБВИ:
— «Лачплесиса» стоит перечитать еще и потому, что он гораздо глубже и интереснее, чем политика. В политике слишком много зла, а здесь — любовь. Прочтите, и вы почувствуете, сколько любви заложено изначально в латышский народ. И длинная буква «а» в их языке неслучайна: этот народ — народ природы, он чувствует закаты, восходы, пение птиц...
Если латыши не хотят читать свой эпос, то пусть русские его почитают и увидят, какой поэзией насыщена жизнь. Не чиновничья, а народная. И если политики не могут сближать народы, то народным сказкам это под силу. Может быть, поэтому они и называются народными?
ОТКУДА ПРИШЛИ ЛАТЫШИ?
Перечитав «Лачплесиса», Михаил Николаевич заглянул в римские летописи. Было интересно узнать, что в них есть о народах Балтии.
— Выяснилось, что ни латышей, ни литовцев, ни эстонцев в римских летописях нет, — говорит Михаил Задорнов. — Есть северные венеды (прим. — венеды, наравне с антами, крупная ветвь славян, по-фински Россия и сейчас Ven;j;). У Геродота и римских историков описано немало народов, которые жили севернее Римской империи, но они не называют их славянами. Это слово появилось позже.
Есть данные о том, что после того, как разрушили Трою, народы, живущие окрест Трои, решили не жить там, где без конца воюют. И ушли!
Одни отправились на север Италии и Греции и стали южными венедами. В честь них названа Венеция. Другие пошли в Среднюю Европу (город Вена). А венеды, отправившиеся на север, обосновались на территории Латвии, назвали свою реку Вента (Вентспилс) и принесли с собой древний язык, которыми написаны индийские веды. (Прим. — то есть ведийский санскрит. Древний, архаичный санскрит, который до сих пор во многом перекликается с современными русским, литовским и латышским языками).


Рецензии