Поэт - реформатор

     Посвящается Н. А. Добролюбову
   В Новгороде он родился,
В семинарии учился.
Очень любил критиковать,
Отзывы о книгах писать.
   Светлую, благородную,
Добрую, заботливую
Маму безумно любил.
Первой стихи свои дарил.
   Он неё он унаследовал
Свои прекрасные черты.
С нею сызмальства сроднился
И в стихах ей объяснился.
   К отцу ровно относился:
Уважение проявлял.
В три года уже Николай
Вслух басни Крылова читал.
   В восемь лет семинаристом стал,
Затем в училище попал.
Всех осмыслённостью смутил,
Начитанностью поразил.
   В семинарию перешёл,
Среди первых оказался.
Хоть намного их моложе,
Всех в знаниях опережал.
   Он фольклором увлекался,
В то же время стихи писал
И в пединститут поступил.
Его успешно окончил.
   В журнале дебютировал
Под названьем "Современник",
Где со временем работал
И ведущим критиком был.
   Ригориста в нём Герцен увидел:
Строго правила соблюдал.
Достоевский же обвинил,
Что искусством пренебрегал.
   Социальность выше ставил.
Писарев, напротив, ругал
За излишнее эстетство,
За талант его хвалили.
   Соратникам он объяснял;
В отличие от учёного,
Художнику же не нужно
Глубоко до сути вникать.
   А отображая её,
Характерное отбирать,
Тем самым предоставляя
Социологу материал.
   Ведь "Реальная критика"
Представляет собой анализ
Состояния общества,
А факты - литература:
   "Я ваш, друзья, хочу быть вашим на труд и битву я готов,
Лишь бы начать в Союзе нашем живое дело вместо слов.
Ещё работы в жизни много, работы честной и святой.
Ещё тернистая дорога не залегла передо мной".
   МИРОВОЗЗРЕНИЕ важнее,
Чем то, что "сказалось" в статье.
Образец  интерпретации -
"Что такое обломовщина?" 
   Критические оценки
Часто зависят от позиций
Авторов, когда же речь шла
О писателях "Современника".
   В то время отрицалось
Значение знаменитых
Поэтов, например, Фета,
Где позиция всем ясна.
   Там, где критике места нет,
Сатиру искусством не считал.
Людей "сороковых годов"
Прошлого века обвинял.
   На что Герцен рассердился,
В переписке с ним сразился,
Но дружбу с ним не потерял,
Даже свои услуги предлагал.
   Когда туча надвигалась,
То журнал грозились закрыть.
Одновременно печатался
В "Журнале для воспитания."
   О просвещении радел
И видеть Россию хотел
Намного прогрессивнее.
Не зря, проблемы поднимал:
   "И, не поняв, что только в просвещении
Народов честь, и мощь и благо, и покой,
Все силы напрягал он для уничтоженья,
Стремлений и надежд России молодой".
   По настоянию друзей
Он за границу выехал,
Чтоб вылечить туберкулёз.
В Германии, Франции был
   И Италию посетил,
Но болезнь так не победил.
Вновь в Санкт -Петербург вернулся.
Рядом С Белинским схоронили.
   Добролюбов мало прожил,
Но наследие велико:
Стихи, фельетоны, сатира,
Пародии, публицистика...
   Средь них весьма известные -
"Ода на смерть Николая",
"Русская цивилизация...",
"О степени участия...",
   "О развитии ... литературы",
О романе Тургенева -
"Луч  света в тёмном царстве",
"Статьи о пьесах Островского",
   "Непостижимая странность",
"Отец  Александра Гавацци...",
"Жизнь и смерть графа Камилло",
"Пускай умру, печали мало":
   "Пора открыть глаза уснувшему народу,
Пора лучу ум блеснуть в глухую ночь.
Событий счастливых естественному ходу
Пора энергией и силою помочь".










      



























   
      


Рецензии