Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности». Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Трансперсональная психология как течение в психологии формально возникла в США в 1969 году. Однако ряд трансперсональных психологов полагает, что данная дисциплина появилась намного раньше — в 1901—1902 годах, когда один из основоположников американской психологической науки Уильям Джеймс выступил с гиффордскими лекциями, опубликованными в 1902 году под названием «Многообразие религиозного опыта

Формирование трансперсональной психологии происходило под большим влиянием индуизма и буддизма. Однако на теорию и практику трансперсональной психологии также оказал влияние ряд других религиозно-мистических учений: каббала, христианский мистицизм, философия Гурджиева, шаманизм, суфизм, даосизм, теософия и викка

На развитие трансперсональной психологии оказали влияние идеи аналитической психологии К. Юнга, который на протяжении всей жизни сохранял интерес к паранормальному и религиозному опыту, а также использовал термин «трансперсональное» (нем. «;berpersonlich»). Также влияние на трансперсональную психологию оказал Р. Ассаджиоли — создатель психосинтеза, последователь раджа-йоги


На развитие трансперсональной психологии в России серьёзно повлияли работы религиоведа, буддолога и синолога Е. А. Торчинова. Вызвавшая длительную полемику монография Торчинова «Религии мира.

чебные программы по трансперсональной психологии преподаются в ряде российских высших учебных заведений (как государственных, так и негосударственных). Т. И. Гинзбург (д. псих. н.) утверждает, что в настоящее время российская трансперсональная психология интегрируется с психологическим мейнстримом.


мировоззренческие допущения включают в себя следующие авторитарные предпосылки:

1. Абсолютная реальность существует, и когда мы находим истинную доктрину, в которой она раскрывается, мы достигаем абсолютной, неизменной, окончательной и невыразимой истины.

2. Опыт жизни после смерти, реинкарнация и бессмертие наших душ безусловно существуют и были эмпирически доказаны.

3. Все живое и все неодушевлённое сливается в одном фундаментальном единстве.

4. Следуя трансцендентальному учению и игнорируя как знание нашего обычного интеллекта, так и чувственный опыт, отказываясь от научного метода и выводов науки, мы можем достичь совершенного знания, совершенного мира, совершенного единства со Вселенной, совершенной радости и совершенного физического и психического благополучия»[106].

В своей статье 1989 года, «А давайте сбросим бомбу на трансперсоналистов! Ответ Альберту Эллису», Кен Уилбер последовательно отвечает на каждый из четырёх пунктов Эллиса:

«1. <…> Настоящие трансперсоналисты, например Шанкара, Нагарджуна или Мейстер Экхарт, утверждают, что мы не можем сказать ни того, что абсолют существует, ни того, что он не существует, поскольку оба эти утверждения суть дуалистические или догматические умствования <…>.

2. <…> Я не знаю никого, кто действительно считал бы, что реинкарнация была эмпирически доказана. Известный и уважаемый исследователь из Виргинского университета, Ян Стивенсон, в одной замечательной работе, „Двадцать случаев, наводящих на мысли о реинкарнации“, собрал кейсы, которые действительно наводят на размышления. Правда, сам он в этом вопросе является агностиком. <…> Однако некоторые трансперсоналисты действительно верят в реинкарнацию. <…> Но они не смотрят на это как на эмпирический факт, и они не станут нас взрывать, чтобы что-то нам доказать.

3. <…> Это распространённое заблуждение, и его обычно придерживаются те, кто уделил изучению трансперсональной психологии не больше часа. Вещи не „сливаются“ в единое целое в том смысле, что они якобы слипаются и становятся спаянными друг с другом. Все вещи, оставаясь полностью самими собой, считаются ещё и частями более широкого и фундаментального единства, которое часто называют „единством-в-многообразии“. <…>

4. <…> Но трансперсоналисты не пытаются отказываться от науки, они просто не хотят превращать её в скрытую религию (; la Эллис). Большинство трансперсоналистов по сути весьма симпатизируют науке и желали бы, чтобы сам дух научного предприятия — то есть добросовестность, чистота и открытость исследования — был бы задействован в трансперсональной теории и практике как можно шире. <…>».

Трансперсональный психолог, редактор журнала International Journal of Transpersonal Studies Харрис Фридман считает трансперсональную психологию недоразвитой как науку, и отмечает несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную дисциплину и более широкую область трансперсональных исследований, которая, по его мнению, включает в себя ненаучные подходы. Некоторые другие исследователи также предлагают различать трансперсональную психологию как науку и популярные течения, действующие вне академического контекста.
 Учения таких мистиков, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки.

Критикуют ТП и некоторые христиане: по словам православного психолога Б. С. Братуся (д. псих. н, член-корреспондент РАО), трансперсональная психология совершает экспансию в духовную сферу, которая понимается «вообще без различия внутренних цветов, уровней, бесов или ангелов», и человек, получив опыт изменённых состояний сознания, принимает это «за суть духовного» и часто наносит себе тем самым непоправимый вред.

-возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт;

-стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития;

- упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам.

Чинен допускает, что эти недостатки будут преодолены по мере перехода трансперсональной психотерапии из своей начальной фазы в более зрелую фазу, которой в большей мере присущи рефлексия, прагматизм и эффективность[


Рецензии