История Николая де Райлана

Газетные заметоки  за 1907–1908 годы информировали  о некоем Николае де Райлане (Nicolai de Raylan), жителе Чикаго и высокопоставленном сотруднике русского консульства, разведен, повторно женат, балагур, щеголь, всеобщий знакомец.


Осенью 1906 года Николай с личным врачом садится в поезд и отправляется в Аризону, чтобы подлечиться от туберкулеза: сухой теплый зимний воздух штата привлекает пациентов со всей страны. Состояние Николая тем не менее ухудшалось. Он суматошно инструктировал врача, что если скончается, нужно немедленно вызвать жену, только она должна готовить тело к погребению. Николай умирает в Финиксе накануне Рождества, 18 декабря 1906 года. Это не вызывает никакого особенного ажиотажа. Личный врач, безусловно, огорченный смертью совсем молодого, 33-летнего подопечного, отдает необходимые распоряжения: тело отвозят в местную похоронную контору. Жене усопшего в Чикаго улетает телеграмма. Ситуация уже вышла из-под контроля, но пока об этом никто не знает. Как только ритуальщики начали готовить тело, выяснился биологический пол умершего — женский. Главная улика, помимо самого тела, — искусно сделанный член, яички замшевые, набиты пухом.

Николай — русский транс-мужчина, родившийся в Одессе в 1872 году в скромной дворянской семье и начавший борьбу за себя и свою идентичность в Российской империи.

Его русское происхождение сыграло ключевую роль в масштабах тиражирования истории и нагромождении эпичных и по большей части вымышленных деталей вокруг его фигуры.

В американской историографии Николай достаточно известен.

 Пару лет назад местные активисты собрали деньги, привели в порядок его могилу и установили надгробную плиту.


Местные газеты задавались вопросом, как клерк умудрился накопить кругленькую сумму (почти 90 тысяч долларов в современном эквиваленте), как вообще «женщина» умудрилась получить столь ответственную работу (XIX век, у женщин по обе стороны Атлантики политических прав нет)

  В архивее , имеется статья о Николае, точнее Анне/Нине, в журнале «Исторический вестник» за 1917 год, летний номер. Автор — психиатр Владимир Николаевич Образцов (1873/79? — 1926). С 1904 года ассистент психиатрической клиники Новороссийского университета (здесь его диссертация), с 1908-го — приват-доцент, с 1912-го — профессор.


«Исторический вестник», том 149–150

Профессор начинает текст с джентльменских выпадов в адрес другой статьи, опубликованной писателем, мемуаристом, леваком Николаем Алексеевичем Виташевским (1857–1918) в этом же издании в 1915 году под названием «Разъяснение „маленькой исторической тайны“», которая мистифицировала историю Николая, представив ее в виде легенды и исказив примерно все факты и имена.


Статья Образцова на данный момент единственный источник на русском языке о жизни Николая до отъезда из России. Он рассказывает внешне непротиворечивую (но удивительную) историю, которая, разумеется, всё равно нуждается в проверке многочисленных фактов. Образцов — не случайный человек, к нему обратилась мать Николая — Серафима Петровна Терлецкая, дворянка, вдова. Она не просто рассказала свою историю Образцову, но снабдила его документами, выдержки из которых он опубликовал в тексте.


Образцов, человек академической выучки, опираясь на сведения, предоставленные матерью, и документы, которые она передала ему для публикации, рассказывает историю Николая, родившегося в 1872 году в Одессе в дворянской семье Анны и Мамерта Мамертовича Терлецкого, судебного чиновника. Назвали Анной, но в семье к девочке обращались по имени Нина (чудно;, но случалось в те времена, старая христианская традиция существования двух имен — по святкам, церковного и мирского). Образцов пишет: Серафима Петровна подробно и откровенно поведала о судьбе дочери. «А я лишь постарался зафиксировать сведения с максимальной точностью», — объясняет он, будто намекая на то, что историю, рассказанную Серафимой Терлецкой, нужно воспринимать критически.


Терлецкая рассказывает, что в детстве Нина казалась ей недостаточно физически активной. Как водится, в Петербурге мать отвела дочь к местному светилу. Его совет:
 Местный светила Быстров ,дал ей совет , изменитьее воспмиание."Оденьте Нину в костюм мальчиков .Не  стесняйте  е тело шнуровками и застёжками... Пустьона развивается как мальчик.Через пол года ,девочка преобразилсь , стала активнее , появился аппетит.Нина полюбила свои мальчишеские забавы.Когда ей исполнилось  7лет , мать решила ее переодеть  в одежду девочки.

Девочка не захотела менять гардероб. Нина играет с саблей и барабаном, дружит только с мальчиками. «Несмотря на эти странности, Нина была очень умной и доброй». В 8–9 лет, вспоминает Серафима, Нина впервые попыталась сбежать из дома. Нашли, вернули. В 10 поступает в гимназию. Косы свои ненавидит, прячет за воротник. Страдает. Мать вспоминает, как просыпалась ночью от шепота дочери, та горячо молилась, слов не разобрать, только «Господи, Господи».

«Но особенно поражала меня Нина своими горькими сожалениями о том, что она родилась девочкой, а не мальчиком. Бывало, сижу с ней в комнате, и вдруг, обратившись лицом к иконе, она с глубокой печалью говорит: „Боже, почему ты сделал меня девочкой, а не мальчиком“?».

Терлецкая винит себя, вспоминая, что, будучи беременной Ниной, мечтала о мальчике.


Мать ведет Нину к другим профессорам-светилам, они рекомендуют забрать ее из гимназии. Нина в итоге получает прекрасное домашнее образование. Языки, музыка. Для нее нанимают француженку-гувернантку. С этого момента события в жизни всех героинь истории убыстряются. Брат Серафимы предупреждает сестру, ссылаясь на Поля Бурже, о «любви двух женщин». Почти угадал. В мае 1891 года Нина убегает из дома в Петербурге; отец в это время в Уральске, принимает дела на новой работе. Мать получает от нее нежное прощальное письмо:
 "Мама ! Прости меня я тебя обманула.когда ты получишьэто письмо . меня не будет в живых. Я утомлена. Жизнь мне надоела.Не ищи меня. Уезжай к папе в Уральск.
люди , тебя не поймут и будут делать разные предположения и только этим огорчать.Молю тебя скорее уезжай Прости, прости , прости !"



Семья вне себя, городская полиция ищет Нину. Серафима Петровна уезжает в Уральск, чтобы сообщить мужу о случившемся, и получает сообщение из Москвы: Нина там, открыто судебное дело, Нина называет себя Владимиром и обратилась за консультацией к Федору Плевако (в тот момент он еще не приобрел славы одного из главных юристов пореформенной России). Серафима едет в Москву, встречается с судебным следователем Сахаровым, от которого узнает, что у Нины своего рода охранное письмо от… обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева.

Победоносцев вспоминает , что к нему пришла Нина , почти что ребёнок и просила  устоновть ее род.Несмотря,на то ,что она  одевается , как девушка, на самом делеона юноша, при том сынитальянскогопринца, отданный на воспитатние чужим людям,за очень большие деньги,для сокрытия, его действительного происхождения.

Победоносцев сперва не верит ни единому слову, полагая, что перед ним помешанная. Но Нина возвращается спустя год.

Через год Нина , опять посещет  Победоносцева в сопровождении другой левушки и сообщает ему о своих планх вступить  с ней в брак.Естьприпятствии- неустановленный род жениха.
После этого эпизода , она была отправлена в Москву, к Плевако , которыйдолжен был расследовать это дело.


Образцов, напомню, старается следовать рассказу единственной свидетельницы — С. П., Серафимы Петровны, приводя ее слова. Она едет в Москву, напав на след Владимира, он живет у Плевако, но к моменту ее приезда сбегает. Образцов приводит переписку Серафимы Петровны с судебным следователем, который вел дознание.
Далее  представляются длинные  судебные  документы, написанные с ятями, которые не копируются о прекращении дела


Образцов, как и многие другие эксперты того периода, уже не идет на поводу простых объяснений и соглашается, что в данном случае речь не о «душевной болезни»: «Такое состояние должно быть определено научно».


Но словаря для анализа случая у профессора еще нет. Больше Серафима Петровна дочь не видела. В 1907 году консул из Чикаго известил ее о смерти Нины/Владимира/Николая. Образцов приводит переписку Терлецкой-старшей с бароном Шлиппенбахом, из которой выясняется, что Николай поступил к нему на службу в 1894 году, предоставив рекомендации. По просьбе матери барон сжигает все документы Николая: письма, бумаги, дневник. Свидетельств обратному я не нашла. Как не нашла документов по делу Владимира/Николая в описях фонда Московского окружного суда за 1891–1892 годы в городском архиве на Калужской. В крохотном фонде Плевако тоже ничего.


Накопления Николая уходят его матери, а она, по тогдашней благородной традиции, отдает деньги одной из лечебниц, которая устроит «койку» имени Анны Терлецкой, «для таких несчастных, страдающих от туберкулеза, который безвременно скосил жизнь моей несчастной дочурки».



 в Москве вышла книга (416 с) Кирилла Финкельштейна: "В чужом теле. Тайна жизни Николая де Райлана", посвященная удивительной судьбе, обладавшего многими талантами российского трансгендера. В книге подробно рассказывается не только о жизненном пути Николая, но и об исторических событиях, в которых он принимал участие: Всемирной выставке в Чикаго, визитах в США великих князей и русских революционеров. Приобрести книгу можно в интернет-магазине ОЗОН.
Кирилл Финкельштейн


Рецензии