Sapientia Mendicantium или внезапная забывчивость
- Пятеро нищих и сумасшедшая женщина.
- Первый нищий – одет в грязный сюртук и помятую шляпу. На носу разбитое пенсе.
- Второй нищий – в рваной сорочке, одноногий, обладатель шикарных усов, держит в руках початую бутылку. Рядом с ним лежат два костыля.
- Нищенка – женщина в возрасте, одета в грязные лохмотья и рваный чепчик. Перед ней стоит плетенная корзинка, куда прохожие бросают мелочь.
- Четвертый нищий – полный мужчина, передвигающийся на инвалидной коляске. На плечах фрак, в руках разбитая скрипка.
- Пятый нищий – старик с недовольным выражением лица. На нем безразмерная шинель с оторванными погонами. Дырявый цилиндр надвинут на глаза.
- Сумасшедшая женщина – в длинном грязном светлом платье, испачканном землей. Лицо бледное, волосы неопрятные, руки дрожат. С собой у нее тяжело звенящая сумка.
Примечания к постановке:
Все действие происходит на узкой ночной улице. Дорога залита грязью и водой. Декорации второго плана изображают высокое здание с массивными трубами крематория; убогую лачугу с кривой крышей; колодец с ярким цирковым шатром; здание театра с античными колоннами; где-то вдалеке виднеется старое кладбище с покосившимися крестами.
Действие:
(Четвертый нищий, горестно качая головой и утробно охая)
Пару центов для калек!
Изувеченные дважды!
Нам от голода и жажды
Даже белый свет поблек!
Нас колесами телег,
Раздавило у порога,
Помогите, ради Бога,
На похлёбку и ночлег!
(Все нищие согласно кивают головами, с тоской смотрят в ночное небо. Слышится звук шагов, на сцене появляется сумасшедшая женщина)
(Сумасшедшая женщина бросается из-за кулис к нищим у дороги, протягивает к ним руки, будто в мольбе)
Воет ветер, шелестя,
У меня случилось горе
Потерялось в коридоре
Моё милое дитя!
У него одна культя...
Да и в памяти просветы
Я отдам вам все монеты,
Я отдам вам всё! Хотя...
(Нищие оживляются при слове «монеты», четвертый нищий подъезжает ближе к женщине, второй нищий тяжело опирается на костыли)
(Сумасшедшая женщина говорит быстро, почти срываясь на крик)
...Помню взрывы конфетти,
Холод каменных ступенек
Дальше память, будто пленник
Остается взаперти.
Я не помню о пути...
На проспекте серых пленок,
У меня пропал ребенок!
Где же мне его найти?
(Нищие пожимают плечами, разводят руками в стороны, второй нищий бросает костыли и тянется к бутылке)
(Сумасшедшая женщина с надрывом)
Под созвездием Арго,
Где на небо воют баньши
Я его, наверно, раньше,
Оставляла одного.
Почему и для чего?..
Мой малыш в одежде равной...
Этой ночью полупьяной
Вы не видели его?
(Пятый нищий, важно поправляя цилиндр)
Помощь - я ещё пойму,
Денег всем в округе надо,
А искать чужое чадо
Это мне не по уму.
Мы и сами потому
Обращаемся к прохожим,
Ну, да ладно, подытожим,
Разберемся, что к чему.
(Первый нищий, наклоняясь к сумасшедшей женщине, с видом заговорщика)
Может, клоуны, штук сто
Увели с собой ребенка?
Они действуют так тонко,
В своих фраках и пальто.
С виду добрые. Зато,
Все живут на дне колодца,
И теперь растят уродца
В старом цирке шапито.
(Первый нищий указывает на колодец, свет прожектора сосредотачивается на декорациях. Первый нищий продолжает)
Им бы все рубить с плеча,
В этом цирке, на арене,
Поднимаясь на ступени
Перед залом сгоряча,
Под ударами бича
Будут прыгать на октавы,
Выворачивать суставы,
Чтобы сделать циркача!
(Второй нищий, отставляя бутылку в сторону и взмахнув рукою)
Да ты лучше помолчи!
Малыша увел истопник,
Разложил на входе тропник,
Леденцы и калачи.
Он вечера ходил в ночи.
Был с ножом и сигаретой
Заманил к себе конфетой
А потом спалил в печи.
У истопника с ножом
Слишком много странных песен,
Он то груб, а то любезен,
Извивается ужом.
Мы багаж постережем -
Оставляйте на соломе.
Крематорий в этом доме,
Только выше этажом.
(Второй нищий с любопытством смотрит на сумку женщины, затем костылем показывает на здание крематория. Свет прожектора следует за ним)
(Нищенка перехватывает взгляд второго нищего, вскакивает, едва не опрокинув корзинку с мелочью)
Эй, не ссорьтесь вы, но-но!
А вы, девушка, поверьте,
Не отвертишься от смерти,
Раз погибнуть суждено.
А сейчас темным-темно.
Может, выпал за кулисы,
И его загрызли крысы
Их в канавах-то полно.
(Нищенка указывает в зрительный зал)
Здесь есть крысы всех мастей
В черной яме у Парнаса,
Крысы рвали его мясо,
Добираясь до костей.
Такова уж суть смертей,
Хоть святой ты, хоть подонок,
Хоть ты взрослый, хоть ребенок
Мир не жалует гостей.
(Четвертый нищий, кивнув головой, подхватывает)
Да вокруг полно чудес,
Песни, пляски, карнавалы,
Может это театралы?
У них к детям интерес.
Им всегда и позарез
В черной яме оркестровой
Вечно нужен кто-то новый
Для своих бездарных пьес.
Может, спрятались во мгле,
И ребенка всей отарой
К серой виселице старой,
Потащили по земле.
С яркой ленточкой в узле,
С маской вычурного грима
Сотворили херувима
Что летает на петле.
(Четвертый нищий кивает в сторону здания театра, но пятый нищий, хватает его за плечо, и указывает на лачугу с косой крышей)
Там за парочку грошей
Жил учёный у криницы
Из квартиры и больницы
Его выгнали взашей.
Начиналось всё с мышей,
А дошло до пациентов.
Ведь знаток экспериментов,
Начал резать малышей.
Тот ученый без конца
Все хотел воздать природе
И разбрасывал на входе
Чьи-то кости у крыльца.
Он ребенку без лица,
В это время, злой от скуки
Пришивает чьи-то руки
От гнилого мертвеца…
(Сумасшедшая женщина отбрасывает сумку. Сумка открывается, на сцену падают монеты. Сумасшедшая женщина говорит сперва медленно, затем все быстрее, и быстрее)
Подождите! Сквозь толпу,
Я брела через проулок,
Помню гробик, скрип шкатулок,
В небе белую крупу...
Черный снег и скорлупу...
Все забыла, как нарочно,
Но теперь, я помню точно
Реку, берег и тропу.
(Нищие застывают на месте, потом тянутся вперед, падают, пытаясь собрать все монеты до одной. Сумасшедшая женщина не обращает на них внимания, продолжает монолог)
И цветы в моей косе,
Детской плач, монеты, вещи...
Смотрит тихо и зловеще
Эта ночь во всей красе.
Звёзды плавятся в росе,
И луна глядит жемчужно...
Вот вам деньги, сколько нужно,
Если что, берите все!
(Четвертый и пятый нищий хватают сумку, тянут из стороны в сторону, сумка рвется, на сцену падают монеты и труп младенца. Свет прожектора сосредоточен на нем)
(Сумасшедшая женщина говорит с восторгом, глядя в зал)
Давят стены и дома,
Под углами и в нахлесте,
Мой ребенок на погосте
У последнего холма!
Я совсем сошла с ума
Или память рвется в клочья,
Ведь ребенка этой ночью
Утопила я сама!
(Нищие укоризненно смотрят на женщину, но собирают монеты. Гаснет прожектор. Сцена погружается во тьму)
Занавес
Свидетельство о публикации №124092402897