Поэт воздушного слога

      Посвящается Ф. К. Сологубу
   "Я - Бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы зову я ночь, покой и тьму".
   Воздушным слогом писал,
Прямо на ходу сочинял.
От одиночества страдал,
Трудную жизнь испытал:
   "Забелел туман над рекой. Этот берег совсем одинок.
И деревья стоят над водой, и теперь я совсем одинок.
Я в кустах поищу хворостин, и в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу, посижу, помечтаю один".   
   Фёдор в Питере родился
В совсем небогатой семье.
Отец от чахотки умер
И мама в прислуги пошла.
   От работы уставала
И зло на детях срывала:
Постоянно колотила,
Потом, жалея, плакала.
   Как старший, Фёдор понимал
И совсем не обижался
Во всём маме помогал,
Учиться в школе старался:
   "Люблю я грусть твоих просторов,
Мой милый край, святая Русь.
Судьбы унылых приговоров
Я не боюсь и не стыжусь".
   К Фёдору благоволили,
Рано грамоте учили.
В основном классику читал,
Духовный мир обогащал.
   Мать жестокостью страдала:
Мужа рано потеряла.
Тяжесть труда вымещала,
Детей розгами стегала.
   Всё это Фёдор понимал,
В своих стихах отображал.
Его поэзия спасла,
Утешение принесла:
   "Люблю мою родную землю, люблю я жизнь и потому
Страданье всякое приемлю, покорен всякому ярму.
Страданье иногда полезно для тела, как и для души,
И, кто признал закон железный, тому и розги хороши".
   В двенадцать лет начал писать
Свои стихотворения.
Свою судьбу предугадал
И в сочинении писал:
   "Среди шатания и общей смуты,
Чтобы внимание подростков поотвлечь
И наложить на пагубные мысли путы,
Понадобилась нам классическая речь."
   В пятнадцать лет он поступил
В Учительский же институт.
В общежитии проживал,
Во всём прилежно успевал.
   На протяжении всех лет
Ни в чём замешен не был.
Встать на ноги скорей спешил,
Чтобы семью обеспечить
   И матери дать отдохнуть.
Он работы не боялся,
Переводами занялся
Гейне, Гёте и Шекспира.
   Пытался сагу написать
И роман "Ночные росы",
Поэму "Одиночество"
Некрасову посвятил.
   Долго над нею работал.
Десять лет в Крестцах сочинял.
В школе математику вёл.
Однако твёрдо уверен,
   Что судьба уготовила
Ему путь литератора,
А именно - в поэзию.
Своим путём надёжно шёл,
   Невзирая, на трудности
И веруя, что однажды
Проснётся он знаменитым.
Его предсказанья сбылись:
   "Чтоб всегда иметь шальную рифму под рукою,
Изучай прилежно слово трезвой головою.
Сам трудись, но на рифму не надень оковы:
Муза любит стих свободный, и живой, и новый".
   Как верно им подмечено:
"Всё новое на старый лад".
Ему другие - не в пример.
В своих стихах он - пионер:
   "Сладкозвучная Богиня, рифма золотая,
Слух чарует, стих созвучьем звонким замыкая.
И капризна и лукава, вечно убегает.
Гений сам порой не сразу резвую поймает".
   Фёдор в Питер переехал,
Учителем устроился
В Рождественское училище,
Начал стихи издавать
   В журнале "Северный вестник".
Именно здесь взял псевдоним.
Отныне стал Сологубом.
В шок общественность привёл
   Известный роман"Мелкий бес".
Главный герой учитель - садист.
Из-за этого не брало
Ни одно издательство.
   Лишь потом его издали,
Стал успехом пользоваться.
Вскоре Сологуб женился.
Жену переводчицу взял
  И в глубинку отравился.
Председателем избрали
Союза литераторов.
Так поэт известность получил,
   Затем за прозу принялся.
Многое пришлось пережить:
Критики его щипали,
За нестандартность ругали.
   Неординарность смущала.
Она многих раздражала.
И колкости поступали.
Они нервишки трепали.
   Основная тематика -
Символизм и декаденство,
Несущие грусть, страдания
И потеря смысла жизни:
   "Одноглазое лихо, а
Также "Чёртовы качели",
Людская слабость, бессилье
Проходят через творчество.
   Поэт, прозаик, драматург
Тёмные стороны жизни
В своих стихах отражал,
Делая умело, интересно,
   Как большие знаменитости -
Блок, Достоевский, Толстой.
Стихи воспринимаются,
Очень легко читаются:
   "О, Русь! О, Родина моя!"
Милее нет на свете края!
Тебе, в тоске изнемогая,
Слагаю гимны я."










































 





























   


Рецензии