Алексей Ванин и Владимир Высоцкий
Ванин родился 9 января 1925 года (по другим источникам – 13 февраля 1924 года, именно эта дата выбита на памятнике актеру) в поселке Благовещенском Ребрихинского района Алтайской губернии (ныне Благовещенский район Алтайского края). Путаницу с днями рождения он объяснял тем, что специально добавил себе год, чтоб быть призванным на фронт.
Алексей Захарович вспоминал: «У меня натуральный день рождения 9-го января, если Вы считаете, что я 25-го года. Это мать с отцом, когда я их взял в Москву, им уже по 85 лет было. Она сказала: «Леня… Леша, ты неправильно празднуешь день рождения, ты прибавил год!» Я даже забыл о том, что я бегал в военкомат – меня бы не брали <на фронт>. А я прибавил год, тогда я попал в Сталинскую Сибирско-добровольческую дивизию, в 42-м году. А раз прибавил, значит, я уже стал 24-го года 13-го февраля. Поэтому приходится вот это уже сейчас… по паспорту… Я пошел на фронт». («Владимир Высоцкий. Форум. Живая жизнь. Живое общение» vysotsky.bestforums.org, раздел «Биография», «Интервью Льва Черняка», 25 августа 2013 г., «Алексей Захарович Ванин».)
Да, Алексей Ванин – участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Воевал снайпером в составе Сталинской Сибирской дивизии, в артиллерии – разведчиком. Получил три ранения. После войны до демобилизации был армейским художником. В конце 1945-го, демобилизовавшись, работал директором Киселевского драматического театра (Кемеровская область). Мастер спорта Василий Иванович Анисимов, знаменитый борец-классик, довоенный чемпион Москвы, будучи спортивным инструктором горкома профсоюза угольщиков, заметил крепкого парня и предложил заняться спортом. Тот согласился и по вечерам, после работы, Алексей посещал тренировки. Надо сказать – не без успеха: вскоре Ванин стал чемпионом Киселевска, где тогда жил. Потом были добыты победы на борцовских первенствах Кемерова, Сибири, Москвы. Чемпионом страны Ванин не стал, но Алексей Захарович – двукратный серебряный (1956, 1959) и двукратный бронзовый призер (1955, 1961) чемпионатов СССР по классической борьбе.
В 1949 году Алексея Ванина приглашают в Москву, где он планировал заняться тренерской работой. Так и шла бы его размеренная спортивная и тренерская жизнь, если бы в 53-м не начались поиски актера на главную роль в фильме «Чемпион мира» (1954, реж. В. Гончуков). Из 33-х кандидатов выбор пал на Алексея. Так фронтовик и борец стал актером.
Не считая актерскую профессию главной, Ванин учился в Институте физической культуры, затем – в школе машинистов локомотивов, тем не менее продолжая сниматься в кино. Но в начале 60-х Алексей Захарович был арестован и осужден за контрабанду (взял с собой в служебную командировку в Венгрию 30 секундомеров для продажи). Отбыл в заключении полтора года, освобожден досрочно за примерное поведение. Был исключен из КПСС, уволен из ЦСКА. С 1962 года работал тренером в ДСО «Локомотив».
...Алексей Захарович пытался напомнить о себе на киностудиях. Но оказалось, что после осуждения его личное дело убрали в архив и больше снимать не планировали. Тренерская зарплата была мизерной, и, чтобы содержать семью, актеру только и оставалось по ночам разгружать вагоны на товарной станции.
«На большее Ванин рассчитывать не мог – с тюремным клеймом сложно было вернуться на прежние позиции. Хотя и мечтал он еще посниматься.
Здорово помог ему тогда Василий Шукшин. В конце 1950-х они вместе работали над фильмом «Золотой эшелон» (1959): у Шукшина была главная роль, у Ванина – эпизод. Оба с Алтая, мужики подружились. Другие режиссеры не торопились звать бывшего зэка в свои ленты, а Василий решил поддержать земляка. Специально для Ванина Шукшин придумал в ленте «Ваш сын и брат» (1966) роль циркового силача. Картина даже получила Госпремию.
Запомнился Алексей Ванин и в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Это его герой говорит: «Слушай, Доцент! Я тебе говорил, что я завязал?..» И спускает с лестницы «вора-рецидивиста» в исполнении Евгения Леонова... Крошечный, но такой яркий образ!» (Т. Уланова, «От тюрьмы и шести жен не отрекайся. Счастье и беды Алексея Ванина», «Аргументы и факты», № 37, 3 сентября 2023 г., глава «Я тебе говорил, что я завязал?»)
«Зрителям, да и ему самому больше всего запомнился маленький, однако очень смешной эпизод с Евгением Павловичем Леоновым – из комедии «Джентльмены удачи». Алексей Ванин рассказывает, как он попал в картину: "Пригласили меня в эпизод. Сказали, что буду сниматься с Евгением Леоновым, – кто же от такого откажется? Он приходит ко мне, я хватаю его за грудки: «Я ж говорил, что я завязал? Говорил, что, если придешь, с лестницы спущу?» – и спускаю его с лестницы. Когда Леонов узнал, что я борец, он ходил-ходил по площадке, где мы снимали, потом подходит ко мне: «Знаешь, я ведь... это... не борец. Ты уж, пожалуйста, брось меня так, чтобы, ну, там поосторожнее». Я чувствую, он перепугался. Говорю: «Жень, ты мой любимый актер, что ж я тебя буду бросать как борца? Немного подтолкну, а ты сам уже не стой. Сделай, чтобы все видели, что летишь кубарем». Он потом, когда отсняли этот эпизод, меня обнимал"». («Наш Карачев» – Информационный портал города и области karachev32.ru, 28 июня 2012 г., «Алексей Ванин дает интервью».)
«Затем Алексей сыграл брата главной героини Любы Байкаловой (Лидия Федосеева-Шукшина) в «Калине красной» (1974) Василия Макаровича. А чуть позже земляки встретились снова – на съемочной площадке фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975)». (Т. Уланова, «От тюрьмы и шести жен не отрекайся. Счастье и беды Алексея Ванина», «Аргументы и факты», № 37, 3 сентября 2023 г., глава «Я тебе говорил, что я завязал?»)
Действительно, на пути к народной славе актер пережил немало суровых испытаний, поэтому жизненная закалка у него была отменная. Ванин за свою актерскую карьеру редко играл в кино главные роли, но даже эпизоды в его исполнении – запомнились зрителям. Среди самых известных фильмов с участием Алексея Захаровича – уже упомянутые «Джентльмены удачи», «Калина красная», «Они сражались за Родину», а также «Вечный зов» (1973-83), «Агония» (1974), «Афоня» (1975), «Ты – мне, я – тебе!» (1977), «Позови меня в даль светлую» (1978), «Опасные друзья» (1979)... Всего же в активе актера – более 80 работ в кино.
С Владимиром Высоцким Алексей Ванин снялся в двух картинах. На съемках фильма режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» актеры и познакомились в 1960 году. Для Высоцкого, недавнего выпускника Школы-студии МХАТ, это была вторая роль в кино (шофер грузовика Софрон), для Ванина – седьмая (сыграл Пантелея, члена бригады монтажников Дробота, молодого отца).
У героев этой главы в картине роли хотя не главные, но на съемочной площадке вместе они оказывались и пересекались часто.
Писатель, журналист, биограф поэта Федор Раззаков в своей книге о нем цитирует выдержки из записей в рабочем журнале фильма (Архив Киностудии имени Горького), в котором зафиксированы все детали и нюансы кинопроизводственного процесса: «Первый съемочный день Высоцкого в фильме «Карьера Димы Горина» датирован 30 сентября (1960 г.). В тот день с 9 утра до половины пятого вечера снимали объект «просека» (середина фильма). В съемках приняли участие: Демьяненко, Высоцкий, Алиев, Ванин, Селезнев и др.
Съемки в Сколе (Западная Украина) продлятся до 25 октября, после чего группа вернется в столицу, чтобы продолжить работу в павильонах Киностудии имени Горького.
1 ноября в 11 утра Высоцкий приехал в парк Сокольники, где в Летнем театре была выстроена декорация «домик бригады». В тот день до семи вечера прошли репетиции предстоящих съемок. Они начались на следующий день в 10 утра и продлились до шести вечера. Снимали сцены, где Горин общается с бригадой (первая половина фильма). Снимались: Высоцкий, Демьяненко, Ванин, Селезнев, Алиев и др.
15 ноября продолжались съемки Нового года. Снимались Высоцкий, Демьяненко, Конюхова, Казаков, Алиев, Селезнев, Ванин, Жарова и др. Работа продлилась до 18.30.
10 января Высоцкий снимался в эпизоде «палатка» из конца фильма. Его партнерами были: Демьяненко, Селезнев, Алиев, Ванин и др. Работа длилась с 10.00 до 19.00.
В следующий раз на съемочную площадку «Горина» наш герой вернулся в свой день рождения 25 января. Волею судьбы ему в тот день пришлось ехать в Кунцево, где снимались натурные эпизоды из первой половины картины. Партнерами Высоцкого были: Демьяненко, Конюхова, Селезнев, Ванин, Жарова, Казаков, Ананьина и др.» (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий. "Я конечно вернусь"» (2005), часть первая «1938-1964».)
12 октября 1998 года высоцковед, биограф поэта Лев Черняк беседовал с актером Алексеем Ваниным по телефону. Из расшифровки беседы узнаем множество новых подробностей общения Алексея Захаровича с Владимиром Высоцким – не только на съемочной площадке картины.
«Лев Черняк: Ну, про фильм, как Вы туда попали, вообще. Как снималось, где снималось, как Вы попали туда?
Алексей Ванин: Ну, «как попал»? Я попал как – конкурс обычный: ну, того пробуют, другого пробуют. Ну, вот. У меня их 70 с лишним картин. Вот так. Я не ходил на студии, никуда ничего. Мне звонят, прихожу, читаю сценарий, и пробы – вот такие дела.
ЛЧ: А кем Вы были на тот момент?
АВ: Я был в сборной Союза вот по борьбе. Вот. В ЦСКА 12 лет. А потом мне предложили поехать в Венгрию. Ну, я вот ехал… ездил из Венгрии, и снимались в Карпатах. Вот. В Карпатах. На эту роль у него (В. Высоцкого, сыгравшего в картине шофера Софрона. – А. С.) было несколько человек.
ЛЧ: А кто, например?
АВ: Ну, был этот самый… первый, значит, его… уже в Москве от него отказались. Сейчас… кто ж такой был-то? Вот первого не помню, второго – Лева… Лева… сейчас скажу. Жив он, пока здоров, брат его умер. (Старший брат Льва актер Олег Борисов ушел из жизни в 1994 году. – А. С.) Сейчас… Борисов! Вот. Первого сняли за пьянку в Москве еще. Ну, тут еще снимали в павильоне и отказались.
ЛЧ: То есть, Высоцкого еще не было?
АВ: Пока не было. Взяли, значит, этого самого… Леву, значит, этого… Борисова. Приехали в Карпаты, там: Сколе, Стрый – вот эти вот населенные пункты. Вот. Там Виноградный, вот такое – это Западная Украина, в Карпатах. Вот. Ну, и он там запил.
ЛЧ: Борисов, да?
АВ: Борисова поймали там по пьянке, постригли его. Сейчас-то он лысый, естественно. (Актер Лев Борисов скончался в 2011 году. – А. С.) Там же и начальник милиции… ну, там же вся эта… мы ж там были! Ну вот, Леву посадили. Потом, значит… у нас был директор Марон Володя, купил ему билет, вот, взял, собрал чемодан, в ухо дал, и сказал: «В щ-щ-у!» Он заикался, когда волновался, говорит: «Если я теб-бя, бля, увижу здесь, я сам тебя утоплю!» Там речка у нас Ворскла была, что ли? Ну, и вдруг приезжает Высоцкий.
ЛЧ: А как, кто его вызвал, как он туда попал?
АВ: Ну, «как вызвал»? Ну, надо кого-то уже вызывать, мы уже должны снимать, там же бригада у нас была. Он приехал. Мы жили на этих… в квартирах. Это под… за Ужгородом, там, значит, в Сколе, в Стрые. Вот где – я не помню. Он приехал. Ну, мы ждем в школу его репетировать, туда-сюда. Ну, там такой текст был, значит, он должен говорить: «Если бы…» А там гнус был в тайге. Это мы ж тайгу снимали. В Карпатах. Нужно в Сибири снимать. Но поскольку в Сибирь далеко ехать и дорого, мы ее… ездили туда. У него такой текст: «Если бы, – говорит, – я выиграл 100000 по облигации, ну, 50 бы тыщ я оставил на домашние расходы, а на 50 тыщ я купил бы духи «Белые ночи», я бы всю тайгу бы таких гнусов, комаров – пшик-пшик-пшик!» Значит, на третьем «пшике» я должен наступить на него. На его те… на его текст. Ну, и продолжать диалог, монолог, там, т-т-т… ну, такой бригадный разговор вот. Ну, вот он три раза сказал, я пытаюсь вступить… чувствуем дальше: «Пшик-пшик!» На 13-ом «пшике» он падает на спину, ударяется головой, и пьяный! Он прие… он засосал (крепко напился. – А. С.) там… Ну, и разморило его в школе. Вот мы в школе репетировали. И всё, он захрапел, и (нрзб) кончилось. Вот мое первое знакомство.
<…>
Вот запоминающееся – когда мы у костра, вот это вот – обкатывали, значит, текст вот с Высоцким – вот я как Вам рассказал, когда он говорил, говорил, и: «Пшик, пшик, пшик!» – и упал, и больше… тут… но это у костра должны были снимать там это. Так оно по фильму-то у костра уже потом. Вот. Он уже говорит нормально. Но мы-то репетировали – это называется «укладка текста». Поскольку это не классика. Вот в классике, там как вот «А» и до «Б», и никаких разговоров, там текст говорится абсолютно точно! Ну, какие-то маленькие нюансы если есть, то это по этим… то ли, как назвать… по вине… если это плохо делается, это по вине режиссера или сценариста. Если это хорошо делается, это, значит, ну, заслуга, так сказать, режиссера совместно с этим, тот, кто пишет сценарий. Вот такие вот дела. Значит, укладка была в школе. И вот первое мое впечатление о Высоцком, когда он пришел… я ж думал: «Кого ж еще третьего-то взяли?» Ну, и вот приходит невысокого роста… ну, это ж в то время он молодой еще был. Это ж 59-ый год. Вот. И вот такая вот встреча. Ну, что делать, бывает такая встреча, бывает другая встреча. Другой раз подерутся люди, а потом друзьями становятся. Это жизнь, от нее никуда не денешься. Вот такие дела.
ЛЧ: А Высоцкий постоянно на съемках был или наездами?
АВ: Ну, тоже приезжал иногда, уезжал. Ну, там был он. Он был там, когда всё… я же уехал в Венгрию… я же в Венгрию как уехал в 59-ом году, вот оттуда я ездил сниматься. Это же снималось – 59-60-ый год. (Картина снималась в 1960-61 гг. – А. С.)
<…>
ЛЧ: А Высоцкий в тот период, когда снимались… снималась картина, как-то спортом занимался каким-нибудь?
АВ: Спортом? Спиртом занимался. Но не спортом. Вот. Выпивал он. Я почему и говорю, что одного – в Москве от него отказались, Леву вот из Сколе, значит, вышибли, и приехал третий – вот таким же образом. Ну, на съемках он не выпивал, естественно. Ну, выпивал он уже давно. Вот так вот примерно (нрзб).
ЛЧ: Вот у нас есть версия, что его Селезнев (актер Владимир Селезнев, исполнитель роли бригадира Геннадия Дробота в картине. – А. С.) притащил на картину. Ну, этот бригадир-то. Он что-то за ним ездил, уговаривал его сняться там.
АВ: Я не знаю, ездил ли он, не ездил. Ну, Селезнев, по-моему… ну, я не знаю, кто ему дал такой этот… тогда же снимали же… это же картину снял у-м-м-м… Довлатян. И Мирский был с ним, по-моему. Лева Мирский. Довлатян-Мирский. Так что мог кто-то из них поехать. Но почему там этот самый… бригадир… он бригадир, по-моему, в этой картине снялся, он больше нигде и не снимался.
<…>
ЛЧ: А вообще вот условия быта там? Как вы жили вот? Высоцкий тоже на частной квартире жил?
АВ: Ну, все мы жили на частной квартире.
ЛЧ: А в Риге Вы были?
АВ: И в Риге был.
ЛЧ: А там где, как, чего?
АВ: А там в гостинице жили. Там в гостинице. И там снимали какие-то определенные, значит, сцены. Я не помню, то ли был, то ли нет Высоцкий там. Потому что мог и не быть там. Потому что у него ж одна сцена. Ну, помните, когда он на машине с Конюховой? (Татьяной, в картине – возлюбленная Димы Горина (А. Демьяненко), бригадир Галя Березка. – А. С.) Но я его… помню, я его тащил это самое… на высотка… на высотный же столб. Там по 38 метров. Опора называется. Но она-то обесточенная была. Но чтоб его снять, надо ж хоть чуть-чуть подняться. Он боялся высоты. Но это естественно: человек, который выпивает, и уже прилично выпивает…
ЛЧ: А с Высоцким что произошло, с высоткой?
АВ: Ну, с Высоцким… надо ему подняться было, хотя бы… ну, хоть вот до первой этой самой вот, где там провода, ты понимаешь? Но он боялся. И я его цеплял, значит, ремень такой… Ну, знаете, с цепью.
ЛЧ: Да, обычный ремень.
АВ: Я его захватывал. Ну, поскольку я тогда был в сборной Союза, я был… у меня 90 килограмм вес, такого настоящего веса. И зацепил и тащил. Он орал, конечно! (Смеется.) Я его затаскивал туда…
ЛЧ: В смысле, вверх затаскивали, да?
АВ: Ну, конечно, вверх. Я туда лез, и он за мной. Значит, орал, цеплялся… ну, как вот, знаешь, вот когда котенка или, знаешь, собачонка бросаешь в речку – он орет же там! (Смеется.) Цепляется там вот так вот. Вот такая картина была. (Смеется.) Ну, затаскивал его, потом уже привязывал его за эту… у него ж тоже ремень был с цепью. И там кое-как вот снимали.
ЛЧ: Да. А машину он сам водил?
АВ: Машину, по-моему, он сам водил. Мне так кажется, вроде сам водил. Да, да, да. Мне кажется, сам водил он машины.
ЛЧ: А с кем он вот, скажем, из этой съемочной группы подружился так особо?
АВ: Да я даже не помню там… вот честное слово, из ребят… ну, если халявщики какие-то только возле него были. А так, порядочного я не видел, кто б… халявщики везде в группе же были, на халяву выпить, понимаешь? Вот такие могли быть. Но я никогда не заинтересован был. И никогда бы в жизни об этом-то не рассказал, если б Вы меня вот уже, значит, не изнасиловали вот третьим разом (нрзб) звонить. Вот таким образом. (Смеется.)
ЛЧ: А вот у Вас были с ним совместные пути следования куда-то, из Риги, там, в Ужгород, или в Москву?
АВ: Ну, мы ехали… ехали в поезде, конечно. Ну, парень он, конечно, шебутной, он такой…
ЛЧ: А куда вы еще переезжали вот по съемкам?
АВ: Вот мы… Вы мне напомнили Ригу… Да, я вспомнил, что, да, мы были в Риге – это я еще помню, так сказать, какие-то моменты там… А так-то, собственно, там в павильоне съемки были. Ничего такого незапоминающегося нет. Вот.
ЛЧ: А еще где Вы с ним… во Львове были Вы?
АВ: А что там снималось, во Львове? Ну, там – не знаю. Была группа. А что ж мы там снимали? А что ж во Львове мы снимали? Я не помню уже, честно говоря. Во Львове – не помню, что ж мы могли во Львове снимать-то? А не что, а, короче, а какие сцены-то, я никак не могу понять?! Какие же сцены во Львове-то снимали? Нет, по-моему! Вот не могу вспомнить – вот это вот… «Карьера Димы Горина» во Львове не помню. Какие сцены может быть? Я мог и не быть. Это Демьяненко, может быть, или кто-то еще, но… но мы… вот я точно знаю, что в Риге-то мы, потому что в Москве не было павильонов свободных – мы туда уехали, в Ригу. Вот теперь я точно начинаю вспоминать. А вот в основном мы снимали… под Звенигородом мы еще снимали. Под Звенигородом. Вот мы жили в Звенигороде тоже на частных квартирах. Я до сих…
ЛЧ: И Высоцкий тоже там жил, да?
АВ: Ну, а как же! Все там были. Вот это я помню.
ЛЧ: А Вы вот Вы говорите, переезжали. Вспомните какие-то конкретные поездки с ним, чтоб вместе были! В Москву или в Ужгород или в Ригу, куда?
АВ: Ну, просто, ей-Богу, тебе вот скажу, сниматься – я помню. Вот этот момент я рассказал. Потом мы под Звенигородом, когда там уже пилили – вот я там с пилой с этой. Там еще паренек вот этот молодой там играл, он потом какой-то режиссер стал, по-моему, в Эстонии на телеке. Такой курносый, такой улыбчивый парень. Я забыл его фамилию уже. (Речь, вероятно, о латвийском актере Рихарде Цериньше, снявшемся в эпизоде фильма. – А. С.) На фотографиях-то они у меня есть все. Они ж у меня… я тогда фотографировал.
ЛЧ: А, Вы фотографировали тогда?
АВ: Ну, конечно.
ЛЧ: И фотографии целы у Вас эти?
АВ: Нет, ну, у меня Высоцкого нету, а вот вся бригада есть. А Высоцкого нет, потому что он приехал, уезжал, и почему-то я его даже не сфотографировал. Вот. Вот такая вот штука. Ну вот. А вот такая сцена там еще была, когда вот деньги мне на это самое… у меня жена из роддома… там в роддоме была, сына родила там – по кино-то. Ну, они собирали деньги, и там один, значит, у нас бригадник, такой толстомордый. Забыл… его Женя звать, я забыл фамилию. (Речь об актере Евгении Кудряшёве. – А. С.)
ЛЧ: Это который убежал, удрал потом в деревню, да?
АВ: Да, да, да. Я забыл его фамилию. Хороший актер. Вот он ушел. Он какой-то немножко странный был, такой, по-моему, шизофреник. Очень хороший, мне казалось. Он не в одной картине снялся, он еще снимался с Бондарчуком там где-то, так сказать, вот его там придушили потом, он предателя играл (фильм реж. С. Бондарчука «Судьба человека» (1959) по одноименному рассказу М. Шолохова. Кудряшеёв в этой картине – пленный предатель Крыжнёв. – А. С.). Хороший он актер. А потом пропал он, пропал как-то. Пропал, и ни одной картины. (Актер ушел из жизни в 1980 году. – А. С.) Но он очень хороший. Вот это вот – мы, значит, он не дал деньги, и там вот так вот – это мы снимались вместе. Ну, и Высоцкий подбежал, как я там, меня-то звать, Илюха или я как-то… Петро, там, – я не помню. И чего-то такое, меня в спину: «Ну, давай! Давай, давай!» – там чего-то такое. «Ну, вот догадайся!» Ну, что-то вот такая. Ну, Вы картину-то, наверно, смотрели «Карьера Димы Горина»?
ЛЧ: А, когда телеграмму он принес?
АВ: Да, да. Вот.
ЛЧ: Но он подтолкнул так немного.
АВ: «Пляши!» – там туда-то чего-то. Ну, вот потом еще там, когда я… бригадир приехал, значит, деньги получил, и мы там пришли: «Ну, угадайте, кого я привез?» Он Демьяненко привез. А мы в общежитии жили же. Ну вот. Ну, я говорю: «Наверно, Шульженко Клавдию?» Ну, там кто что говорит. Ну вот. Оказалось, это Демьяненко приехал, он за деньгами. Ну, такая картина-то хорошая, так, в общем-то, неплохая. Из картины можно кое-что там взять, и фотографии можно сделать. Это ж студия Горького. Вот. Это надо с Марком Волоцким (инициалы художника, работавшего в картине, – Марк Горелик. – А. С.) – вообще, он мог бы Вам достать и картины, и узнать, кто художник там была, фотограф, и… можно. Фотографии, наверно, достать. Это Марк Волоцкий. Хороший парень. Мы с ним… (Пауза в записи.) В любом деле, по любому вопросу.
ЛЧ: А вот на съемках у Высоцкого там какие-то романы были с кем-то, не помните?
АВ: Да нет, там некогда романы заводить. Это же не театр, это ж кино! Какие там романы? Тем более, мы это самое… никогда не заводим романа с нашими с этими… ну, кто в кино снимается.
ЛЧ: Вы мне еще рассказывали про историю этой записки, которую (нрзб)…
АВ: Ну, записка – это когда прислали тут, когда премьера была. Премьера без меня здесь была. Ну, на этом самом… э-х-х… ну, пригласительный билет на премьеру. В Москве. Тут все, так сказать, они и расписались. Вот. Ну, и приложение было еще к этому… вот, как сказать, вот этому пригласительному, записка от Выс… от Володи Высоцкого: «Леха, держись! Я стал заниматься борьбой!» – вот все, что было написано. А я ж был в сборной Союза, я Мастер спорта СССР был. Вот. Тогда, в то время. А сейчас-то я Заслуженный мастер и Заслуженный артист России. Вот в этом году я Заслуженный артист России получил, когда уже имея 74 картины за плечами. Вот. А тогда просто Мастер спорта СССР я был. Вот.
ЛЧ: А когда это было, вот записку они Вам послали, в каком году это, если не секрет?
АВ: Это было в 60-ом или в 61-ом. Когда было… это надо просто посмотреть, когда эта…
ЛЧ: А куда Вам ее послали?
АВ: В Венгрии я ж был.
ЛЧ: Вы, кстати, что-нибудь знаете о премьере, вот на которую они Вас приглашали? Ну, вот премьера фильма была. Что Вы об этом знаете?
АВ: Ну, приглашали. Но никак они не могли пригласить, потому что я был в Венгрии уже. Так что не при… но когда приехала, по-моему, даже эта самая подруга Марона жены, она была в Москве, она московская же сама-то, она просто замужем за венгром. Ну, венгр – офицер, он тоже мог ездить в Москву, приезжать-уезжать. Они были на премьере, ну, и все узнали, что они едут в Венгрию и что я у них живу, и они мне прислали вот эту программу, с росписью все, ну, и записка была такая, маленькая-маленькая записочка от Высоцкого. Я поищу. Вот если вот сейчас. Позвоните, Вы знаете, в конце месяца. В конце месяца».
Комментарий Льва Черняка: «В июне 2010-го года я связался с Алексеем Захаровичем и напомнил ему о его обещании поискать записку от ВВ, на что он ответил так: «Я не шлюха, чтобы мне оставляли записки!» Были попытки связаться с ним еще раз уже в 2012-ом – тщетно». («Владимир Высоцкий. Форум. Живая жизнь. Живое общение» vysotsky.bestforums.org, раздел «Биография», «Интервью Льва Черняка», 25 августа 2013 г., «Алексей Захарович Ванин».)
Воспоминаниями о своей работе в картине Алексей Захарович поделился также в одном из последних интервью. В рассказе Ванин упомянул и о своем коллеге:
«– Высоцкий тогда пел и не хрипел вовсе. Притом уже много лет спустя я работал в Венгрии и там радио слушал, объявляют – Высоцкий, но голос совсем другой. Я даже не сразу понял, что это тот Володя, с которым мы вместе снимались. Видимо, он поймал моду зарубежную, за границей тогда негры так пели с хрипотцой.
Этот фильм про мои родные края! Я ведь родом с Алтайского края, с поселка Благовещенка, а в школе учился в той самой Мосихе. Помните, в фильме есть фраза про Мосиху, что там есть такие перины, как ляжешь, так и не встанешь! Это я подсказал режиссерам эти слова. Правда, съемки проходили отнюдь не в тех местах. Тогда тянули линии электропередач в Карпатах, вот туда мы, киношники, и отправились. Учились у настоящих монтажников, как они на большую высоту лазают, спускаются. Страшно, жуть! Есть такой эпизод, когда Саша Демьяненко и Таня Конюхова поднимаются по проводу над пропастью и идут навстречу друг другу. Их поднимали при помощи подъемного крана, пристегнув страховочной цепью. Саша потом говорил, что все равно здорово испугался, у него даже руки дрожали и он очки выронил. А без них вообще ничего не видел.
– А как вы попали в этот фильм – вы же не актер?
– Я пришел с фронта и стал заниматься борьбой. На всесоюзных соревнованиях в Минске занял второе место. В 1954 году кинематографисты искали актера на главную роль в фильме «Чемпион мира». И я отправился на пробы. Претендовало больше 30 человек, и спортсмены, и люди с актерским образованием. Но выбрали меня. После этого фильма меня уже знали в киношных кругах. И позвали в «Карьеру Димы Горина», я ж крепкий здоровый парень! Такие нужны были на экране.
– Ни у кого романов на съемочной площадке не случилось?
– Нет. Я тогда был женат. Саша Демьяненко только женился. У него такая любовь с супругой была! Она за ним ездила на все съемки. В свободные минуты они сидели, за ручки держались». (Н. Дунаева, «Высоцкий боялся интима с Конюховой», «SPEED-ИНФО», № 1, январь 2009 г., глава «В кадре дрожали руки».)
Большой интерес как для исследователей творчества актеров, так и для зрителей представляют воспоминания Николая Казакова, также снимавшегося в картине (роль члена бригады Дробота): «По сюжету мы там строили высоковольтную линию электропередач. И как-то режиссеры фильма говорят нам, мол, ребята, надо бы залезть на траверсы, где ролики висят, а то – всё дублеры, да дублеры. (А опоры эти высотой 42 метра, да еще в горах стоят.) И пообещали заплатить нам тогда по 40 рублей. Дали нам монтажные пояса, и мы полезли... Я помню, осилил метров семь. Как глянул вниз, – так и остановился. А на самый верх забрались лишь артист и спортсмен Алексей Ванин и Высоцкий». (Журнал «Горизонт» (г. Тула), специальный выпуск № 2, 1998 г.)
Еще один рассказ – журналистский: «Обычно Высоцкий дублеров не требовал. Даже на опору ЛЭП (линия электропередачи) забрался сам! В тот день дублеры-монтажники опаздывали, и режиссеры пообещали премию тем артистам, которые отважатся подняться на высоту 42 м. Большинство, включая Александра Демьяненко, не осилили и половины пути. До верха добрались только двое: Алексей Ванин и Владимир Высоцкий. Наверху свистел ветер, обоим было не по себе. Высоцкий, глянув вниз, крикнул, что с опоры его теперь снимет только аварийная машина. Но тут подоспели монтажники и показали актерам, как надо спускаться». (Интернет-сайт журнала «ТелеНеделя» tele.ru, 20 февраля 2012 г., А. Мигодин, «Высоцкий спасал Удовиченко от похмелья дефицитным чаем», глава «У меня гитара есть – расступитесь стены!», «"Карьера Димы Горина", 1961».)
По всей видимости Алексей Захарович и Володя в период работы над картиной не только нашли общий язык – и человеческий, и профессиональный, но еще и подружились. Американский высоцковед, биограф поэта Марк Цыбульский пишет: «Как вспоминала Т. Конюхова (в фильме – бригадир Галя Березка) (фонограмма беседы от 5. 12. 2009 г.) именно с А. Ваниным общался Высоцкий на тех съемках больше других». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, М. Цыбульский, «На съемках "Карьеры Димы Горина"» (2009).)
Действительно, «больше всех на съемках фильма Владимир Высоцкий общался с Алексеем Ваниным.
Ванин рассказывал ему о войне, учил его приемам борьбы, вечерами они частенько сидели вдвоем, им было о чем поговорить». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Рио-Рита», 6 декабря 2021 г., «Почему Владимир Высоцкий не мог приставать к Татьяне Конюховой в своем первом фильме».)
В интервью тому же Марку (фонограмма беседы от 5. 12. 2009 г.) Алексей Захарович рассказал: «С Володей мы много были вместе на тех съемках. Он читал нам стихи, песни пел, а мы ему подпевали. Я ему некоторые приемы борьбы показывал. На вышки эти все поднимались, не только мы с Володей. Сначала они побаивались. Ну, они молодые ребята, я-то постарше ведь был. Кроме того, я трудовой человек, с Алтайского края, так что я все это уже проходил. А молодым некоторым надо было помогать, учить их, как подняться на вышку. Потом учить, как по тросам этим ходить. Тогда они, правда, под напряжением не были, но пройтись по тросам – это очень непросто. Однако мы это всё делали.
Володя расспрашивал меня о войне. Я был снайпером, получил Красную Звезду (орден), потом – Отечественную войну первой и второй степени (ордена), медаль «За отвагу», три раза ранен был.
Когда перерывы в съемках были, мы все ездили в Чоп. То техники какой-то не было, то еще что-нибудь – тут мы и уезжали.
Что я могу сказать о Володе? Прекрасный парень, труженик большой». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, М. Цыбульский, «На съемках "Карьеры Димы Горина"» (2009).)
А что рассказывал сам Владимир Семенович о своем участии и своей роли в фильме? На сохранившейся фонограмме выступления барда 22 сентября 1971 года в Киеве (Украина) на Домостроительном комбинате ДСК-3 в одной из пауз между исполнением песен Высоцкий поведал слушателям: «В фильме «Карьера Димы Горина» <...> у нас был такой смешной эпизод: мы должны были по горной реке против течения перебегать на ту сторону. Там приехала жена одного из этих монтажников-высотников, которых мы играли – с ребенком. Ну и вот. Снимали. <...> Первый дубль – пробежали, второй – так, тоже как-то, значит... Третий – уже труднее: вода холодная, горная река, ноябрь-месяц (на самом деле съемки эпизода проходили в октябре. – А. С.), в полной одежде. Не очень приятно. Потом уже сил никаких нет. Я пристроился в кильватер, так сказать... Леши Ванина. Такой был... Он играл в «Чемпионе мира», борец, – чтобы он рассекал волны. Ну вот, в общем, кто как мог. И мы обессилели, замерзли безумно. Принесли спирт, значит, протирать – растирать... Вот. Так что мы сразу же сказали, что мы еще хотим прыгать в воду после этого... Вот такие приятные минуты были во время съемок».
Лирическая комедия «Карьера Димы Горина» вышла на экраны 8 мая 1961 года. И хотя фильм был обласкан прессой и критикой, большого зрительского ажиотажа он не вызвал.
Следующий раз кинематографическая судьба свела героев главы 14 лет спустя. Летом 1974-го режиссер Михаил Швейцер затеял съемки двухсерийной картины «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975) по сценарию советского писателя Леонида Леонова. Фильм снят в реалиях 70-х годов и повествует о жизни и развлечениях, читай – бездуховности в «современную капиталистическую эпоху»... В общем, скучная и нудная идеологическая дрянь. У Владимира Высоцкого здесь эпизодическая роль – уличный певец Билл Сиггер (к фильму поэт сочинил девять прекрасных баллад (одна из них – знаменитая «Баллада об уходе в рай»)), но в окончательный монтаж вошли лишь... полторы). У Алексея Ванина тоже эпизод – господин в Сенате. Вместе в кадре в этой картине артисты не пересекаются.
Фильм получился крайне неудачным: картину «катали» по провинциальным кинозалам страны, но ажиотажа у зрителей она не вызвала. Газета «Советский Крым» в номере от 16 мая 1976 года публикует анонс для жителей и гостей курортного полуострова: «С 17 мая в кинотеатре «Сатурн» (г. Ялта) смотрите новый цветной широкоформатный художественный фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (две серии).
В главных ролях: Д. Банионис, Ж. Болотова, А. Степанова, Б. Бабочкин, А. Демидова, В. Высоцкий, Л. Куравлев и др. Производство Киностудии «Мосфильм».
Начало: в 10, 14.20, 17.10, 20 часов».
В прокат фильм вышел 15 декабря 1975-го. А через два года ее создатели и некоторые актеры, принимавшие участие в съемках картины, были удостоены Государственной премии. Персонально лауреатами стали сценарист Леонов, режиссер Швейцер, оператор Фатхулин, художник Шенгелия, актеры Банионис, Болотова, Бабочкин, Степанова, Демидова. Как видим, фамилии Высоцкого и Ванина в списке награжденных отсутствуют.
После совместных работ в кино у актеров случилось лишь несколько случайных, мимолетных встреч.
«Лев Черняк: А Вы с Высоцким только на картине встречались или еще после когда-то?
Алексей Ванин: Ну, я встречался в Москве, когда в этом… иногда был в Театре на Таганке. Ну, когда-то встречался я и на киностудии. Ну, таких у нас не было отношений близких. На студии Горького. Он приходил, то есть, по какой-то другой, возможно, картине. Ну, встречались – привет-привет – вот только и всего. На «Мосфильме». Ну, конечно, встречи были, естественно. Ну, таких у нас не было отношений близких.
ЛЧ: А так, компании вот общие какие-то?
АВ: Вот в компании я не был в его.
ЛЧ: Только на съемках, да?
АВ: Только на съемках. Я, откровенно говоря, был тогда в сборной Союза, я не выпивал до 40 лет.
ЛЧ: А Высоцкий с Вами какие-то разговоры о спорте вел, что вот хотел бы заниматься, туда-сюда?
АВ: Да нет, нет, такого не было. Потому что он, по-моему, увлечен был искусством, кино, играл на гитаре, театр – его больше увлекало.
ЛЧ: Ваши вот личные отношения с Высоцким как можно расценивать, дружеские, товарищеские?
АВ: Ну, я скажу, ну, обыкновенные, нормальные. Я считаю, это талантливый человек в смысле каком – как актер. Как актер. Теперь, как я понимаю, он мог дружить с людьми, не предать. Не предать, понимаете? Не так, как Золотухин примерно. Вот Золотухин, я считаю, это проститутка. Он же знал, что я земляк его алтайский, но был когда вот я в театре у них… ну, если Высоцкий проходил… там у них такая была сцена, когда они идут среди зрителей, да? Ну, в фойе там, туда-сюда… начинается уже театр из фойе, когда ещё люди даже не заняли место… Уже оттуда театр начинается. И у них такие какие-то это самое… ну, он уже видит: «Я… привет-привет!» Там приглашал на выступления. Ну, мне некогда тоже было, я же ведь еще и снимался.
ЛЧ: На концерты хотел пригласить?
АВ: Ну, конечно, приглашал, говорил, там, значит, вот, и…
ЛЧ: А куда, Вы не помните?
АВ: Да не помню вот, ну, не помню. Его концерт там где-то вот то ли в Институте Курчатова, то ли где-то вот там вот, понимаете? Вот. Ну, я не смог, потому что у меня и спорт, и я тренером работал, и еще я снимал себя с отрывом от производства. У меня много… да я еще рисую!
И тем более, я говорю, и Володя – он приглашал меня в театр, где он будет выступать. Но не было времени». («Владимир Высоцкий. Форум. Живая жизнь. Живое общение» vysotsky.bestforums.org, раздел «Биография», «Интервью Льва Черняка», 25 августа 2013 г., «Алексей Захарович Ванин».)
Алексей Захарович имел свое, субъективное мнение о песенном творчестве Владимира Высоцкого, даже, скорее, о его голосе и вокальных данных: «Могу тебе просто сказать, что как поет, бля… Я же уехал в Венгрию… я же в Венгрию как уехал в 59-ом году, вот оттуда я ездил сниматься. Эти 2 года, пока я там в Венгрии жил, я услышал, что это Высоцкий… Высоцкий поет. Но я же не слышал, чтоб у нас он… он пел там, на гитаре играл. Но пел там: «Есть вода, есть семечки каленые… а кому лимон…» – такая блатная песня. Ещё какие-то такие. Но обыкновенным голосом. Он же ничего вроде не сочинял. И его-то репертуара я никогда не слышал. Потом вдруг и «Скалолазку» слышал, там, «и не бык, и не як», и так… ну, и таким голосом (дырка в записи) понимаю, да. Песню можно, первое – спеть, проговорить и проорать. Я ему говорю… и мне нравится, когда поют песни. Ну, а раньше, если взять, я не понимал, как… что такое поет там Бернес или Выс… там, или этот… Утесов. Это всё – хрипота и разговоры. Пели – Виноградов пел, пел, значит, Козин, и, значит, ну, я могу сейчас очень много перечислить, которые пели. Знаете, это все я Вам расскажу про песню называется, когда он не поет, а говорит. Ну, а вот примерно так, что Высоцкий орал, как пьяный мужик! И поэтому мне это не нравится. Я всегда выключал радио. И до сих пор это пение мне не нравится. Вот все, что я могу сказать.
<…>
Я ведь это же почему вот рассказал, что мне не нравится это его пение – это мое лично. Потому что я воспринимаю песни… я ж уже закваски-то старой!
<…>
Я считаю, это талантливый человек в смысле каком – как актер. Как актер. То, что пропеть даже все эти песни, ну, и взять даже себе еще аккомпанировать, как бы там не аккомпанировать… ну, теперь, конечно, ее всё перекладывают на джазовую музыку, всё его пение. Ну, раньше-то он пел под гитару же. Всё это – надо быть… неталантливому человеку это все не под силу. Поняли? Вот.
<…>
Я даже не мог… я мог бы ему это все, что тебе, сказать, что мне вот это не нравится, допустим. Но это дух времени, он мог меня и переубедить. Но я не мог с ним разговарива… поговорить на эту тему, вот сказать, что не надо, что ты стал хрипеть – вот это вот. Понимаешь, пел-то нормально, мне нравилось, как он пел. Вот. Но, может быть, он бы меня переубедил и доказал, что это вот то, вот то, то, то, то, то, то. Понимаешь, ведь когда двое спорят, есть две правды, правильно? Есть моя правда и его правда. И какая-то правда, конечно, правдее. Возможно, он бы меня убедил. Но он, поскольку не убедил, вот я просто говорю свое мнение. Что я… мне такое пение не очень нравится. Ну, кто бы не пел. Да и другие, там, другие… мне вот нравится настоящее пение. Вот такие дела». («Владимир Высоцкий. Форум. Живая жизнь. Живое общение» vysotsky.bestforums.org, раздел «Биография», «Интервью Льва Черняка», 25 августа 2013 г., «Алексей Захарович Ванин».)
Педагог, историк, поэт сочиняющий прозу Петр Ливерман в книге «кулинарных рецепторов» «Зайца готовим!» (2019) (глава «И это все о них...») пишет верно: «Владимира Семеновича перманентно тянуло к старшим коллегам – актерам, режиссерам, сценаристам, драматургам, писателям, поэтам, художникам, ставшим его друзьями. Отзывался он о них и их творчестве всегда с неизменным уважением. У них можно было многому научиться. Это были люди, интересные ему – не только как актеру, прежде всего как поэту и автору-исполнителю – своей биографией, жизненным опытом, поступками: прошедшие войну фронтовики, преодолевшие все трудности и перипетии судьбы, но не сломавшиеся, а напротив, выстоявшие и сумевшие достичь вершин в своих профессиях. Это Георгий Юматов, Петр Тодоровский, Иван Савкин, Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Евгений Агранович, Алексей Ванин, Борис Сичкин, Анатолий Папанов, Александр Володин, Михаил Пуговкин, Владимир Кашпур, Леонид Гайдай, Алексей Миронов, Семен Гудзенко, Константин Симонов, Никита Богословский, Иннокентий Смоктуновский, Эрнст Неизвестный, Михаил Львовский, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Зиновий Гердт, Яков Костюковский, Александр Межиров, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, участники войны, работавшие в Театре на Таганке: его директор Николай Дупак и актер Якоб Ромбро, и многие другие. Сегодня они, их подвиги, как и их труды – всем пример, во всем ярчайший и положительный. Они все – словно герои песен Высоцкого. Свет души и творчества перечисленных людей продолжает озарять нашу жизнь...»
Не только в кино проявил себя Алексей Захарович. Всю жизнь спортсмен и актер увлекался рисованием. В Москве посещал художественную студию Грекова. И еще один талант Ванина – он писал стихи. Красивые и талантливые.
Что касается личной жизни, Алексей Ванин был женат шесть раз (последний в 1996 году). У артиста остались две взрослых дочери.
Скончался Ванин Алексей Захарович 22 мая 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Владыкинском кладбище.
Свидетельство о публикации №124100200182