О синергийной сути реального гуманизма
О синергийной сути реального гуманизма
О СИНЕРГИЙНОЙ СУТИ РЕАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА
(Субъективные заметки)
Коммунизм или реальный гуманизм – синергийная и первая собственно человеческая форма отношений, социальных взаимодействий людей. Основной принцип коммунизма – синергия людей, осознанное объединение ими своих действий на общий полезный результат.
Формой, соответствующей этому принципу организации, были родовые коллективы, т.е. социальные образования родственников, которые и становились социумами первобытного общества. Эти исторически изменявшиеся структурно (от первобытного человеческого стада к родовой общине) первичные коллективы представляли простое (доклассовое) или первобытное общество, охватывающее, по-видимому, самый длительный период в истории человечества, который также называют «первобытным коммунизмом».
Основным противоречием этого периода в истории человечества была борьба и одновременно диалог зоологического индивидуализма с коллективным (синергийным) человеческим началом (развивающемся гуманизмом).
Простому первобытному обществу и раннему коммунизму были свойственны и недостатки. Ограничение синергийности границами рода, так как, считалось, что за рамками данного родового коллектива людей нет. Недостатком было и полное растворение индивида в коллективе, абсолютное подчинение власти рода (делай как все), что тормозило превращение индивида в личность, в самостоятельный социальный субъект и отражалось на совершенствованиеь производственной деятельности.
На смену простому доклассовому обществу приходит сложное классовое.
А на смену в целом (но не абсолютно) преодолённому (обузданному, прирученному) в простом обществе зоологическому индивидуализму в сложном обществе приходит социально-классовый индивидуализм. И начинается период его обуздания.
В условиях формирования сложного общества первобытные родовые общины превращались в соседские общины, сохранявшие только отдельные функции первобытных коллективов. Коллективистские традиции сохранялись и сохраняются внутри семейно-бытовых, в том числе, и родственных (клановых) отношений, но постепенно эти традиции вытесняются государственными институтами.
Действительно, в сложном обществе элементы и фрагменты коллективистских (коммунистических отношений) сохранялись и сохраняются, но лишь в отдельных частях социумов, и проявляют себя прерывисто, (время от времени) и структурно (в отдельных функциях институтов государств, формирующихся и стремящихся стать над внутренними конфликтами: забота о подрастающем поколении, престарелых и больных и другие функции).
Однако реально они (государства) всегда представляли орган доминирующей социальной группы (класса), иногда сближающейся с народом (обычно в период приобретения, завоевания им власти), иногда противостоящей народу (в периоды социально-классовых потрясений).
Элементы реального гуманизма (коммунизма) всегда существовали и существуют в человеческом обществе, однако в сложном обществе проявляют себя и другие формы социальных отношений. Следующие формы социальных отношений возникли позднее первобытного коммунизма:
рабство (превращение силой или угрозой её применения другого человека, работника, фактически в домашний рабочий скот, т.е. работника лишённого права распоряжаться собой );
крепостничество (ещё один вариант принуждения к работе, правда, с предоставлением ему некоторого пространства самостоятельности);
и капитализм (капитализм – это социальные отношения, позволяющие частично не оплачивать и присваивать труд работников).
Эти формы социальных отношений становятся ведущими в сложном или классовом обществе. На основе каждой из них выделены общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Название происходит от той, которая доминирует, хотя одновременно в той или иной мере внутри каждой из этих формаций себя проявляли и проявляют фрагментарно, как мы отмечали выше, и другие социальные отношения, в том числе и свойственные коммунизму.
Иногда, в особенности в переходный период, доминируют и две формы социальных отношений (в «азиатском способе производства», например, переплелись и рабство и крепостничество ). «Чистых» общественно-экономических формаций не было, и нет.
Присутствие в сложном обществе названных выше социальных отношений свидетельствует о доминировании в нём классового индвидуализма.
Итак, первобытный коммунизм – первая и начальная ступень в развитии человечества. Её итогом явилось, вероятно, появление Home sapiens и обуздание в целом зоологического индивидуализма.
Заданная им (первобытным коммунизмом) синергийность сохранилась в классовом обществе, но функционировала и функционирует фрагментарно и в непрерывной борьбе/диалоге с социально-классовыми отношениями (классовым индивидуализмом).
Если основное содержание простого общества составляло обуздание зоологического индивидуализма (присутствует и в совремённом обществе), то основным содержанием сложного общества становится обуздание социально-классового эгоизма (в настоящее время в форме ОБУЗДАНИЯ БЕЗГРАНИЧНОЙ ВЛАСТИ КАПИТАЛИСТОВ-МОНОПОЛИСТОВ, которые подводят человечество к мировой катастрофе).
Тенденция обуздания социально-классового эгоизма реальным гуманизмом диктовалось и диктуется объективными условиями. Её реализация осуществлялась и осуществляется в двух взаимосвязанных формах: ПРАКТИЧЕСКИ (в сфере общинно-семейных социальных образованиях, в опытах перестройки социальных отношений во время социальных потрясений, в преодолении природных и социальных катаклизмов (социальных революций), проведения государственных реформ); ТЕОРЕТИЧЕСКИ ИЛИ ДУХОВНО (в мифолого-религиозном, утопическом и научном знании.)
В Х1Х веке появилась научная модель реализации коммунистической идеи в масштабе всего общества (социума). В ХХ веке начались масштабные опыты её реализации. Да, в них, как и с первыми самолётами, не всё получалось и не все они удались
Коммунизм или теория реального гуманизма, который предложили его основоположники не просто идеология, а научная идеология, наука (научная социология – наука о человеке как социальном существе), К её положениям нельзя относиться как к религиозным догмам: необходимо непрерывное осмысление происходящих в обществе процессов, необходимо непрерывное высокое интеллектуальное (духовное) напряжение в познании мира.
Этого интеллектуального напряжения оказалось недостаточно у последних политических руководителей Советского Союза. И об этом свидетельствует признание Андропова Ю.А.: «мы еще не изучили в должной степени то общество, в котором живем и трудимся, поэтому порой вынуждены действовать эмпирически, путем проб и ошибок». Допробовались! Доошибались!
Драма Советского Союза подтвердила: интеллектуальное, духовное напряжение должно быть присуще не только руководителям, но и каждому человеку, стремящемуся изменить себя и мир к лучшему. Мы уже и ранее указывали (См.: Коммунизм как культура (Игорь Ерошенко) / Проза.ру (proza.ru) ), что сущностью коммунизма или учения о практическом гуманизме является усвоение богатств духовной культуры. Культуры, но не антикультуры (последнее свойственно фашизму, реставрирующему зоологический индивидуализм: с антикультурой в современном мире, как учит история, диалога не получается).
К сожалению, в ХХ веке коммунисты-практики часто использовали положения марксистского учения о коммунизме как догмы, т.е. превращали его в чистую идеологию без науки. Недостаток знаний у «властей предержащих» на всех уровнях способствовал расползанию лавинообразного предательства интересов (народов) трудящихся в СССР и в странах соцлагеря. Плохой шахматист, не зная выхода из трудной ситуации, чаще всего сдаётся.
В действительности преданы были не только народы СССР, но и народы всего Мира. Это ли не объясняет сложности в привлечении симпатий трудящихся и на Западе, и на Востоке, и на Юге к политике современной России, которая ведь ведёт войну с фашизмом?
В Великую Отечественную войну в этом отношении ситуация был иной. К сожалению, пропагандисты, выступающие на официальных государственных каналах часто не отличают народов и правительств государств, де факто воюющих против нас.
Свидетельство о публикации №124092803783