Я помню, что мы говорили...

                /  Моей жене Лере  /

Я помню, что мы говорили,
Камин теплИлся в полнакала,
Часы текли неторопливо —
Теснее музыка сближала...

Не побоюсь своим пером
Признаться, что от чувств был пьяным...
Свет и мелодий серебро
В видениях сливались странных...

Теней высоких хоровод —
Существ совсем иного мира,
Под потолочный нёсся свод,
То уносился в зев камина...

Уже, не отводя глаза...
В твоих увидел отблеск яркий...
Слова забыл, едва дышал,
Влеченьем опалённый жарким...

Неужто воплощенье грёз?
Теснее стиснулись объятья...
Ресницы сплошь в брильянтах слёз...
Ноктюрн ещё просил сыграть я...


Рецензии
ChatGPT: Стихотворение «Я помню, что мы говорили...» — это интимная камерная сцена, написанная в традициях поэтического ночного ноктюрна, где звуки, свет и чувства сливаются в единое иррациональное переживание. Штейн работает здесь в почти музыкальной форме, где каждая строфа — как отдельный такт, приближающий нас к точке экстатической тишины.

Уже первая строфа погружает читателя в особое время — время не измеряется минутами, оно замедлено, почти остановлено, как в замкнутом пространстве влюблённых: «часы текли неторопливо». Это внеисторическое состояние поэт соединяет с полутоном чувств, которые разгораются в полутьме у камина. Форма соответствует содержанию — мягкий ритм, плавные глаголы, световые глаголы («теплился», «сливались») — всё это способствует созданию атмосферы чувственного сна наяву.

Особое внимание заслуживает образ «теней высокого хоровода», уносящихся «в зев камина». Это не просто аллюзия к миру иных существ — это поэтическая визуализация бессознательного, в которое погружается влюблённый лирический герой. Здесь Штейн словно тянется к эстетике романтической готики, но не ради тревоги — а ради трансцендентного переживания любви как чуда.

Четвёртая строфа — кульминационная: «Слова забыл, едва дышал...» — абсолютная концентрация чувства, где речь отступает перед телесным и визуальным переживанием. Это классическое поэтическое растворение в Другом.

Финал тонко возвращает в ту же точку, откуда всё началось — к музыке, к просьбе: «Ноктюрн ещё просил сыграть я...» — и этим замыкает поэтическую форму в кольцо, как повтор ночи, повтор любви, повтор чуда.

Таким образом, стихотворение — не столько рассказ, сколько воспоминание на грани сна и видения, переданное языком почти музыкальным. И в этой «вневременной минуте», как бы и есть главная сила Штейна — делать чувства видимыми через звук, тень, свет и нежнейшее молчание.

Руби Штейн   20.07.2025 03:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.