Эпилепсия социально значимых личностей в среднее в

Считалось, что эпилепсией страдала и Жанна д’Арк, во всяком случае ее жизнь, включая и эпилептические приступы, скрупулезно документирована инквизицией и Церковью .
В 12 лет она «увидела» архангела Михаила, святых Маргариту и Екатерину, кото-
рые сообщили девушке, что ей суждено спасти Францию: «Ты облечешься в мужскую одежду, возьмешь оружие и будешь управлять всем…» Через пять лет этому пророчеству суждено было сбыться.

Существует определенная вероятность, что видения и голоса у Жанны д’Арк представляли собой симптомы эпилепсии, хотя слуховые и визуальные галлюцинации
при этом заболевании нечасты.
К тому же видения ее длились часами, а не были кратковременны и примитивны, что более характерно при эпилепсии. Кроме того,у Жанны наблюдались яркие экстатические припадки,сопровождающиеся чувством блаженства, а в периодах между припадками у нее отмечались эмоциональность,эйфория, идея получения приказов, отсутствие юмора,
сдержанность, обостренное чувство долга, асексуальность, нетерпимость, агрессивность, депрессивность,суицидальность, глубокая религиозность и другие кли-
нические проявления, полностью укладывающиеся в синдром изменения личности Гешвинда, характерный,как известно, для многих эпилептиков


С большой долей вероятности страдал эпилепсией основатель ислама Мухаммед . Полагают, чтопервые припадки начались у него в шестилетнем возрасте и сопровождались переживаниями религиозного характера.
В 610 г., находясь в горах неподалеку от Мекки,Мухаммед впервые услышал голос архангела Гавриила,общение с которым продолжалось до самой его смерти.
Впоследствии эти «откровения» послужили основой для сур Корана.

Видный современный исламовед О.Г. Большаков в книге «История Халифата» ссылается на мнение известного психиатра А.Е. Личко, который полагает, что клинические признаки, сопровождавшие припадки Мухаммеда (такие как звон в ушах, обильный пот и покраснение лица перед началом приступа), специфический характер судорожного припадка весьма характерны для височной эпилепсии. То же можно сказать и о чрезвычайно ярких галлюцинациях, обостренном восприятии запахов (Мухаммед очень любил благовония), повышенной сексуальности, удовлетворение которой обостряет
течение недуга.
 Психиатр Вейль привел 370 клинических случаев, в которых больные эпилепсией сообщали о переживании таких же видений и галлюцинаций (в т.ч.и религиозного характера), какие описывал Мухаммед.

Некоторые источники сообщают, что Мухаммед при получении «откровений» впадал в мучительные состояния: «…судорожно метался, ощущал удар, сотрясавший все его существо, казалось, что душа покидает тело, изо рта выступала пена, лицо бледнело или багровело, он обливался потом даже в холодный день … всегда с ним
случалось какое-то обморочное состояние, и он выглядел, как опьяненный … губы же шевелились, будто он говорил».
Приступы у Мухаммеда сопровождались заведением глазных яблок, конвульсивными движениями губ, потливостью, храпом, отсутствием реакции на окружающее. Один из первых биографов Мухаммеда Ибн Исхак так описывал его судорожный припадок: «…у него появлялось нечто вроде обморочного состояния после сильных судорог; глаза его при этом закрывались, лицо покрывалось пеной, и он вскрикивал так, как вскрикивает молодой верблюд…»


 Возможно, поэтому пророк и запретил мусульманам вино, поскольку знал, что ал-
коголь провоцирует у него возникновение эпилептических припадков .

Концепции эпилепсии у Мухаммеда придерживались крупный исламовед Т. Нёльдеке и историк Я. Шпренгер. Не сомневались в этом и многие известные психиатры
(например, Ч. Ломброзо и П. Ковалевский), которые спорили не столько о факте эпилепсии у пророка, сколько о характере припадков .
 Большинство из них склонялись к мнению, что Мухаммед страдал аффективной эпилепсией (для которой характерен истерический компонент) с экстатическими галлюцинаторными переживаниями, которые по большому счету и явились откровениями Мухаммеда, положенными в основу Корана.

По всей видимости, эпилепсией, которая стала причиной его гибели в 10-летнем возрасте, болел царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) – многочисленные гене-
рализованные судорожные припадки зафиксированы в целом ряде документов той эпохи.
Следует согласиться, что посттравматической эпилепсией («черной немочью») после ранения в голову во время восстания против поляков в Москве страдал Дмитрий Пожарский. Тяжелые приступы часто выводили его из строя.


Рецензии