Забытые кинохроники ВОВ
Хочу поделиться с вами впечатлениями от поездки на выставку «Забытые кинохроники Великой Отечественной войны», которая проходила в «Ленфильме».
событие случилось 8 ноября 2024 года.
Нам раздали устройства и запустили аудиогид.
Вот, что мы узнали.
Недавно, один поисковый отряд отправился на Невский пяточок.
Там уже есть несколько деревень и под яблонями, грядками до сиз пор находят останки и личные вещи бойцов.
Кто-то помогает поисковым отрядам, а кому-то всё равно.
Но тот материал, который они собрали уникален.
Об этих событиях необходимо помнить.
Нам также разрешали трогать воссозданные модели окопов и многое другое, с использованием тех экспонатов, которые обнаружили в результате раскопок уже в наше время.
Я погрузился в эту атмосферу, но скажу вам сразу.
По-настоящему это ощутили только те, кто побывал на самом фронте.
Было несколько попыток прорвать блокаду Ленинграда.
Самые ожесточённые бои развернулись именно на Невском крошечном пяточке в 1 км.
Наши войска захватили его, но немцы обстреливали их артиллерией из мощных укреплений.
Здесь погибло 100000 человек.
В качестве иллюстрации привели пример отрывка из кинохроники.
Снаряд попал в наш танк КВ, а боец кидает в немцев гранату.
На это место отправили учеников лоцманской школы на Валааме, фактически на убой.
Им было по 15-17 лет.
Обувь одного из них и обнаружил отряд поисковиков.
Один из учеников писал в своих дневниках, что бои шли тогда упорные и ожесточённые.
Находили фляги, одежду и даже каску.
В Ленинграде снимался и фильм «Маскарад», по мотивам пьесы М. Ю. Лермонтова.
Сьёмки проходили урывками.
Актёры спускались в бомбоубежище, которое находилось под одним из исторических павильонов.
Дубликаты плёнок отправили в Москву, а потом самолёт, на котором летела съемочная группа разбился.
Многих актёров отправили на фронт.
Не малую роль вовремя войны сыграли операторы, которые были прикреплены к государственным изданиям и радиостанциям.
Нам показали камеру того времени и манекена человека, который стоял в полный рост с ней в руках.
Одним из первых операторов Ленфильма, отправившимся на фронт, был Владислав Курсанов.
Они снимали историю и хронологию боёв.
В начале ВОВ сьёмок было мало, так как мы тогда отступали, а немцы снимали наши разбитые танки и колонны пленных красноармейцев.
Но в 1943 году всё изменилось в нашу пользу.
Камеры наших операторов были для того времени очень хорошими.
С собой приходилось брать 30 киноплёнок и перезаряжать их в камеру через 1 минуту.
Оператору приходилось всё рассчитывать заранее и снимать только важное.
Он перезаряжал камеру в специальном закрытом мешке.
Потом ему нужно было записать всю информацию на монтажный лист.
И эти материалы вместе с плёнками отправлялись в Москву.
Но оттуда поступали рекомендации странного содержания.
То чиновникам нужен был особый фон или ещё чего-нибудь.
Сами понимайте, что у операторов таких шикарных условий не было.
Они делали всё в жёстких рамках.
К сожалению, операторы погибали, но их камеры продолжали записывать важные события до последней вспышки.
Эти материалы передавали в некоторых случаях друзья операторов.
Их руководитель Роман Кармен писал, что можно отличит видео записанное на передовой от того, что записано в 2 км от неё.
Из этих кинохроник создавали фильмы, которые показывали советским гражданам.
От них было грустно и радостно.
О них и наших операторах знал весь мир.
Даже Американская газета «new-York Time» писала, что от этих фильмов сжимаются кулаки.
Стойкость русских солдат их поражала.
Они никогда не видели такого в мировой истории и после этих прогремевших статей и фильмов был подписан второй протокол о помощи США СССР.
Немцы имели камеры Рефлекс с возможностью сьёмки 2 минуты, но с электроприводом.
Также у них была плотная плёнка.
А преимущество наших камер было в том, что они запускались с помощью пружины.
После начала блокады, линия фронта быстро подошла к Ижорскому заводу, где делали сани для вывоза раненых с передовой, броню для танков и автомобилей.
На предприятии за станками работали все от мала до велика.
все были истощены.
Эти моменты удалось запечатлеть оператору Анатолию Погарелову, который также проявлял героизм.
Он снимал и Берлинское сражение и подписание акта капитуляции Японии на борту «Миссури».
Представьте себе такую картину.
На улице мороз и на заводе тоже холодно, на здании лёд.
Мужчин там было мало.
Одна из сварщиц Елена Авдеева писала, что она варила, а пятеро мужчин подавали ей телегу и электрод.
Под Ленинградом отличился Ижорский батальон, который самостоятельно оборонялся от нацистов несколько месяцев.
На военные рельсы были также переведены Кировский, Путиловский и другие заводы.
Их частично эвакуировали.
Когда в блиндажах выдавался часок покоя, кинопередвижки под бомбёжками и обстрелами доставляли бойцам киноплёнки, в частности с комедиями.
Одна из них «Антон Иванович сердится», пользовалась наибольшей популярностью среди бойцов Ленинградского фронта.
Один генерал вызвал к себе командира взвода Евгения Шапира, который по совпадению тоже принимал непосредственное участие в этих сьёмках.
Генерал сказал: «почему немцы крутят своё кино, а мы не можем?» и отправил его показывать наши фильмы.
Неудивительно, что после таких великолепных фильмов у наших воинов поднимался дух.
Поисковики обнаружили инструкцию к фотоаппарату и останки с документами бойца-киномеханика.
Его имя с трудом удалось восстановить.
Это был Порфирий Дмитриевич.
В Великой отечественной участвовали и другие операторы Ленфильма.
Никита Петров снимал восхождение наших войск на Эльбрус.
Оттуда мы срывали фашистские штандарты и устанавливали Красные знамёна.
В борьбе за Кавказ нам хорошо помогали горцы, отказавшиеся встать на сторону Гитлера.
Немцы прозвали их «зелёными дьяволами».
Они обучали наших альпинистов необходимым навыкам и поведению в горах.
Одним из наших альпинистов, отправившимся выполнять боевые задачи, был Андрей Бобров.
Им нужно было проводить сложнейшие операции.
Погибло там много людей.
И это было на морозе.
Никита Петров тоже проводил сьёмки на такую погоду.
Сам Эльбрус завораживал всех своей ослепительной красотой.
Там обнаружили в 80е годы тела бойцов.
Горы- консерватор времени.
В них нашли тело военного, которого дочь увидела впервые.
Он отправился на фронт сразу после её рождения.
Владимир Сухинский тоже снимал всё происходящее на войне.
Порой из окна дома.
Его прикрывали друзья-автоматчики.
Он заснял момент, когда наши пулемётчики, минуя опасный участок, перебегают железнодорожный переезд.
оператор делал это безупречно.
Ведь эти сьёмки как бы рассказывали зрителям всю правду о войне.
В одном из документов Владимир написал, что в некоторых случаях из-за грязи, налипшей на руки и невозможности быстро перезаряжать камеру, может быть брак.
Но его не нашли.
Сухинский побывал во многих местах войны, в том числе и в Берлине.
Он снимал развалины города и всё, что там происходило.
Следующая, не менее мужественная оператор была Мария Сухова.
Она имела такой опыт ещё до ВОВ.
И вот Мария отправилась в Белоруссию, под Полоцк, где действовали подпольщики.
Она вступала в бой вместе с местными партизанами и снимала важные кадры.
Однажды их отряд попал в окружение, и они предприняли рискованный прорыв.
Открыли огонь по немцам и вырвались в леса.
Хроники Суховой можно увидеть в некоторых советских фильмах об освобождении Белоруссии.
Также нам показали модели коек, на которых лежали раненые бойцы.
В заполярье наши войска удерживали один из хребтов.
К счастью, с нашей стороны обошлось без потерь.
Немцы маневрировали на лыжах, идя колонной по одному, оставляя глубокий след.
Но наши войска удерживали этот хребет и убили много фашистов, тоже демонстрируя ловкость и решительность.
Зимой 1945 года мы вошли в один из городов Европы.
Гитлеровцы ожесточённо сопротивлялись.
Одному из отрядов советских войск удалось захватить дом, где размещалась информационно нацистская служба нацистов.
На стенах весели портреты Кайзера Вильгельма первого и Адольфа Гитлера.
На полу были разбросаны листовки и инструкции.
В углу работал фотоаппарат.
Перед кинофильмами показывались речи нацистского Фюрера.
А уже весной началась знаменитая Берлинская операция, длившаяся 16 дней.
В результате тяжёлых боёв погибло 600000 наших военных.
1 мая мы взяли здание немецкого парламента и водрузили там знамя победы, а 2го мая берлинский гарнизон пал и капитулировал.
От здания остались руины.
Его не восстанавливали до 1954 года.
После взятия Рейхстага, мы оставили там надписи: «я из Москвы», «я с Волги» и многие другие.
Мы прошлись по его имитирующей модели.
От здания остались тогда только колонны, да красивый барельеф.
После нашей победы 9 мая 1945го года измождённые солдаты повалились и спали 2 дня.
В городе, вместе с собаками, женщины-сапёры искали и уничтожали мины, защитив себя специальным панцирям.
Но порой он не спасал.
Все хранили своих погибших товарищей, сооружая памятники и ограды из снарядных ящиков, танковых гусениц и всего, что можно было.
Никто не хотел, чтобы его товарищ остался безымянным.
Один из операторов писал, что несмотря на развалины, людей очаровывали фруктовые сады.
Поэт Дмитрий Кедров писал, что мы победили и пришёл долгожданный мир, но какой ценой досталась нам эта победа.
После реконструкции немцы сохранили 160 надписей на Рейхстаге, который был исписан целиком.
После войны был знаменитый Нюрнбергский процесс, где кинохроники впервые признали как официальные документы.
Операторы и военкоры под присягой говорили, что эти кадры не постановочные.
Лица нацистов специально подсвечивали, чтобы психологи смогли догадаться об их поведении.
У одного задёргалась щека, другой снял наушники.
СССР предоставил огромную папку с доказательствами зверств захватчиков.
на огромной скамье подсудимых сидела вся немецкая верхушка.
Как говорил Роман Кармен, наши операторы не могли снимать и показывать то, что делали немцы.
Это были скелета, сожжённые в печах люди, закопанные живьём дети.
Зрелище было жутким.
Но операторы на свой страх и риск делали свою работу до победного конца.
Все материалы экскурсии основаны на реальных событиях.
Выставка была открыта в 2022 году.
На стенах висят приклеенные ребятами журавлики с благодарственными надписями победителям в ВОВ.
Сейчас наши бойцы вновь добивают недобитых нацистов на СВО и борются за правду.
Несмотря на новые технологии наши военкоры и операторы сейчас тоже рискуют жизнью, чтобы показать всю правду о боевых действиях.
Как и тогда, победа будет за нами.
Я очень рад, что нам удалось побывать на такой замечательной выставке и ощутить связь времён.
Свидетельство о публикации №124110900403