Троедольное познание - Знание, Любовь и Медитация

Троедольное познание: Знание, Любовь и Медитация (Ошо)

«То, что мы познаем умом, мы называем ЗНАНИЕМ.
То, что мы познаем сердцем, мы называем ЛЮБОВЬЮ.
То, что мы познаем всем своим существованием, мы называем МЕДИТАЦИЕЙ.»[1]


Знание и познание

Ты накопил фрагменты знаний из разных источников, возможно, стал большой энциклопедией. Однако суть не в этом. Особенно для тех, кто ищет истину, эти знания могут стать преградой, а не помощью на пути к познанию.

Важно выйти за пределы знаний. Когда у тебя нет никаких знаний, происходит познание. Познание – это твое качество, качество сознания, которое подобно зеркалу отражает всё, что есть.

Сознание отражает истину, которая всегда перед тобой, прямо перед носом. Но между сознанием и истиной стоит ум, который продолжает болтать. Истина прямо перед тобой, а ум продолжает отвлекать тебя своей болтовней, продолжает создавать иллюзии. И ты идешь на поводу у ума и упускаешь истину. Ум – серьезная промашка.[2]


Знание – информация, мудрость – трансформация

Вопрос: «Ошо, ты считаешь, что знания абсолютно бесполезны?»

Ошо: Знания могут быть полезны, они не абсолютно бесполезны. Однако по мере того, как ты углубляешься внутрь себя, их польза становится все менее значимой. Чем глубже ты погружаешься, тем менее полезными они становятся.

Если же ты обращаешь свой взор вовне, т.е. ориентирован на внешний мир и хочешь быть частью общества, то знания могут быть очень полезными. Мир уважает знающих людей, ему нужны эксперты. В разных сферах деятельности требуются компетентные и хорошо осведомленные люди.

Однако внутреннему миру это не нужно. Во внутреннем мире знания становятся преградой. То, что полезно во внешнем мире, становится барьером для внутреннего исследования. Знания служат мостом в мир, но препятствуют внутреннему познанию.

Всегда, когда я что-то говорю против знания, я имею в виду, что для пилигримов и исследователей своей субъективности они абсолютно бесполезны. В этом случае нужно нечто другое – не знания, а мудрость.

Знание – это информация, а мудрость – это трансформация. Знания заимствованы, мы получаем их извне, а мудрость – это то, что рождается внутри нас, наша собственная внутренняя трансформация. Знания удовлетворяют эго, а мудрость приходит только тогда, когда эго отброшено тотально и окончательно.[3]


[1] Ошо: Слова человека без слов
[2] Ср. Osho: And The Flowers Showered, Chapter 2 (oshogid.ru, перевод: Ananda)
[3] Ср. Оsho: Tao – The Golden Gate, Том 1, Глава 6 (oshogid.ru, перевод: Ananda)


Любовь

«Любовь – самое важное, что может случиться с мужчиной или женщиной между жизнью и смертью. У любви есть множество проявлений, и одно из них – медитация.»[4]


«Любовь пришла – мудрость ушла»?

Любовь не должна быть кому-то адресована. Любовь не должна быть ориентирована на другого человека. Любовь, ориентированная на другого, – ненастоящая; любовь в виде отношений – ненастоящая. Настоящая любовь – это состояние, в котором пребывает человек. Можно любить женщину, мужчину, своих детей, своих родителей; можно любить розы или другие цветы, можно любить тысячу и одну вещь – но это все отношения.

Учись быть любовью. Суть не в том, чтобы твоя любовь была кому-то адресована, а в том, чтобы просто быть любящим. Ты сидишь в одиночестве – но любовь все равно продолжает течь. Ты в полном одиночестве, покое – что ты можешь сделать? Это как с дыханием… Ты же не дышишь ради своей жены, ради своих детей – это не отношения. Ты просто дышишь – это жизнь. И подобно тому как дыхание – это жизнь для тела, любовь – это жизнь для души.

Человек – это просто любовь. И только тогда он знает, что любовь есть Бог.

Иисус говорит: «Бог есть любовь». А я говорю тебе: «Любовь есть Бог». Слова одни и те же, но смысл совсем другой. Иисус говорит: «Бог есть любовь». Тогда получается, что любовь – лишь одно из качеств Бога; он мудрый, всемогущий, он судья и много кто еще. И помимо всего этого, он также и любовь. Слова Иисуса были революционными для того времени, но не для наших дней.

Я говорю тебе: «Любовь есть Бог». Тогда речь не идет о Боге, у которого много других качеств. По сути, Бог исчезает – Богом становится сама любовь. Она реальна. А Бог – это имя, которые теологи дали чему-то, о чем сами не имеют представления. Никакого Бога нет, все сущее сделано из субстанции под названием «любовь».


Все хотят любить и быть любимыми. Почему? Говорят «любовь пришла – мудрость ушла». Это действительно так?

Любовь – это богопочитание, которое стремится к божественности. Любовь – это поэзия, которая рождается от радости жизни. Любовь – это песня, танец, празднование: песня благодарности, танец признательности, празднование безо всякой на то причины, ведь у нас есть невероятный дар, которым нас продолжают наделять, у нас есть целая вселенная, от пыли до божественного. Любовь – не то, что ты под ней подразумеваешь, поэтому у тебя и возник такой вопрос.

Ты спрашиваешь: «Почему все хотят любить и быть любимыми?» Потому что любовь – это высшая религия, величайшая религия. Любовь – это поиск божественности. Поначалу мы, конечно, ищем неосознанно, спотыкаемся, блуждаем впотьмах. Направление может быть неверным, но намерение абсолютно правильно.

Любовь – это не та обыденная вещь, которую ты за нее принимаешь; это не просто биологическое притяжение между мужчиной и женщиной. Оно, конечно, тоже присутствует, но это только начало, первый шаг. И даже на этом этапе, если заглянуть глубже, любовь – притяжение не между мужчиной и женщиной; это притяжение между мужской энергией и женской. Это не притяжение между А и Б; все гораздо таинственнее, даже в обычной любовной связи.

Вот почему никто не может дать определение любви. Люди пытались дать ей тысячи определений, но все без толку. Любовь не поддается, она остается неуловимой, она всегда в движении. Чем сильнее хочешь ее поймать, тем труднее становится это сделать, тем дальше она ускользает. Ты не можешь ее схватить, не можешь узнать, что именно она собой представляет. Ее невозможно контролировать. Любовь остается непознаваемой. А человек хочет знать, ведь знание дает власть. Ты бы хотел подчинить любовь своей власти, но это невозможно – любовь гораздо больше тебя. Ты не можешь ей завладеть, только она может завладеть тобой. Вот почему тем, кто хочет завладеть любовью, никогда не удается ничего о ней узнать.

Только те, у кого достаточно смелости – только игроки, готовые рискнуть всей своей жизнью и отдаться неведомой энергии – способны познать, что такое любовь.

Любовь – это первый шаг к божественности. Вот почему она кажется безумием тем, кто зациклен на своей голове, кто не понимает всей тайны любви, кто пытается постичь ее умом… Ее можно постичь только сердцем. Помни: все великое доступно сердцу. Сердце – это дверь ко всем великим, высшим жизненным ценностям, а голова – всего лишь полезный механизм, прибор, который может пригодиться на базаре, но совершенно бесполезен в храме. Любовь – это храм, а не базар. Когда загоняешь любовь на базар, она сводится к какому-то отвратительному сексу. Именно это сделали люди: вместо того чтобы поднимать любовь до уровня божественности, они свели ее к уродливой, животной похоти. И что странно, те же самые люди – священники, политики, пуритане – те, кто свел любовь к отвратительному явлению, выступают против секса, борются с ним. А ведь это они уничтожили силу с колоссальным потенциалом!

Любовь – это лотос, которого не видно в грязи. Лотос рождается в грязи, но ты же не осуждаешь его за это. Ты не называешь лотос грязным. Любовь рождается в сексе, затем в любви рождается богопочитание. А затем в богопочитании рождается божественность. Так человек воспаряет все выше и выше. Но священники и пуритане свели это явление к сексу. А когда любовь приравнивается к сексу, она становится отвратительной, и человек начинает чувствовать себя виноватым. Из-за этого чувства вины и родилась пословица «Любовь пришла – мудрость ушла».[5]


Ошо говорит: Я бы немного изменил это выражение. Я бы сказал: «Пришла любовь – пришла и мудрость».

Но все зависит от ракурса. Если ты смотришь на потенциал любви, на вершины, которых она может достичь, тогда она становится лестницей. Если же ты смотришь только на грязь и совершенно не видишь, что из этой грязи вырастет, – тогда, конечно, любовь выглядит чем-то омерзительным, и в тебе рождается сильная враждебность. Но быть враждебным к любви – это значит быть враждебным к божественности.

Если любовь сводится только к сексу, тогда, конечно, можно сказать: «Любовь пришла – мудрость ушла». Но зачем сводить ее к сексу? Почему бы не превратить неблагородный металл в золото? Почему бы не научиться алхимии любви? Именно этому я тебя учу. А священники, которые о любви ничего не знают – потому что сами никогда не любили и отвергли мир любви, – продолжают строить целые системы взглядов, направленные против нее.

Эти люди устанавливают правила, хотя сами в игру не играют. Священники диктовали свои правила много веков подряд. Во всем мире духовенство осуждало великий источник энергии – точнее, единственный источник. Но осудить его – это значит осудить и тебя; без него твоя жизнь станет бессмысленной. Если не позволять сексуальной энергии достигать естественных высот, твоя жизнь будет несчастной.

Любовь – это величайший дар бытия. Учись искусству любви, ее песне. Учись праздновать любовь. Это совершенно необходимо: подобно тому, как тело не может выжить без пищи, душа не может выжить без любви. Любовь – это пища для души, это начало всего великого. Это дверь в божественное.[6]


[4] Ошо: Сила любви
[5] Ср. Ошо: Сила любви
[6] Ср. Ошо: Сила любви

Подробнее на livelib.ru:


Медитация

Ошо говорит: Когда люди приходят ко мне и спрашивают: «Как медитировать?». Я говорю им: «Вам не нужно спрашивать, как медитировать, просто спросите, как оставаться незанятым.» Медитация случается спонтанно, это всё. Это вся хитрость медитации – как оставаться незанятым. Тогда ты не можешь ничего делать. И медитация будет расцветать.
 
Когда ты не делаешь ничего, энергия движется в центр, она будет погружаться в центр. Когда ты делаешь что-то, энергия движется наружу. Делание, это способ двигаться наружу. Не делать – это способ двигаться внутрь. Занятость является избеганием. Ты можешь читать Библию, ты можешь сделать это занятием. Нет разницы между религиозной занятостью и мирской занятостью – это всё занятость, и они помогают тебе цепляться за внешнюю сторону твоего существа. Они являются отговоркой, чтобы оставаться снаружи.
 
Человек невежественный и слепой, и он хочет оставаться невежественным и слепым, потому что погружение вовнутрь похоже на вхождение в хаос. И это так, внутри ты создал хаос. Тебе придется столкнуться с ним и пройти через него. Нужна смелость – смелость быть собой, и смелость двигаться внутрь. Я не встречал большего мужества, чем мужество быть медитативным.[7]


Тогда что такое медитация?

Медитация – это просто быть, наслаждаться твоим собственным присутствием,  медитация – это наслаждаться твоим собственным существом. Это очень просто – тотальное расслабленное состояние сознания, где ты ничего не делаешь. В момент появления делания ты становишься напряженным, тревога появляется немедленно. Как это сделать? Что делать? Как добиться успеха? Как не подвести? Ты уже переместился в будущее.
 
Если ты созерцаешь, что можешь ты созерцать? Как ты можешь созерцать непознанное? Как ты можешь созерцать непознаваемое? Ты можешь созерцать только известное. Ты можешь жевать его снова и снова, но это известное. Если ты знаешь что-нибудь об Иисусе, ты можешь размышлять снова и снова. Если ты знаешь что-нибудь о Кришне, ты можешь размышлять снова и снова. Ты можешь внести доработку, изменения, украсить – но это не будет вести тебя к неизвестному. А «Бог» – есть неизвестное.
 
Медитация – это просто быть, не делать ничего: ни движения, ни мысли, ни эмоции. Ты просто есть. И это чистое наслаждение. Откуда эта радость приходит, когда ты не делаешь ничего? Она приходит ниоткуда, или она приходит отовсюду. Она беспричинна, потому что существование делает вещи, называемые радостью. Она не нуждается в основании, в причине. Если ты несчастлив, у тебя есть причина быть несчастным, если ты счастлив, то ты просто счастлив – для этого нет причины. Твой ум старается найти причину, потому что он не может поверить в беспричинность, потому что он не может контролировать беспричинность – с беспричинностью ум просто становиться  бессильным. Поэтому уму приходиться находить те или иные причины.

Однако когда бы ты ни был счастлив, ты счастлив без причины вообще, когда бы ты ни был несчастен, у тебя есть причина быть несчастным – потому что счастье – это то, из чего ты сделан. Это твое истинное существо, это твое внутреннее ядро. Радость – это твое внутреннее ядро.[8]


С какого момента начинается медитация?

Медитация начинается, когда ты отделяешься от ума и становишься наблюдателем. Это только способ  отделения себя от чего-либо. Если ты ищешь свет, естественно одна вещь несомненна: ты не свет, ты тот, кто ищет его. Если ты наблюдаешь цветы, одна вещь несомненна: ты не цветок, ты наблюдатель.

Наблюдение является ключом к медитации.

Наблюдай свой ум.

Не делай ничего – не повторяй мантры, имя бога – просто наблюдай ум, чтобы не приходило. Не разрушай это, не препятствуй этому, не подавляй; не делай ничего вообще со своей стороны. Просто будь наблюдателем, и чудом наблюдения является медитация. По мере того, как ты наблюдаешь, ум становится пустым от мыслей, но ты не засыпаешь. Ты становишься более и более пробуждённым, более осознанным.

Как только ум становится абсолютно пустым, вся твоя энергия становится пламенем осознанности. Это пламя – результат медитации. Так что ты можешь сказать, что медитация – это другое название наблюдения, свидетельствования, восприимчивости – без какого-либо суждения, без оценки. Просто наблюдая, ты сразу же выходишь из ума.

И не важно, что там делает Махариши Махеш Йоги и другие люди, как он – это нормально, но они называют медитацией, то, что ею не является. Этим они вводят людей в заблуждение. Если бы они были искренними и настоящими и говорили людям, что это даст им: психическое здоровье, физическое здоровье, более спокойную жизнь, более мирное существование – это было бы правильно. Но как только они стали называть это «трансцендентальной медитацией» они придали чему-то совсем обычному высшее значение, которое она не может выполнить. Люди были в трансцендентальной медитации на протяжении многих лет, и на востоке на протяжении тысячи лет. Но это не становилось их самопознанием, и это не сделало их Гаутамами Буддами.

Если ты на самом деле хочешь понять, что такое медитация, Гаутама Будда является первым человеком, который подошел к её правильному, точному определению – это свидетельствование.[9]


Ошо уточняет: Медитация, о которой я говорю, не является медитацией на что-то: правильнее – это состояние медитации. Вот, что я имею в виду, когда говорю тебе о медитации как о состоянии. Медитация не означает помнить о чем-то. Медитация означает отбросить всё, что находится в памяти и прийти к состоянию, где остается только сознание, где остается только осознанность.

Если ты зажигаешь лампу и убираешь все предметы, окружающие её, лампа всё ещё дает свет. Таким же образом, если  из твоего сознания уйдут все объекты: все мысли, всё воображение, что произойдет? – останется только сознание. Это чистое состояние сознания является медитацией. Ты не медитируешь на кого-либо. Медитация это состояние, в котором остается только осознание.

Когда остаётся только осознание без объектов, это состояние называется медитацией. Я использую слово медитация в этом смысле.

То, что ты практикуешь, не является медитацией в реальном смысле, это только инициация её зарождения. Всё же, благодаря этому медитация будет случаться сама собою. Постарайся понять, что практикуемые тобой ночью упражнения с чакрами, и утренние упражнения с дыханием – всё это является дисциплиной, это не является медитацией. Благодаря этой дисциплине наступит момент, когда дыхание, кажется, исчезло. Благодаря этой дисциплине наступит момент, когда тело, будет казаться, исчезло, и мысли также исчезли. Что останется, когда все исчезнет? То, что остается – это медитация. Когда всё исчезнет, оставшееся и будет называться медитацией.[10]


Итак: Что такое медитация?

Медитация  – это состояние не-ума. Медитация – это состояние чистого сознания без содержания. Обычно, твое сознание слишком наполнено мусором, просто как зеркало, покрытое пылью. Ум является постоянным движением: движутся мысли, движутся желания, воспоминания движутся, движутся амбиции – это постоянное движение! Изо дня в день. Даже когда ты спишь, ум работает, это сны. Он все ещё думает. Он всё ещё волнуется и беспокоится. Он готовится к следующему дню, идет подпольная подготовка.

Это состояние не медитации – медитация прямо противоположна. Когда нет движения, и прекращается думанье, не двигаются мысли, не возникают желания, ты совершенно в молчании – эта тишина является медитацией. И в этой тишине познается истина, и никаким другим путем. Медитация – это состояние не-ума.

И ты не можешь найти медитацию с помощью ума, потому что ум будет сохранять себя. Ты можешь найти медитацию, только отложив ум в сторону, будучи хладнокровным, равнодушным, неотождествленным с умом, видишь, как ум проходит, но не отождествляешься с ним, не думаешь, что «я – это он».

Медитация – это осознанность, что «я – не ум». Когда осознанность идет глубже и глубже в тебе, медленно-медленно, наступают несколько моментов: моментов тишины, моментов чистого пространства, моментов прозрачности, моментов, когда ничего не шевелится в тебе и всё неподвижно. В эти тихие моменты ты будешь знать кто ты, и ты будешь знать, в чём тайна этого существования.[11]


Состояние медитации – это невинное, молчаливое состояние. Ты находишься в блаженной неосознанности своей осознанности. Ты есть, но ты совершенно расслаблен. Ты не в состоянии сна, ты полностью бдителен, более бдителен, чем когда-либо.

Точнее, ты и есть бдительность.[12]


Медитация – это техника, которую можно практиковать? Это усилия, которые ты должен предпринять? Это то, что может быть достигнуто с помощью ума?

Это не так. Всё, что ум может делать, это не быть в медитации – это что-то за пределами ума, ум абсолютно беспомощен здесь.

Ум не может постичь медитацию: там, где заканчивается ум, начинается медитация. Это нужно помнить, потому что в нашей жизни, что бы мы ни делали, мы используем ум. Независимо от того, чего мы достигаем, мы достигаем через ум. И затем, когда мы поворачиваемся внутрь, мы снова начинаем думать с точки зрения технологий, методов, событий, потому что опыт всей жизни показывает нам, что все может быть сделано умом.

Все делается с помощью ума, кроме медитации. Потому, что медитация не является достижением – это уже является твоей природой. Она ждет тебя – только развернись, и она доступна. Она содержалась в тебе всегда-всегда.

Медитация – это твоя внутренняя природа. Это ты, это твое внутреннее существо, она не имеет никакого отношения к твоему деланию. Ты не можешь иметь ее. Ты не можешь не иметь её. Она не может быть собственностью, это не вещь.

Это ты. Это твое существо.[13]


Ошо говорит: Когда я использую слова «внутреннее путешествие», я только имею в виду, что ты смотришь на один аспект путешествия в твоей жизни, называемый «внешним», а сейчас постарайся посмотреть на другой аспект путешествия, называемый «внутренним». Ты гонялся за деньгами, теперь гоняешься за медитацией. Ты гонялся за властью, сейчас гоняешься за Богом. Все это – беготня. В какой-то момент ты начнешь гоняться за медитацией, затем однажды я скажу: «Сейчас отбрось и медитацию тоже. Сейчас останови гонку. И когда ты остановишь гонку, настоящая медитация случится.»

Сидя в тишине, ничего не делая, приходит весна, и трава растет сама по себе.

Итак, медитация имеет два значения. Вот почему в Индии мы имеем два слова дхьяна (dhyana) и самадхи (samadhi). Дхьяна – значит временная медитация, случайная медитация; самадхи – значит, ты пришел домой, теперь медитация не нужна.

Когда даже медитация не нужна, человек находится в медитации так, как никогда прежде. Когда человек просто живет в медитации, гуляет в медитации, спит в медитации, когда медитация является просто одним из способов бытия, тогда человек достиг.[14]


[7] Ср. Osho: Just Like That, Talk #6
[8] Ср. Osho: Dang Dang Doko Dang, Talk #5
[9] Ср. Osho: The Invitation, Talk #21
[10] Ср. Osho: The Path of Meditation, Talk #6
[11] Ср. Osho: Philosophia Perennis, Vol. 2, Talk #5
[12] Ср. Osho: Walking in Zen, Sitting in Zen, Talk #1
[13] Ср. Osho: Ancient Music in the Pines, Talk #7
[14] Ср. Osho: The Wisdom of the Sands, Vol. 2,  Talk #3

Подробнее на www.osho.com:
https://www.osho.com/ru/read/osho/osho-on-topics/meditation


Итак: Является ли медитация необходимостью, или достаточно понимания?

Чжуан-цзы верит в понимание, а не в медитацию. И если ты говоришь, что ты должен медитировать, то это только потому, что понимание для тебя, как я чувствую, очень трудно. Медитация не приведет тебя к цели, – ни один метод не может привести тебя к цели. Не существует метода, техники. Медитация только поможет тебе понять, она не приведет тебя к истине, она только разрушит ум, и тогда, когда истина есть, ты можешь ее увидеть.[15]


[15] Ср. Ошо: Когда туфли не жмут. Беседы по историям даосского мистика Чжуан-цзы


Медитация не может быть просто частью твоей жизни. Ты не можешь иметь фрагментарную медитативную жизнь. Невозможно быть медитативным один час, а потом не медитативным двадцать три часа. Это абсолютно невозможно. Если ты так поступаешь, это значит, что твоя медитация фальшивая.

Медитация может быть либо любовным романом в двадцать четыре часа, либо ее вообще не может быть.

Она подобно дыханию: ты не можешь дышать один час, а потом не дышать двадцать три часа, ты умрешь. Ты должен продолжать дышать. Даже когда спишь, ты должен продолжать дышать. Даже в глубокой коме ты должен продолжать дышать.

Медитация – это дыхание души. Так же как дыхание – это жизнь тела, медитация – это жизнь души.

Люди, которые не осознают медитацию, духовно мертвы.[16]


[16] Ошо: Walking in Zen, Sitting in Zen, Chapter 1 (https://oshogid.com, перевод: Ананда)


Медитация – это просто мужество быть молчаливым и одиноким. Медленно, медленно, вы начинаете ощущать новое качество в себе, новую живость, новую красоту, новый интеллект, который ни у кого не заимствован и который растет внутри вас. Это уходит корнями в ваше существование.[17]


[17] Ошо: инет


Рецензии
Здравствуй Наташа! Благо дарю за познавательную статью и знакомство с медитацией! Расширяет глубину полёта и широту беспредельного!, что созвучно и моей душе. Добра и счастья в любовном полёте и новых познаний в нём....

Николай Виноградов 5   30.11.2025 19:09     Заявить о нарушении
Коля, как чудесно знать, что моя статья нашла отклик в твоей душе.

Для меня медитация не просто слово, а мой образ жизни. Я надеюсь, что и для тебя медитация станет ключом к расширению горизонтов – к полёту без границ, насыщенному ощущением бесконечности и внутренней свободы!

Пусть каждый взлёт наполняется любовью, светом и новыми открытиями, ведь истинное счастье – это именно тот бескрайний полёт души, где каждый момент наполнен гармонией и вдохновением.

Желаю тебе продолжать исследовать эти неведомые дали, ведь каждая новая вершина – это ещё один шаг к гармонии и пониманию себя и мира вокруг. Пусть любовь и доброта сопровождают твой путь, превращая каждое путешествие в незабываемое приключение!

Наталья Фаренбрух   03.12.2025 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.