Баллада о святом Анфиме

Из книги стихов и баллад "Движеньем стрелок правит Бог", изданной типографией Пушкина в 2025 году: ISBN 978-5-00248-090-6.

--- БАЛЛАДА О СВЯТОМ АНФИМЕ, ПРЕЗРЕВШЕМ БОЖЕСТВА ВСЕ РИМА ---

С благословения Благочинного Италии и настоятеля прихода святителя Николая Чудотворца в Риме от Архиепископии Православных Церквей Русской Традиции в Западной Европе митрофорного протоиерея Алексия (Байкова).

По изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского (11.12.1651 – 28.10.1709) «Жития и страданий святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, с ним многих».

Эпиграф:
Я б не осмелился брать слово,
Коль не был вдохновлён гореньем
Тех христиан – в года гонений,
Житье святого взяв в основу.

1.
Прослывший кротостью безмерной
В епископстве Никомидийском,
Анфим* средь паствы прочил Веру
И укреплял значенье истин!
2.
Все Божьи заповеди чтя,
Примером жил благочестивым,
За что любим простым был миром,
Не искушавшимся в страстях.
3.
Пора гонений христианства
Была обычна в тех местах,
Где пастырь прославлял Христа,
Хоть знал, что казнь уже близка
И неизбежна в этом царстве*…
4.
- Здесь мы усердно Бога прославляем,
Готовясь к роковому часу,
Пред Ангелы прославленными Спасом
Предстанем вскорости на Небеси;
Коль верующих всюду поругают…
Помилуй, Господи, нас грешных и спаси!
5.
Про убиенье христиан
Указ в дальнейшем будет писан*,
Так до него уж начат список –
Велел так царь Максимиан*.
Солдаты рыщут – ноги сбиты,
Повсюду топотом копытным
Округа вновь оглашена
И участь чья-то решена…
6.
Случайно ли однажды как-то
Никомидийские палаты*
Огонь объял внезапно мощный,
И у язычников уж больше
Сомнений не было: расплата
Ждала виновников – погорше!
7.
Повинны будут в злодеяньях
Всегда и всюду – христиане,
Такую практику злочестья
Познали тут десятилетья!
8.
На Рождество, при смене суток,
Максимиан, царивший вдоволь,
Захлопнув выходы и входы,
Храм приказал - с людьми – да в огнь!
Чтоб не осталось даже сути
(от Веры сущей – среди мути) –
Любой годится случай, повод…
9.
Нерону* подражая страстно,
Что Рим поджёг и насладился,
Правитель сей не усомнился,
Что двадцать тысяч жертв* напрасных –
Всего лишь ценник безопасный –
Имперской справедливой власти…
10.
Тот храм пять дней подряд пылал,
Где старец паству причащал…
Епископ, выжив, спасся чудом,
А пепелище над округой
Благоуханием и светом
Ответило на жертву эту!
11.
Репрессии в числе растут
На устрашение мирянам,
Но Вера их лишь твёрже стала:
Влиянье на умы – Анфима
В Никомидии – уловимо,
Солдаты приказаний ждут!
12.
В Семану* весточки летели
(Анфим там жил от лишних глаз),
Гонцы, скрываясь, шли назад,
И эту связь не проглядели
Те, кто в дозоры слал солдат;
Депеши сбылся перехват:
Диакон послан в каземат
Был к Дорофею на поддержку,
Чтоб подвиг стойкости утешить,
Но схваченным стал в этот раз…
13.
Максимиан готов судить!
Но оказался суд – над ним же –
Готовых вмиг на смерть идти
И муки адовы пройти:
Мученья тел – одни и те же!
14.
А дальше – больше зверств, агоний:
Евфимий, Дорофей, Мигдоний*,
Диакон Феофил, Горгоний,
Святая Домна, Петр, Мардоний,
Индис, Агафия, Гликерий…
И первый среди них – Зинон…
Не счесть загубленных имён…
Кто обезглавлен иль сожжён,
Живым под землю погребён,
Кто в море с камнем погружён…
15.
Максимиан Геркулий гневен
В гордыне собственной и страхе…
И за любой Христу молебен –
Горят тела и сыта плаха!
16.
«В Семану пусть летят солдаты!
Пора бы уж решать с Анфимом!
Церере* шлют поклоны в Риме,
А не Христосу – супостату,
Что в Галилее жил когда-то…
17.
Не даром звуки цереалий*
В апреле воздух наполняют,
Тогда хвала идёт в империи
Миролюбивице Церере,
Что воспевал ещё Овидий* -
Он празднества те тоже видел…
Так поспешайте на рассвете
За стариком проклятым этим!»
18.
Приказ записан и объявлен!
Пустились двадцать лучших – в ход,
Выносливость не подведёт
И враг имперский будет схвачен:
Тут старику не ждать удачи!
19.
Пятном сквозь марево маячит
По курсу – в приближенье путник…
Сравнялись… Он их сам окликнул…
Меж ними разговор возникнул…
Анфим обедом накормил,
В беседе их приободрил,
И хлеба выдав им краюху,
В путь следовать опять готов,
Поведав, кто же он таков,
Дал разъяснения на ухо:
«Вот, не грабитель, и не вор,
А дум – учитель, душ – защитник,
И Веры истинной – заступник…»
20.
В Христа поверив в одночасье,
Солдаты приняли Причастье,
И пребывая в Божьей власти,
Они расплакались от счастья:
За Веру голову сложить
Готовы, чтобы вечно жить!
21.
Отца молить пытались даже,
С кем только что связались стражи
В единой христианской сути;
Забыл бы путь он во дворец:
Мол, не нашёлся тот подлец,
За коим высланы в зарю,
При порученье очень важном,
В Семане, бывшей на краю…
22.
Старик отринул просьбы их:
Он ложь терпеть не научился
И с детства лгать не наловчился,
Чтоб в гнев не обращать святых…
Решенье принято: «К царю!»
23.
Коль время подвига настало,
Отдать земную жизнь – так мало –
За все страдания Христовы,
Ведь м у ч е н и ч е с т в о - основа
Пред Вечностью – на Небесах,
Чтобы не пасть душой к слепцам
Языческим на поклоненье, -
То истина святая, а не мненье!
24.
Фальшивкой идолопоклонство
Считали в Риме – христиане:
Придумал кто-то статуй войско
Для жертвоприношений в храме…
Когда есть множество богов,
Кто души охранять готов
От блудной жизни – в жизни «после»?
Ответов нет с небес к вопросу…
25.
Являясь образцом бесстрастья
От первых измальских речей,
Анфим спокойно встал пред властью,
Не устремляя ввысь очей,
А за спиной его запястья
Уж связаны – в знак подчиненья –
Пред арсеналом для мучений…
26.
- Ты ль тот Анфим, богов кто перепутал,
Бесчисленно хуля и поругая,
Кто римских граждан перебаламутил,
Им обещая все блаженства рая?
27.
- Я точно промолчал бы, император,
Но должен всякому терпению – награду
Воздать, кто на ответы уповает,
Апостольским всем наставлениям* внимая,
Я ИДОЛОВ ТВОИХ НЕ ПРИНИМАЮ!
28.
- Нет места богу на земле и в поднебесье,
Который не создал ни звёзд, ни леса,
Ни недр земли, ни волны моря, -
Он – отзвук в воздухе пустой
Иль слёзы выплаканного горя:
Забытым будет бог такой! *
29.
Лицо улыбкой озарилось старца:
- Меня пугать – не стоит браться,
Я с жизнью – за Христа - расстаться
Готов давно, а казнь боятся
Лишь малодушные невежды,
Которым жизнь дороже – прежде
Небесной жизни в Царстве Вечном!
30.
Тут лопнула струна имперского терпенья
И брошены в мишень безжалостно каменья, -
В святого истинного мученика Веры,
А он вымаливал страданий непомерных,
Смеясь и радуясь щедротам избиенья…
31.
Царь тут вспылил и, пытку переправив,
До красного каления - металлом
Велел жечь ноги старику – насквозь!
«О, Господи мой, Иисусе!
Я пыток сих не убоюся!
Меня не бросишь, и спасуся,
Ведь я в миру – лишь званый гость…»
32.
На черепков гончарных грани
Кровавые нагие раны
Молящегося старца – положили,
Ещё немало палкой били,
Иными пытками губили,
А он, исполненный блаженства,
Терпел спокойно все лишенства
И Господа благодарил,
Кто придавал терпенью сил.
33.
От раскалённых медных башмаков
Пришлось познать безумные страданья
И плоти стариковской истязанья, -
Дед не обрадовал мольбами палачей
В безумии охваченных очей:
Святой Анфим к бессмертию готов!
34.
Максимиан опять встревожен!
Огонь под колесом разложен –
Епископа покрепче вяжут
На круг, где вновь обезображен
Глумливой пыткой будет тот,
Кто идолов не признаёт…
35.
И приключилось чудо с ним:
Когда пошёл вращаться круг –
Три ангела явились вдруг:
«Не бойся, Божий раб Анфим!» -
И пламень – мучавшим в лицо
Рванулся огненным кольцом,
И обомлел тут господин…
36.
«Знай, ты лишишься головы! –
Мои желанья таковы!»
Старик опущен с колеса
И уж не чует телеса…
«Вот я и дети: дал Господь! *
Душа покинет скоро плоть…»
В острог к убийцам сослан дед:
У императора – обед…
37.
Святой, закованный в цепях,
Лишь духом свЯтым укреплённый,
Небесным светом просиял,
И пали тяжкие оковы,
И пали в страхе также стражи,
Что были ранее отважны.
38.
Анфим вошёл к убийцам сам,
Молитвою наполнив смрад,
И очищенье наступило:
Оно всех узников пронзило,
В Христову Веру обратило,
И стала та тюрьма им храмом,
А их молитвы – Божьим даром!
39.
Максимиану доложили новость…
Казалось, дыбом каждый волос
На гриве львиной приподнялся,
Чьей шкурой деспот укрывался;
Царь потерял как будто голос…
40.
«Доставьте мне скорей Анфима!
Пора закончить правосудье!» -
Тут царь придумал словоблудье:
«А если б старца мне склонить
Жрецом верховным в храме быть
Богов империи великих,
То значит буду сам велик Я?»
41.
Истерзан весь, измучен, окровавлен –
Старик пред Августом поставлен…
- Уж счёта нет казнённым – может хватит?
Служи богам империи, Анфим?!
Приближен будешь к ним и к знати,
Сим радуя меня и Вечный Рим*?
42.
- Ты возжелал мой разум укротить,
Безумием великим оградить
От нашего Создателя, несчастный?
Да ты к НЕМУ – как ВСЁ ВОКРУГ – причастный!
43.
-Ты умертвлял тела, но не тревожил души,
Ты убивал людей, но совесть их чиста,
Ты сиротил жильё, снижая счёт имущим,
Не прибавляя впрок сторонников числа.
44.
- Господь мой умер на кресте, -
Святой ответствует допросу, -
-Распятый – вором и прохвостом,
Но в мир пришёл мой Бог – Христосом,
Чтоб искупить грехи за всех,
И в третий день же по Писаньем*
Взошёл к Отцу на Небеса ОН!
45.
- ЕГО один я высший тут священник*,
А ваше жречество – совсем никчемно,
С богами выдуманными,
Для веры в тьму – приданными.
Я ж торжествую в час веселья
И жду с Небес благословенья!
46.
- Я утомлён, ступай на плаху!
Секира заждалась тебя!
Не думаю, что станут плакать
И поминать в скорбях, любя, -
Царь выдавил финальный слог
И на подушки трона лёг…
47.
Анфим – до плахи славил Бога
На всём коротеньком пути
Своей страдальческой Голгофы;
Его несли сожжённы ноги:
 «К блаженству Вечности уйти
Скорее бы с последним вздохом» …
Минуты испросив у палача,
Святой молитву Богу прочитал…
Секира справила дела, -
А Вечность душу обрела!
48.
В тот поздний вечер сентября,
Молитвы Господу даря,
Последователей верных горстка
Тайком приблизилась к помосту,
И аккуратно взяв святого,
В час погребли, всеславя Бога!
Путь не зарос к его погосту!
49.
На землях римского имперства
Без счёта будут длиться зверства:
Царей безумных имена
Проклятьем вспомнят времена;
И даже семилетний Вит*,
Что будет как Анфим убит,
Сам за Христоса примет смерть!
Так Вера обретала твердь!
50.
Спустя примерно десять лет
Эдикт Миланский кончил ссоры* -
Вернул имущество Христовым
Церквям империи, позором
Клеймившей перед общим взором
Святую Веру на весь свет!
51.
С В Я Щ Е Н Н О М У Ч Е Н И Ч Е С Т В А –
Пределы высшего служенья,
От жизни бренной отреченье –
Во славу Господа Христа!
Непостижима и чиста
Души бессмертной высота:
Спасибо, Господи, что мимо
Не проскользнула жизнь Анфима!
52.
Да, подвигов неотреченья
Несётся бурное теченье
Через столетия гоненья
И мракобесия бурленье;
Когда глумятся над Христом
И богоборчествуют рядом*,
Растут защитники числом,
Плотней шеренги и отряды:
То чада Православия
На свой рубеж поставлены!

16.09. – 25.09.2024

*Епископ Никомидийский Анфим – священномученик Анфим, предстоятель христианства в родной Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в период гонения на христиан эпохи царствования императоров (Августов) Диоклетиана и Максимиана. Принял мученическую смерть в сентябре 303 г. н.э. День памяти – 3(16) сентября.
Русский историк церкви, почётный член Московской духовной академии, профессор Лебедев А.П. (02.03.1845–14.07.1908) в своей книге «Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом» имеет рассуждения и отсылки на подтверждённые данные об исторической ошибке римского историка Евсевия, который не любил вести хронологию событий, в отношении даты смерти свмч. Анфима: «А так как сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 312 году, то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Максимине, в одном году с Лукианом».
*в этом царстве – в ту эпоху Римская империя ещё не была объединена в руках одного правителя, а с 293 г. н.э. состояла из 4 частей (тетрархий): верховными правителями стали два Августа: император Диоклетиан и император Максимиан. В помощь ими были выбраны цезарь Гай Галерий и Констанций Хлор (отец Константина Великого).
Указ в дальнейшем будет писан* - гл. 6 «Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников (303–311 гг.)», из труда профессора Лебедева А.П. «Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом»:  «Замечательнейшим мучеником за исповедание христианства по издании первого указа был, по Евсевию, никомидийский епископ Анфим…».
Из «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского (Туптало): «Гонение на христиан при Диоклетиане началось в 303 г. Причиною гонения был Галерий, убедивший Диоклетиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал – христианские храмы разрушать, сжигать книги св. Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонения при Диоклетиане отличались, во-первых, жестокостью мучений, во-вторых, обилием числа мучеников, умерщвляемых за раз от 10 до 100 и более в один день».
Болотов В.В., «Гонения христиан в Римской империи», стр.20: «24 февраля 303 г. эдикт о гонении был обнародован: предписывалось повсюду разрушать христианские храмы и уничтожать священные книги, лишать христиан званий и почестей…».
*царь Максимиан, Максимиан Геркулий – римский император, Август Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий (ок.250-310 г. н.э.): правил Западной империей из Медиолана (Милана) в 286-305 г.г. н.э. и в 307-310 г.г.  н.э. Был необузданного нрава, коварен, свиреп, несдержан, жесток и не обладал высоким уровнем интеллекта. Кроме незначительных военных побед «прославился» гонением и уничтожением христиан, особенно в Никомидии. Полные данные можно найти в «Православной энциклопедии» под редакцией Митрополита Московского и всея Руси Кирилла.
*Никомидийские палаты – Болотов В.В. (1853-1900), Член-корреспондент Императорской Академии наук (1893) и доктор церковной истории (1896), «Гонения христиан в Римской империи»: «Вскоре в императорском дворце в Никомидии произошло два пожара. Галерий (зять Диаклетиана – прим. автора) убедил Диоклетиана, что поджигателей нужно искать среди христиан. Император теперь рассматривал всех христиан как врагов».
*Нерону подражая страстно – Нерон Клавдий Цезарь Август Германик – римский император (15.12.37 – 09.06.68 гг. н.э.) Считается самым жестоким и безумным римским понтификом (жрец, строитель мостов: в Древнем Риме – член коллегии жрецов, управлявшей религиозной деятельностью государства – прим. автора): он расправился со своей матерью Агриппиной Младшей, своим учителем Сенекой, женой и братом. В июле 64 г. н.э. велел поджечь Рим, переложив вину на христиан. За пожарищем наблюдал в течение 6 дней, следуя гипотезе Гая Светония, автора «Жизни двенадцати цезарей», с Меценатовой башни и в театральном облачении, распевая «Крушение Трои». Ему же приписывается убийство святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но тому есть весомые опровержения относительно хронологии событий того времени.


*Что двадцать тысяч жертв напрасных – Из «Жития и страданий святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих» святителя Димитрия Ростовского (Туптало): «Тогда же в церкви, в день Рождества Христова, сожжено было до двадцати тысяч святых мучеников, а остальные из паствы святого Анфима были заключены в темницы».
По изложению святителя Димитрия Ростовского «Страдание двадцати тысяч мучеников, в Никомидии сожженных»: День памяти – 28 декабря/10 января. 
*В Семану весточки летели – Семана (Омана) – небольшое селение, в котором верующие укрыли епископа после пожара и мученической смерти двадцати тысяч: «По просьбе паствы А. удалился из Никомидии в сел. Семана и оттуда обращался с посланиями к христианам, убеждая их не бояться смерти» - «Православная энциклопедия» под редакцией Митрополита Московского и всея Руси Кирилла.
*Евфимий, Дорофей, Мигдоний… - и все перечисленные далее – ученики и последователи епископа Анфима, священномученики, принявшие страдальческую смерть за Христа через разные способы убиения, не отказавшись от Веры, укрепившись в ней по наставлениям своего пастыря. День памяти - 3(16) сентября. В «Православной энциклопедии» под редакцией Митрополита Московского и всея Руси Кирилла глава именуется как «НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ, 20 000».
*Церера – древнеримская богиня урожая (плодородия), материнства и брака. Но ещё она имела связь с подземным миром и обладала способностью делать людей безумными. Для христиан – идол, ложное божество, как и все языческие боги, придуманные людьми. Её именем названа самая карликовая планета Солнечной системы в поясе астероидов (прим. автора).
*цереалии и Овидий – специальные праздники в честь богини Цереры, проводились в апреле. Известны с времён Древнего Рима периода жизни поэта Публия Овидия Назона, заставшего эпоху до Рождества Иисуса Христа. (пояснения о богине Церере, цереалиях и произведение Овидия - 404 страница «Большой хрестоматии легенд и мифов", 2009, «Издательство АСТ»).
*Апостольским всем наставлениям внимая – Первое послание святого Апостола Петра гласит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)» - из статьи в журнале «ФОМА» «Будьте готовы дать отчет» от 16.07.2013. и согласно «Житию и страданиям святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих» святителя Димитрия Ростовского (Туптало).
Забытым будет бог такой! * - Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Иеремии, Глава 10, стих 11 (Иер. 10:11): «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес».
*Вот я и дети: дал Господь! – Из «Жития и страданий святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих» святителя Димитрия Ростовского (Туптало): «Мученик же, услыхав о том, что ему предстоит усечение мечом, возрадовался и усердно молил Бога, да даст ему скорее отойти к своему стаду, восшедшему к небу путем мученичества прежде него, дабы и он мог сказать: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис.8:18)»
Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Исаии, Глава 8, стих 18 (Ис.8:18): «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе».
*Вечный Рим - в своей эпической поэме «Энеида» поэт Вергилий написал строку “imperium sine fine” – «империя без конца». Написана поэма была между 29 и 19 годами до н.э. Датой основания Рима считается 753 г. до н.э. Рим – крупнейший город Италии, с 1946 года – столица Итальянской Республики.
*И в третий день же по Писаньем – видоизменённое автором, но не меняющее смысла, написание 5-го и 6-го членов православного прочтения «Символа Веры», являющегося кратким и точным изложением основ христианского вероучения.  Символ Веры стал основным Никео-Константинопольским символом, закреплённым на Втором Вселенском Соборе в 381 году. Толкование основополагающего документа христианства даёт Протоиерей Александр Шмеман в статье ‘Объяснение «Символа веры»’.
*я высший тут священник – Из «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского (Туптало): «Я и прежде твоих слов – высший посреди Божиих иереев священник», т.е. епископ (примечание 6).
святой Вит*(Фит), Витт - Православный календарь, 29 мая, радио «ВЕРА»: «Вит был сыном знатного сицилийского вельможи Гиласа. Еще в юности Вит принял христианство. Господь даровал отроку благодать чудотворения. Он исцелял больных и обрёл ко Христу множество язычников. Правитель Сицилии Валериан призвал отца юноши, Гиласа и посоветовал тому переубедить сына. Как раз в то время император Диоклетиан издал указ о гонении на христиан».
«Римский мальчик 7-8 лет, убитый в эпоху правления императора Диоклетиана в 303 году. Память совершается 15(28) июня в Православии (из пояснений Середова А.А. к его произведению «Баллада о сербской Голгофе, или Поле Чёрных дроздов», 2023). Дополнение: Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 (29) мая и 15 (28) июня, в Католической церкви 15 июня.
*Эдикт Миланский кончил ссоры – (Медиоланский эдикт; лат. Edictum Mediolanense) – «законодательный акт Римской империи, изданный в Медиолане (ныне Милан, Италия) в февр.-марте 313 г. имп. св. равноап. Константином I Великим и Лицинием; посвящен изложению новых принципов религ. политики империи. М. э. толерантность объявлялась основой отношений гос-ва ко всем религ. общинам, закреплялись права христиан как законной общины, имеющей официально подтвержденное право исповедовать веру наряду с проч. Подданными» (определение взято из «Православной энциклопедии» под редакцией Митрополита Московского и всея Руси Кирилла).
*И богоборчествуют рядом – «По мировой статистике 365 миллионов христиан страдают от преследований и дискриминации за свою веру. В 50 странах мира сейчас идут активные гонения за веру во Христа», - слова Митрополита Тверского и Каширского Амвросия, опубликованные 04.02.2024 г. на сайте Тверской митрополии РПЦ.


Рецензии
Спасибо, Андрей! Вами проделана большая работа для просвещения народа! Будем надеяться, что стихи на духовные темы ещё будут читать люди!

Татьяна Дементьева Белова   15.10.2025 12:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.