нелюдь

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
…сказал мой чёрт: «Ну, как, старина, ну, как же мы порешим?
Подпишем союз, и айда в стремена, и ещё чуток погрешим!
И ты можешь лгать, и можешь блудить, и друзей предавать гуртом!
А то, что придётся потом платить, так ведь это ж, пойми, – потом!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но зато ты узнаешь, как сладок грех этой горькой порой седин.
И что счастье не в том, что один за всех, а в том, что все — как один!
И ты поймёшь, что нет над тобой суда, нет проклятия прошлых лет,
когда вместе со всеми ты скажешь — да! И вместе со всеми — нет!
И ты будешь волков на земле плодить, и учить их вилять хвостом!
А то, что придётся потом платить, так ведь это ж, пойми, – потом!

И что душа? — Прошлогодний снег! А глядишь – пронесёт и так!
В наш атомный век, в наш каменный век, на совесть цена пятак!
И кому оно нужно, это «добро», если всем дорога — в золу…
Так давай же, бери, старина, перо! И вот здесь распишись, «в углу».
Тут чёрт потрогал мизинцем бровь… И придвинул ко мне флакон.
И я спросил его: «Это КРОВЬ?» «Чернила», – ответил он…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
«ЧЕРНИЛА», – ответил он.
(Александр Галич "ЕЩЁ РАЗ О…")



разогрета печь докрасна —
алчет ад закусить человечиной,
душ загубленных ждёт она
нечисть славится бессердечием
нелюдь любит лелеять смерть,
ведь она для них — распрекрасная,
они жаждут на смерть смотреть, —
правда, сами давно безглазые

как сорняк разрасталась спесь, – 
зенки их от ду́ри повылезли,
но плевать, — демагоги здесь
зреют сущее мерзкой мыслию
они бродят всегда толпой,
в унисон ревут по-звериному,
каждый нелюдь бухой и злой
и кичится своей гордынею

всяк ослепший зело́ свиреп,
он пути устилает тёрнами
отнимать у старушек хлеб,
над детьми изгаляться, ёрничать —
то для не́людей сплошь восторг,
нет приятнее развлечения
как воинственен их напор!
никому не будет спасения

нелюдь души жрёт из корыт,
потешаясь над горем вдовушки, – 
он тогда развесёл и сыт,
когда вволю напьётся кровушки
а когда вы столкнётесь с ним,
бегство вас не спасёт от нечисти,
частоколом сплошным, глухим
защищённый бест обеспечите

может он не почует вас
или свалится в яму тёмную,
вас куснуть побольней стремясь,
но подавится глины комьями
не смотрите в провал глазниц, – 
не пытайтесь узреть там доброе
хочет нелюдь одно — казнить!
не таясь отправляйте в прорву их:

«ЧУР!»




* бест (полит., от перс. b;st) — право временной неприкосновенности; "сесть или засесть в бест" — укрыться в каком-н. недосягаемом, но не скрытом убежище
** прорва — яма в болоте, глубокая и бездонная; пропасть, бездна
 
Post scriptum:
       Сегодня, в ночь с 31 октября на 1 ноября, праотцы кельтских племён отмечали Новый год. Существовало предание, что в это время граница между миром живых и миром мёртвых размывается. Народ верил, что злые духи могут сбивать их с толку, морочить и причинять вред. Данный страх перед потусторонним миром, а также стремление защитить себя от возможных неприятностей, стал причиной возникновения традиции переодеваться во время празднования в яркие, смешные и устрашающие костюмы, притворяясь таким образом тёмными сущностями с целью обмануть их. Так и появился День всех святых, во всём мире он называется Хэллоуин. В древней Руси также верили, что злые духи постоянно вмешиваются в жизнь людей, строят козни, пугают и сбивают с пути праведного. Чтобы защитить себя от сил зла, призывали покровителя рода, а им у славян считался Чур (или Щур), отсюда, кстати, и слово «пращур» — предок. Славяне-язычники в угрожающих ситуациях обращались к своим предкам с просьбой о помощи и защите фразой — «Чур меня». Также это выражение употребляют, когда сильно пугаются, хотят отвести беду или сторонятся неприятного человека или события. Кстати, поэтому глагол «чураться» означает «избегать чего-либо, ограждать себя от чего-либо».

*  *  *
Что же молчали вы, светлые сосны и тёмные ели?
Эльфы и тролли в ту ночь подменили меня в колыбели.

Не окрестили — бросили в море, к Чёрному Змею.
Я и любить не умею и не любить не умею.

Белые вороны в небе — не то облака снеговые,
тысячу лет на свете живу, а такое впервые,

чтобы не углей на сердце ожог, не щипцов раскалённых, -
моря белёсого, неба далёкого, веток зелёных...

Тихие дети холмов, вам молитвы мои и проклятья.
Где моя родина? Кто мои прадеды? Кто мои братья?

Или и сами своей вы на свете не знаете роли?
Сосны и ели, боги и звери, эльфы и тролли...

(Елена Эфрос)

Фёдор Сваровский "В СТРАШНОМ КРАТЕРЕ"
(фрагмент стихотворения)

в страшном кратере
в этих воющих скалах
только пыль
только шипение
воздуха в дыхательном аппарате
горение фонарей вполнакала
и
бешеные псы в рваных скафандрах
и
низкая гравитация
уже не в радость

я не боюсь
но мне кажется
мы уже погибли...
. . . . . . . . . . . . . . .
он слышит
рядом что-то шуршит
как будто какие-то мыши
кровь продолжает течь
изо рта вырывается речь
он видит
смерть
не наступает
короче говоря, он дышит

кожей лица он чувствует
что вокруг
не минус 150
но тепло и сыро
он делает вдох
и говорит: respiro...
. . . . . . . . . . . . . . .


Рецензии