Имажинизм - поэтическое словоблудие,... или
Вообще-то правильнее было назвать ИМАЖОНИЗМ, от французского слова ИМАЖО, - что в переводе означает - образ.
Но не будем рыбьей косью в горле у литературных критиканов, а будем как и они, извращёно читать и писать - имажинизм.
Так что-же всё таки такое имажинизм?...
-творческая вседозволенность?...
-литературное словоблудие?...
-новый интеллектуальный идиотизм в поэзии?...
-поиск новых форм и выражение своих способностей отличных от символизма?...
- или это "салат" из придуманных чудаковатых образов и символики?...
- а может это поэтический выпендрёж или что-то другое до этого неведомое в нашей поэзии?...
-а может позёрство и привлечение к своему творчеству ещё большего внимания?...
Но сначала надо понять и знать, когда это новое направление в поэзии появилось у нас в России.
Кто был первопроходцем, Какие "выверты" делали в своих произведениях и каков итог этого нового поэтического направления.
Основная суть в творчестве имажинизма, через придуманный экстравагантный образ - отображать свои эмоции, чувства, действия, желания, наклонности, характер, описываемого индивидуума и даже запахи. И всё это отображать только в образах и никак более.
Например: поэт имажинист Анатолий Кубекин.(сохраняя пунктуацию автора)
Вы от компьютера печали
за облаками на листву
Искали утреннего чая
оставив ландышей мечту.
И почему-то в наказанье
Сирени сжатой "почему"
Искать игуменами дальность
приметил платами за ту.
Вы кареглазостью богаты
по строчке падающей вверх,
Из новорожденного завтра,
Порочит ландышевый свет.
Какая пристань? Что за ноты?
Влеченьем яростного дна
вставали вызовами кратко
вечери праздника когда.....
Некоторые скажут - Да это же символизм!...Вполне возможно и символизм, но более абсурдный, наполненный набором несуразиц.
Читая стихи имажиниста, порой трудно установить связь сказанного с реальностью. Уловить смысл сказанного, мысль автора, логику, который так же трудно, как найти у столетней бабушки - молодую девичью грудь. Вот так и в некоторых стихах имажиниста- слова, Образы, сравнения покажутся бессвязным символизмом, в которых порой трудно уловить здравый смысл.
Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов.
Предельное сжатие имажинистской поэзии требует от читателя наивысшего умственного напряжения.
Например: Казалось бы на первый взгляд простой лёгкий фрагмент из поэмы С.Есенина "Пантократор":
Там за млечными холмами
Средь небесных тополей
Опрокинулся над нами
Среброструйный водолей.
Он медведицей с лазури,
Как из бочки черпаком
В небо прыгнувшая буря
Села месяцу верхом.
В вихре снится сонм умерших
Молоко дымящий сад.
Вижу, дед мой тянет вершей
Солнце с полдня на закат.
На первый взгляд стихотворение представляет собой великолепную (всё же Есенин)но почти хаотическую вязь слов, а отсюда и кажущуюся непонятность образной имажинистской поэзии
Но обладая великолепной поэтической и жизненной фантазией и умело владеющие ею утверждали, что фантазия творит три чуда: "открытие", "проникновение" и "строительство", под тими терминами он подразумевали:
"Открытие" - новых форм и образов отличительных от ранее признанных канонических, используемых до этого в поэзии;
" Проникновение" - Взор поэта не видит, а проникает или видит то, что невидимо для другого человека, порой тесно связанное с мистицизмом.
Строительство"- нове понятие о поэзии отличительное от канонической, новых форм стихосложения, строительство другого понятия о нашей бренной жизни, отображая это в имажинисткой поэзии.
В своих творениях имажинисты считают что реализм и мистицизм исходят один из другого, а зачастую и дополняют друг друга.
Как утверждает в своей статье ярый имажинист и великолепный поэт Анатолий мариенгоф: "Всякий мистицизм (если оно е чистейшее шарлатанство) -реален и всякий реализм (если это не пошлейший натурализм) - мистичен.
Но не думайте что при написании стихов в стиле имажинизма, у имажиниста в голове была :- слева мания величия, справа - ватага подвыпивших тараканов, а в мозгах -"утро в курятнике".
Все они высокообразованные и интеллектуально одарённые люди, многие из которых получили блестящее образование. На ряду со стихами в стиле имажинизма, они в силлабо-тонике писали и великолепные стихи
Естественно читая их стихи,. в стиле имажинизма, надо включать и свои мозги, не относиться слишком скептически к их творениям.
Но некоторые литературоведы фанатично доказывают гениальность творений имажинистов. И дескать данное наступившее время, с его катаклизмами породило это новое течение в поэзии и что надо за это имажинистам воздать должное.
С таким же успехом, с пузырчатой пеной у рта я буду доказывать, что я внебрачный сын Буратино и Мальвины и буду требовать себе привилегий...Смешно и глупо!
А есть когорта "умных литературных оракулов", которые заявляют, что имажинизм и символизм - это одно и тоже. Да! У них много общего, но они одинаковы так же, как мужские трусы и женские стринги. Назначение у этих вещей одинаково - это нижнее бельё, да только вот фасон другой, да и на разные тела надеваются. Так и в отношении чистого символизма и имажинизма. В символизме хоть прослеживается какая-то логика и мысль сказанного. У имажинистов набор символов и образов, порой логически не связанных со здравым смыслом. Но попробуйте доказать имажинисту на абсурдность его произведения....Да легче Бабу-Ягу совратить на интим, нежели что-либо доказать имажинисту его словоблудие.
Поэтому зачастую имажинисты кучковались не в престижных залах, а в пивнушках, кафе-забегаловках, в пивных заведениях. При этом в диспутах с оппонентами, приверженцами канонической поэзии,нередко возникали споры, доходящие до потасовок. Участвовал в этих потасовках и Сергей Есенин.
Однажды в яростном споре в доказательстве своей правоты он схватил тарелку с едой и обрушил её на голову несчастного оппонента. Что стало с головой бедного оппонента, - история умалчивает.
Но нас интересует другое, как зарождался и развивался имажинизм.
Март 1918 года. Уже набирает полные обороты Гражданская война. Отчаянно мутузят друг друга, крестьянский лапоть и лакированный сапог самодержавия.
В творческом мире во всю разгулялись футуризм, авангардизм,лучизм, кубизм, импрессионизм, конструктивизм, символизм и прочие измы.Не хватало только имажинизма. Но вот и он появился в лице Анатолия Мариенгофа и Сергея Есенина, которые решили отойти от канонической формы стихосложения и порезвиться в другой форме,- в форме имажинизма.
Вскоре к ним в 1919 году присоединился футурист Вадим Шершеневич которому надоело дерзить и горланить в форме футуриста. Шершеневич и возглавил этот пока триумвират, назвав его зловещим наименование Орден имажинистов.
В средние века была мода на Название различных обществ Орденами.
наряду с религиозными Орденами, такими как:
- Орден святого Иакова Альтопасского:
- Орден Гроба Господнего,...Были и Ордены запачкавшие себя кровью и насилием:
Орден Крестоносцев, Орден тамплиеров, Тевтонский Орден и т.д.
Мальтийский Орден хоть и был якобы миролюбивым, но всё же кое где пачкал свои ручонки невинной кровью.
Кстати, к Мальтийскому Ордену принадлежал и наш император Павел Первый, который в честь этого Ордена в городе Гатчина, (ныне столица Ленинградской области)построил дворец, позднее названный Приоратом.
В разные годы мне пришлось дважды выступать в этом дворце. Но дворец меня не впечатлил.
Но вернёмся к нашим "первопроходцам" имажинизма.
Я думаю имажинисты назвали свое общество Орденом с садистким намерением испугать некоторые общества. Всё же у знающих людей историческим названием Орден связаны инквизиции, Варфоломеевские ночи, сожженные сотни невинных людей обвинённых в колдовстве и ворожбе.
Но вскоре к вышеупомянутой троице имажинистов присоединились: Футурист Рюрик Ивнев, поэты Иван Грузинов и Александр Кусиков. Это было основное ядро Ордена Имажинистов.
Ну почему же эту новую троицу привлекло в Орден имажинистов?...Да все они эти вновь примкнувшие к Ордену Были участниками Первой Мировой войны, как и старая троица, т.е.организаторы: Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин.
И тогда возникает вопрос:неужели все эти поэты ходили в штыковую атаку, кололи, резали и убивали ненавистного врага?...
Неужто!...
Ой ли?...
Вообще-то в Первую Мировую войну участвовало 82 Российских поэта.
А сейчас поподробнее познакомимся с жизнью и деятельностью наших "первопроходцев" русского имажинизма, с Вадимом Шершеневичем, Анатолием Мариенгофом, Сергеем Есениным, Иваном Грузиновым, Рюриком Ивневым и с Александром Кусиковым.
Итак! Подводя итог выше сказанному, - можно добавить, что имажинизм - это Приблудно-извращённый символизм и интеллектуально-смачный плевок в сторону классической литературы!!!
Но, чтобы не утомлять Вас, читатели, данным эссе, постараюсь отдельно, по каждому из имажинистов, в индивидуальном эссе, провести небольшой экскурс по их биографии и по поэтической имажинистской деятельности, т.е. творчеству, и по их "боевым подвигам"
Октябрь 2024 г. Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №124110906568
С восхищением!
Мила Рей 1 24.11.2025 13:47 Заявить о нарушении
Геннадий Старков 2 25.11.2025 18:50 Заявить о нарушении