Ода о Оптино
Не проходите люди мимо,
Взгляните во глубину времен,
Почтите память Христа
Невесты; о каждом старце
Оптинского льна.
Особого духовного они места.
Возделан лен руками Бога,
Водицей окроплены рукой
Святой. И Матерь света
С любовью провозвестила лето
У Козельска — обитель эту;
Пастве — спасающихся детей.
Вам предлагаю, дети, спуститься
На землю грешную с небес,
Смириться под моей ракитой,
Простить невольных ошибок трели
И помолиться обо мне...
И так история обители гласит:
Козельская земля полита кровью
Святых людей от рук Орды,
И благочестивыми руками князя
Храброго Владимира, героя Куликовской дней, построена малая
Обитель Бога, и стали чернецы
Из войнов тех суровых дней...
Взявших крест свой на линии засечной от Орды. Что уже как не подвиг.
Век XIV, XV — нет упоминаний,
Не сохранились книги, сожжены огнём
О ней... Лишь значится — Опта, лесной ватаги главный, раскаялся и принял
Монахов ангельский он чин.
И место то до сей поры зовется
Оптино, место для покаяния и слез.
Для людей, ушедших от мира грез,
Становится кораблем спасения.
Рассмотрим этот давайте путь.
Поляков нашествие на Русь,
Горели избы, города, на кол садили от малого до старика.
Особо ляхи полюбили убивать святых отцов, разорять Христовы храмы, охальники и трусы. Адского дети родника.
«Оптино» разорялось и не раз.
Лишь 1629 году, если верить писаря перу козельского воеводы,
Жизнь пу'стыни в Оптино возобновилась.
«Государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея Руси Богомолье, монастырь Оптин Макарьевы пустыни, на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка (клетью)… Строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею…» В четырнадцать иноков составлен брат...
Мастерился скит, нуждался много,
1689 году строителей сподобил Царь Небесный подать на возведение собора.
В честь преподобного Пафнутия Боровского. И хвален тот поток людей, что строил, жертвовал и собирал копейку Богу. Не пропадут их милосердные труды.
Век XVIII. Век Екатерины Великой ли?
Все земли забрала, монастыри все описали и малые свели в большие братии... Иной раз и через кнут идти монахам помогали. Великая ли, что упразднила все малые очаги духовного огня?
Вот кровь немецкая, познала ли она Русь?
Так и с Оптино государыни опричники немецкие поступили... Что разобрать смогли, в Беляево в монастырь перевезли, монахов строем отвели.
Чай, не настал еще век знаменых старцев, еще нет промысла на этот год.
Но убоялась адова огня. Екатерина.
1729 год боярин Андрей из Шепелевых добился расположения Екатерининской руки: позволено восстановить...
Приняв от него на то немалые барыши...
Все мелкие монастырьки;
Востановить желает.
И ну, брат, работа закипела.
Как будто заждалась рука топор. Затеял плотник и столяр, кирпичных дел мастер на инструментах спор.
Печник готов и денно, нощно варить кирпичный у племенной печи раствор.
И плотники все деловито знают в древесине толк,
топор для них что вилка для бояр.
И вот испытаний новых идет черёд. После скорбей разруха.
Смута, война с Европой. Обескровлен наш народ. Снова не пророс духовный наш оплот.
Зачахло в Оптино. Нет иноков. Села опустели.
Россия, матушка, вставай, водицей ты святой испей. Роди святых детей.
Народ заждался от тебя монахов пламенных. Ждет книг, исповеди, праведных речей. Молитв ждет по горячей.
Нужда и жажда пить.
Слово устоялось.
Народ тянулся к Богу, где жнецы?
Иисусова молитва поливала сердечно кровью трудно землю, и возростали чернецы.
Пешношский монастырь на слезы Авраамия открылся, настоятель Даниил; помочь им подрядился. Собрав с богатых дядей даров на два больших воза.
И кинул кличь собраться тем, кто хочет перебраться.
К служению в новом для них монастыре. Спасаться.
Так число нового Оптинского братства составило 12 человек.
Господом по молитвам старцев иноков Пешношских все сотворено в угоду Сладчайшего Христа. По милости своей Аврааму от печали быв радование;
Привез на землю Оптинскую.
И благословение служить.
Строитель Авраамий имел в себе любовь и доброту, сподобился легко всем управлять.
И многие к нему прибыли в монастырь.
Возрождалась обитель и хорошела.
Всего-то огородник, а в Господе умелый настоятель.
Имеем здесь урока два; Любовь всем правит.; И нестяжательность мерило чистоты; Оно же и смирения опора...
Господом по молитвам старцев иноков Пешношских все сотворено в угоду Сладчайшего Христа.
Век XIX ознаменовал событий череду.
Когда вольтерианцы всюду свой мир построить восхотели, сожгли Москву, и зерна вольнодумия принялись бросать в умы отсталых Русью и декабристов бравых в битвах, не духовных птах... Игумен Даниил (Кушнев).
Своим трудом и братьев ознаменовал период процветания, Богородицы цветника духовным ароматом славя.
Старчество начатое установил Господь.
Монастырь рос, поддержку святости епископ Филарет привнес.
Промылительно рукой Господской из Рословльских лесов монахов-исихазма уговорил придти и души их привез.
Браты Моисей, Антоний (Путиловы) стали сосудами борьбы, подвижниками Устава и молитвы. Братья сии с игуменом Даниилом и в силе Епископа свою на то дающий волю, возвели начатки будующего скита.
И место для него нашли как место бывшего монаха Ионикия, исихазма война.
Всего за год был храм по августу возведён в честь Собора Иоанна первого инока Предтечи. Устав Каневского монастыря положение как основа жития.
Вход воспрещен для женщин и мужчин без толку.
Пост строгий кроме Рождества, сплошных недель, Пасхи светлой, а управлять сей братией просили все Соборно из немногих на то достойного из старших, он же становился духовником.
Отцом для всех. В годину вольтерианственных свергателей с престола с трона царственного помазанника Бога, Иеромонах Моисей назначен настоятелем общины, а брат его Антоний скитоначальником при нём.
Ведь как бывает. У человека есть скелет, сосуды, голова и шея, руки, ноги..
Так и у монастыря скит стал опорой духовного жития.
Как шея, как сосуды тела, как кости и голова...
Аскеты батюшки, немые для мира, но духом слезы проливающие ночи, дни.
Труды во всем, аскеза с любовью старчество зажгли. Раны все зажили, запели молитвы и принесли сердца на покояние..
Лампада ли, нет, костер да на всю Россею. Подобное еще есть там, где лежит Саров. И батюшка еще живой наш Серафим, что с Богом... Святой Паисий Величковский, благодатью — молитвы Иисусовой зажегши, множество святых молчальников, молитвы исихазма. Начался этап третий мощного расцвета Тела духовного — трудно дело.. Но есть на то святая воля. Россия спелая пора, пора и сеять и с любовью жать умело... Зацвел цветник, и старчество при нём не угасало. Оптино для всех родным стало. Интелегенты, министры и сенаторы. Все были здесь ни раз. Толстой желал прощения, но не решился на покоянный брак.
Всё, что было далее, о каждом старые. Вы можете прочесть в имеющихся книгах. А я же с вами попрощаюсь. Пишите отзыв. Не плюй в колодец. Если не нраву.
Свидетельство о публикации №124103103376