О некоторых твёрдых формах стихосложения
Схема - А1вА2 + АвА1 + АвА2 + АвА1 + АвА2 + АвА1А2,
где одинаковые буквы обозначают рифмующиеся стихи, цифры при буквах — повторяющиеся стихи.
Вилланель возникла в Италии, в 16 веке стала модной во Франции благодаря творчеству Грэвэна (Grеvin), позже Оноре д'Юрфе (Honorе d'Urfе), Пассера (Passerat) - c тематикой грациозных фривольностей на фоне сельской природы.
В английской и американской литературе вилланели писали Оскар Уайльд, Джеймс Джойс, Уистан Хью Оден, Дилан Томас, Элизабет Бишоп, Сильвия Плат.
В России вилланели есть в творчестве Валерия Брюсова.
Рондель(le rondel,франц.)- 13 строк в 3 строфы: 2 катрена+пятистишие.
Первые две строки повторяются в 7 и 8, а первая строка повторяется в заключительной. Схема: АВва авАВ авваА.
Рондель возник в средневековой французской поэзии - Дешан, Карл Орлеанский, французы называют рондель старым рондо.
В России первые рондели - в начале 20 века у Игоря Северянина и Софии Парнок.
Рондо (Rondeau, франц.) – старинная форма французской поэзии, идущая из Средневековья. Имела множество форм – от краткой в 8 строк до 22 строк у поэтессы Кристины Пизанской. Рондо прославили Карла Орлеанского (1394-1465) - лучшего поэта Франции своего времени, позже рондо писали Клеман Маро и Альфред де Мюссе.
В русской поэзии Серебряного века— это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие, по определению М.Л.Гаспарова.
Рифма по схеме ААВВА АВВR ААВВR, где R - это первая половина первой строки, по образцу поэтов Серебряного века.
В русской поэзии самые изысканные рондо появились в начале 20 века у Михаила Кузмина.
Терцины — стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом. Рифмический рисунок: aba bcb cdc … . Терцины (итал. terzina, от terza rima — третья рифма) дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных форм.
Терцины появились в итальянской поэзии 13 в. Терцинами написана «Божественная Комедия» Дантe. Форму терцины разрабатывали также Петрарка, Ариосто.
Во Франции терцины получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму терцины в лирических жанрах.
В Германию терцины проникают в конце 16 векa, значительную популярность завоевывают у романтиков. В Англии употребление терцин распространилось в 19 векe.
В России одним из первых поэтов, давших образцы терцин, был A.C.Пушкин: "В начале жизни школу помню я…"
Триолет (le triolet, франц.) обязан своим происхождением и названием французским поэтам, которые в 13-ом веке стали использовать для шутливых посланий и эпиграмм однострофное стихотворение особой формы.
Классический триолет - это восьмистишие, в котором первые две строки точно воспроизводятся в конце строфы, а первая строка повторяется в четвeртой. Таким образом, заглавная строка повторяется трижды, а вторая, она же заключительная, - дважды. Стихотворение строится на двух рифмах - одной мужской и одной женской. Схема: АВаА авАВ или АВва ваАВ.
В повторяющиеся строки нельзя вносить даже незначительные изменения.
Триолет возник во Франции в 13 веке - Дешан (Deschamps), в России триолеты стали писать в 18-19 вв. - Анна Бунина, Николай Карамзин.
Французская баллада (Баллада формы) — канонизированная поэтическая форма. Происхождение баллады итальянское. Во Франции достигает своего развития. Из поэтов, писавших баллады, известны Клеман Маро (Clement Marot), Руссо (Rousseau), Вуатюр (Voiture). Обычно баллада имеет три строфы (станса, куплета) и envoi — обращение. Исследователи наблюдают наиболее часто 8, 10, 12 стихов в строфе и половину в envoi.Строгая форма баллады имеет только две рифмы — А и В или А и А’ или В и В’, приняв за мужскую А и за женскую В, расположенные одинаково во всех куплетах. Расположение рифм в envoi такое же, как во второй части куплета. Последний стих куплетов и envoi одинаков (refrain — повтор). Обращение к принцу (envoi) в конце французской баллады - традиция. В средние века баллады сочиняли на поэтических турнирах, устроитель турнира традиционно именуется «принцем».
Классики французской баллады – Дешан, Вуатюр, Клеман Маро, Франсуа Вийон, Пьер де Ронсар.
В России французскую балладу писали Валерий Брюсов, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Вадим Шершеневич.
Свидетельство о публикации №124110602579