Сказы о Брутении и о земле Видьи
О ЗЕМЛЕ ВИДЬИ
Все проходит. Прошло и время Великанов. Говорят, покоятся они, на священной земле в окрестностях поселка Заостровье. Раньше этот поселок назывался Алькниккен, что по-прусски означает: «чистое, святое».
В урочище, с именем - «Могилы великанов» (Хюненгрэбер), находят погребение людей, похороненных во втором тысячелетии до прихода Иисуса Христа. Это древние предки балтов и славян, которые жили здесь почти 4000 лет назад. Тогда эти люди были еще одним целым. На народы, с новыми языками и традициями, они разделились позже, значительно позже, нежели упала на землю звезда из Покрова Божьей Матушки. Археологи читают земляную книгу страницу за страницей. Однако, их лопата, пока еще, так и не нарушила покой добрых гигантов. Пусть так и длится время, пусть так и будет - чисто и свято… Ведь кто знает, что произойдет, когда мы разбудим души великанов, сковырнув их прах.
Видиварии
Еще до того, как на землю русов пришел Андрей Первозванный в своем четвертом путешествии в Скифию, армия римлян достигла Янтарного берега, Плиний Старший рассказал всему миру о борусах, и на римских картах появилась Боруссия. Я не знаю почему, то ли места здесь понравились воинам Рима, толи уж очень лакомым был кусок пирога, называемый «Янтарный путь», но вскоре на берега Балтики переселились бывшие наемники-легионеры Великой Римской империи. Были ли они воинским братством, или ядрёной смесью племен, не знаю, но назвали их - видивариями. Так говорят ученые мужи. Чем эти племена отличались от летописных брутенов, или кимбров, думаю теперь уже мало кто скажет с уверенностью. Однако о кимбрах, наводивших страх на Рим во II веке до нашей эры, рассказывают, что на их знамёнах был изображен медведь, и шли они 300 тысяч мужчин-воинов с женщинами и детьми с северных земель, которых подтопило морем-океаном.
Полторы тысячи лет назад, видиварии жили в нижнем течении Вислы по берегам Вислинского (Калининградского) залива. Тогда называли его побережьем океана: «Там, где через три гирла поглощаются воды Вистулы, живут видиварии, собиравшиеся от различных племен, за ними берег океана держат эстии, вполне мирный народ» (готский историк VI века Иордан).
Первые видиварии поселились вначале на острове Гепедойос, в восточной части дельты реки Висла, в местах, называемых Эльблонгской возвышенностью. Их клады до сих пор откапывают археологи, извлекая позднеримские золотые гривны да серебряные ранговые знаки, звериноголовые фибулы да застёжки со звёздчатой ножкой. Былые соратники гуннского правителя Аттилы, объединившего под своей властью гуннов и герулов, готов и алан, ругов, суавов и гепидов в Великую Державу от Рейна до Волги, хлынули вторым белым потоком из среднего Подунавья на Запад Балтики. Это произошло после смерти Великого вождя. Тогда, потерпев поражение в междоусобной битве, воины проигравшей стороны ушли к берегам Балтики. Во времена Аттилы, это море называлось Варяжским. Видивариев называли – «Люди Видьи».
Видья - это князь Видевут - герой прусских да литовских легенд и сказаний. Пришел он на эти земли в 514 году вместе с войском, и со своим старшим братом Брутеном, который стал первым верховным жрецом прусского народа - Криво Кривайте. Называли эти земли и Брутенией, как страну брутенов. Называли и Витландом, как страну Людей Видьи – мудрого и вещего князя Видевута. И эти имена достойны того, чтобы о них сказы сказывать и легенды слагать.
Как король Виттиги пришел в Ломбардию, и как его народ был изгнан в Данию.
Когда Императором был Юстиниан, а папой римским Вигилий I, народ готов со своим королем Виттиги пришел в Ломбардию. И одолели они сильные го¬рода, и умертвили многие тысячи людей. Готы пришли с территории современной Испании и были языческого вероисповедания. Когда этот народ занял всю Ломбардию, город Равенну сильно укрепили и сел там король Виттинги со своим двором. Папа в Риме и вся Этрурия, и Тусера с такими городами Ломбардии, как: Венедия, Лаудум и Кремона, обратились с письмом в Константинополь к императору Юстиниану, и милости божьей ради, просили о помощи, дабы спас он их от жестоких мужей готов. И послал Император в Ломбардию князя Нарзетена с 15 тысячами человек. И пришел он к Риму. И присоединил там 60 тысяч человек, с которыми пошел через Романдиолу. И пришел к Равенне. Тем временем собрал король готов Виттиги около 100 тысяч человек и вступил с Нарзетеном в бой. Так решил бог, и готы проиграли битву, а король Виттиги с женой и детьми попал в плен и был послан в Константинополь к Императору.
Покинувшие поле боя готы, в количестве 15 тысяч, просили милости, дать возможность оставить Ломбардию со своими женами и деть¬ми. Они хотели добровольно отправиться в чужую землю, где не будут вредить Империи. Нарзетен был хорошим человеком и, кроме того, видел, что большая часть воинов были ранены. Он дал им четыре недели, чтобы покинуть Ломбардию, которую называли страной Вельш. Готы сделали это без со¬жаления. Нарзетен дал им в сопровождение графа Агилульфа, который проводил этот народ через Баварию до Вестфалии. И прибыло их туда 36 тысяч старых и малых. И увидели они, что Вестфалия велика и не заселена. Готы построили там один город, и он по сей день называется Гот¬тинген, и думали здесь остаться. Но выгнали их отсюда в Данию, где было много пустой земли и островов.
В это время в Дании правил король Теудот, который боялся готов. Последние направили к нему посланцев с просьбой о приобретении земли, на которой они могли бы жить. Теудот от¬ветил им, что в его стране находится остров Кимбрия, из которого датчан выгнал народ из Скандии. Этот народ не признавал датского короля своим правителем. Теудот предложил готам вручить ему выкуп за эту землю, и тогда согласно их пожеланиям, последние, могли бы напасть на кимбров. Готы и их князь с этим были согласны, но они желали жить самостоятельно. Князь их Висбоо догово¬рился с Теудотом о выкупе и проживании в Кимбрии.
Приход готов в Кимбрию
В 514 году готы пришли в Кимб¬рию. Готский князь Висбоо отправил к народу скандиан послов, и велел, дабы они сказали, что по выкупу у Теудота, земля эта будет заселена готами. Если те не подчиняются власти датского короля и не готовы платить им дань, то Висбоо и старейшие готы, хотят узнать мнение: Оставят ли скандиане Кимбрию добровольно, или же они пожелают жить с ними в мире, или же они готовы воевать?
Народ в Кимбрии имел двух властителей, которых считал королями. Звали их Брутен и Видевут. Скандиане собрались на совет, чтобы решить, что делать: быть ли слугами родившимся вдруг господам, или сражаться с ними. Первое, для их народа было большим оскорблением, а второе – верная гибель. И решили скандиане единодушно покинуть Кимб¬рию, чтобы где-то стать сильнее, нежели чем здесь. Брутен возгласил это от имени своих Всемогущих богов. Властители скандиан договорились с готами, что покинут Кимбрию, и что готы за это оставят в покое и их, и их по¬томков, в каких бы странах они не находились. Готы дали в том клятву и сдержали ее.
Брутен и его брат Видевут с родней сели на плоты и поплыли по реке Неман, по воде Хайлибо (так называли тогда Калининградский, или Вислинский залив) в количестве 46 тысяч мужчин и женщин. И нашли скандиане в Ульмигании неведомый народ. Там сделали они остановку и построили на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда - хитрость, а иногда - дружелю¬бие. Прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться услугами местных жителей. Готы же прибы¬ли в Кимбрию и заселили ее. Свою столицу они назвали по имени князя - Висбуа, а Кимбрию назвали Готирландт.
Сказы о пчелах и их короле
Однажды Всевышний Бог - творец мира нашего - пролил слёзы. Его слёзы превратились в пчёл! Пчёлы приносили создателю радость, а также мёд и воск. Воск помог Богу победить жестокого змея – повелителя зла. Из сот пчелиных появилась земля.
Когда Всевышний сотворил людей, они видели в пчёлах пример самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти и опасности, хранителей идеальной чистоты и порядка. Пчелиные соты и есть - отражение порядка. Не будет пчёл - миру конец. Не будет матка детей родить - тоже конец. Пчёлы ценой своей жизни защищали свою семью. Ведь пчела, без семьи обречена на гибель.
Древние верили, что после смерти душа человеческая покидает тело и возвращается в этот мир в образе пчелы. Звезды – это тоже небесные пчелки Великого пчельника. Душа того, кто вел жизнь праведную, через 40 дней поселяется в самой сильной пчеле – короле пчел.
Русский народ звал пчелу: «божья пчелка». Мудрецы признают в ней присутствие искры божественного разума и особенное ее происхождение.
Пчелы часто выбирали правителей, роем кружа над кроваткой роженицы, это означало, что они признают силу новорожденного.
До прихода в Ульмиганию скандиан, страну эту сравнивали с «землей, текущей медом», пчелы водились в невероятном изобилии, гнездились не только в дуплах деревьев, но даже в норах-углублениях по обрывистым берегам многочисленных рек. И рыбы в этих реках было в изобилии. Люди в Ульмигании верили в Матушку Божью и помнили о своих великих предках, сошедших на землю с упавшей звездой из Покрова Богородицы. Рай это был небесный, откуда упала звезда, или что другое, никто из людей живущих не знал, но все как один сказывали, что пчелки – единственные из живущих на земле тварей божьих, кого Господь из Рая на землю послал. Поэтому: мед ели, мед пили, им поправляли здоровье, а к золоту у жителей Ульмигании интереса не было. Блестит, да и ладно.
Король у пчел - трутень. «Незнающие» называют так ленивых, бесполезных людей. Когда и кто это придумал, правды не найти, но роль трутня в улье особая! Он - хранитель уникального генетического кода пчелиной семьи. Можно сказать, что трутень рождается без порочного зачатия, у него нет отца, кроме Господа Бога! Мать-пчела откладывает неоплодотворенные яйца, из которых вырастает его величество трутень. И на сороковые сутки, он готов воспроизводить себе подобных. Развития трутня, от яйца до зрелой пчелы, длится 40 дней! Не тогда ли в него поселяется душа праведника? Из оплодотворенных яиц рождаются рабочие пчелы и матка. Если матка гибнет - любая рабочая пчела может отложить неплодные яйца, из которых вырастут трутни. Даже если вся семья погибнет, трутни, вылетев из гнезда, передадут свой код матке. Плодная матки, появится только встретившись с трутнем. Иначе никаких пчел не будет. Нет трутней и нет маток! Король пчел - мессия и спаситель для пчелок, такая правда, без него нет продолжения рода пчел.
Но, жизнь короля пчел и трагична. В любой пчелиной семье, он желанный гость! Но, наступит август, королю пчел откажут в жилье, пище и выгонят на улицу.
Во многих преданиях и легендах пчела выступает в роли Матери-кормилицы и целительницы. Библейский Иоанн Креститель, во время своей жизни в пустыне, питался «диким медом и акридами».
Древнеримский историк Тацит подчеркивал, что жители Ульмигании выделялись на фоне других племён своей хозяйственностью и трудолюбием, промышляли они сбором янтаря, которым торговали главным образом с римлянами. В качестве оружия, предпочитали дубины железу. А еще Гай Публий Корнелий Тацит говорил о прусской Богине-Матери. Поклонялись в Ульмигании люди - Матушке, которой Бог дал силу высшую - силу рождения после смерти. Вот и вселяла она души праведников в пчёлок. И летели эти пчелки сразу в рай, в звездный небесный улей. В Ульмигании, каждый ребенок мог вам рассказать, что создала Матушка Божья пчёл и небесный улей, когда земли еще не было. Пчёлки трудись и землю как соты строили. Пчёлы, они всё равно, как ангелы. От них и появились потом всякие живности на свете. В Первом мире «Золотом», что создал Бог, земля состояла из сот небесного пчельника. Мёду было кругом страсть как много, и все его ели, и силы с того имели. Все были счастливы и жили по триста лет.
Новые властители Ульмигании
«Мазо князь, в Ульмиганию, также называемую Пруссией, ежегодно приходил и брал дань детьми, уподобляясь глупцам, не знающим других занятий, нежели как воровать детей. Однако, когда Скандиане пришли из Кимбрии и создали в Ульмигании королевство, владея этой землей, по имени своего вождя назвали ее Брутения, они отказали наследнику Мазо в выдаче дани, убеждая других считать это справедливым. Мазоны (жители Мазурского Поозерья) их ежегодно обирали, по их (пруссов) словам, ибо Брутены, имея вместо денег рыбу, не могли ею выплачивать дань» (Симон Грунау, «Прусские хроники»).
Согласно запискам Христиана, названными им самим «История Пруссии из тайных знаний прусских жрецов», в 516 году в Ульмиганию прибыли кимвры, возглавляемые братьями королями Брутеном и Видевутом. Ступив на эту благодатную землю, скандиане, построили здесь замки: Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс. И нашли они в этой стране мед, и делали из него напиток, ибо ранее скандиане пили лишь кобылье молоко. И те, кто до прихода кимбров находились в Ульмигании, стали вести жизнь по их образу и превратились в жестких воинов.
«Король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мёд. И много войн бывает у них; и не употребляется пиво среди эстиев, но мёду там достаточно.» (Путешественник Вульфстан, конец IX века)
В то время ульмигане платили постыдную дань мазовецкому князю антов, который побеждал их в битвах. Забирали победители самых сильных и красивых юношей, в нужном им количестве. Платили ульмигане эту дань без ропота, и даже считали за честь, что иноземный государь забирал у них молодых людей и уводил их к себе, где они становились сильными воинами.
Но вот в это самое время прибыли в Ульмиганию скандиане и поселились здесь. Пришельцы, иначе взглянули на дань, платимую ульмиганами мазурскому князю антов. Они скоро постарались донести жителям Ульмигании, что дань эта составляет не честь, а бесчестие, от которого нужно освободиться. Короли скандиан созвали совет старейшин и самых знатных людей этой страны, где Видевут произнес пламенную речь к народу:
- «Если бы вы, не были бы глупее ваших пчел, то между вами не было бы никакого беспорядка. Вы знаете, что пчелы – это отражение порядка! Они имеют короля, приказаниям которого повинуются беспрекословно. Он решает их споры и каждой из пчел определяет приличную работу. Непослушных, празднолюбцев, ленивых и бесполезных жителей ульев выгоняет и наказывает. Вы, которые видите это у ваших пчел каждый день, последуйте их примеру! Выберите себе короля! Пусть он разбирает ваши споры, не допускает до убийства, наказывает за воровство, защищает невинных. Пусть король будет один для всех без исключения! Пусть в руках его будут законы, суд и верховная власть!»
Речь Видевута понравилась всем. Жители Ульмигании решили выбрать себе короля. Сначала выбор пал на Брутена, но тот отказался, так как хотел посвятить себя служению богам. По его совету, Королем был выбран его младший брат Видевут - человек одаренный великим умом и необыкновенными качествами. Брутена объявили высшим владыкой, «вторым после богов по¬велителем» - верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайте. Его должны были слушаться все, как бога. После этого Видевут и Брутен постановили, чтобы их народ никому не подвластен, никому не платит дани, не дает даров и подчинен только одним богам. Случилось это в 521 году.
Видевут поставил город Нойтто на Неринге, между Хайлибо и Неманом. На гербе Видевуда был изображен человек с медвежьим лицом.
В 523 году жители Ульмигании, со своим королем Видевутом и со своим высшим владыкой Криве-Кривайте, пришли в Хонедо, больше известный нам, как замок Бальга. Там огласил Брутен волю своих богов, призывая жить пруссов единым обра¬зом.
Во-первых, никто, кроме Криве-Кривайте, не мог обращаться к богам или приносить с чужбины на родину иного бога. Верховными богами считались Патримпо, Перкуно Патолло, давшие их народу и землю, и людей, и «дарую-щие еще иное достояние».
Триада прусских богов символизировала: небо, землю, подземный мир, и, соответственно, молодость, зрелось, старость. У священного дуба в Ромове устанавливались окошки с кумирами богов. Патримпо - безусый юноша с венком на голове, покровительствовал плодородию и рекам. Перкуно - бородатый разъярённый мужчина, символизировал мужество, был богом грома, напротив, него жрецы поддерживали вечный огонь. Патолло – старец с белой бородой, бог смерти.
Во-вторых, по их воле Криве-Кривайте назван был верховным повелителем, и его последователи, когда они появятся, должны быть любимыми богами жителей Ульмигании, и их младшие жрецы – вайделоты – должны находиться в центральном святилище, в Ри¬който.
В-третьих, многократно и прилежно нужно было просить святых богов и их Криве-Кривайте, чтобы дали те им, еще в этой жизни, красивых женщин, многих детей, сладкого питья, хорошей еды, летом - белой одежды, зимой - теплого плаща, дабы спали они на больших кроватях и, будучи здоровыми, много смеялись и бе¬гали...
В-четвертых, все страны и люди, которые принесут жерт¬вы богам прусов, должны были быть любимы и почитаемы народом Ульмигании. Противных нужно было убить огнем и дубиной. Так народ их обретал друзей.
В-пятых, мужчины могли иметь трех жен, знатные и верховные владыки, придя в эту страну, должны были передавать свои зва¬ния по наследству, остальные нахо¬дились при них.
От имени богов Брутен дал своим подданным законы их жизни. В восьмом законе, говорилось о чести для мужа и жены, если их сын стал у огня бо¬гов вайделотом – знающим. В девятом же - о наказании жены за неповиновение богам и мужу. В двенадцатом - о возрождении к новой жизни верного слу-жителя богов. В тринадцатом - о возможности бога переродить прусса в слу-чае его неповиновения жрецу в собаку.
По обнародовании законов, Брутен и Видевут порешили основать Ромове. Брутен нашел на прекрасном лугу развесистый дуб-исполин, который, как говорит предание, был вечно покрыт зелеными листьями. Криво-Кривайте сюда снова собрал народ и объявил, что боги выбрали это место для своего пребывания. Он показал ульмиганам трех истуканов, привезенных с собой скандианами. Народ, никогда не видавший идолов, пришел в удивление и страх. По приказанию Брутена этих истуканов поставили в трех нишах, выдолбленных в дубе. После этого была объявлена воля богов, чтобы новые пришельцы и старые жители жили между собою в согласии и обходились друг с другом по-братски. Он представил им, как следствие братского согласия, победы над неприятелем, богатую добычу и славу. В противном случае будет порабощение соседями, голод и моровые поветрия, наконец, страшные муки в загробной жизни. Потом приказал народу остаться на целую ночь около священного дуба, чтобы на другое утро объявить ему волю богов, которая передана будет ему, как главному первосвященнику.
Ночью, говорит предание, небо заволокло черными тучами, поднялась страшная буря, и громовые удары один за другим разражались над этою долиною; видя все это, народ пришел в ужас и трепетал. Утром небо прояснилось и солнце взошло во всем блеске. Брутен, явясь к народу, сказал:
- «Вы слышали, как в эту ночь наши боги громовым голосом Перкуно разговаривали со мною. Они приказали мне объявить вам, чтобы вы признавали их пребывание и приносили им жертвы здесь, на этом месте, около сего священного дуба. Но при этом боги желают, чтобы избранные жрецы приносили им предлагаемые вами жертвы. Эта страна, которую нам
дали боги, будет с этих пор называться моим именем, то есть страною брутенов - Брутенией, дабы, таким образом, новые пришельцы вполне слились с старыми обитателями, изгладилась в народе всякая разница и споры навсегда прекратились бы, чтобы это селение называлось Рикайта, или Ромове». За все годы пребывания в этих богом любимых землях у короля Видевута родились 12 детей.
И в горе, и в радости
Вскоре мазурский князь антов Антонес, не получив несколько лет дани, забеспокоился новыми порядками в земле брутенов, и отправил посольство сказать Видевуту, королю Брутении, и его Криве-Кривайте следущее:
- «Вы много раз не уплачивали вышеупомянутую дань и более не желаете этого делать, поэтому вы должны знать, что я вас покараю, как ранее предупреждал».
И король Видевут, и его брутены это приняли, собрали войско и вышли против мазовщан, став на границе, которая обозначена священным столбом. Антонес был неустрашим с мощной поддержкой Роксолании, называемой иначе Ройсландтом. И сошлись воины, и бились. Битва была кровопролитной. Антонес одержал верх. После этого мазурский князь вошел вовнутрь страны, страшно опустошил ее и при этом захватил многих молодых юношей, которых и увел к себе в Мазовию.
Шли года. Научившиеся воинскому искусству и повзрослев, большинство брутенов бежало на родину. В Брутении они научили своих братьев сражаться, как они. Воины короля Видевута стали сильными. И в один из дней властитель Брутении со своими приближенными стал держать совет. Тогда приказал Криве-Кривайте, собрать благородных жителей страны на празднике их богов в Рикойто. И они пришли все. В этот день произошла могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели помощь Перкуно с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, мол воля богов такова, что все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса и его народа, и нарек священной - кровь служителей богов, которые будут их сопровождать.
И закончились возлияния меда, и выступил Видевут, и взял своих воинов, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королем из Роксолании, и с людьми своими убиты. И после сожжения и разграбления страны своих врагов, брутены вернулись домой. Сын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту, и поклонился их богам, и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжег ее. Отсюда пошел обычай: никто в стране пруссов не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов. И настал мир между брутенами и мазонами, лучше которого нет и по сей день.
По возвращении победителей в Брутению, Криве-Кривайте созвал народ к священному дубу в Ромове и тут, принесши жертву богам, постановил, чтобы каждая добыча, приобретенная на войне, разделялась на четыре части. Одна из них должна отдаваться богам-покровителям, другая - Криве-Кривайте и жрецам, молящим богов о даровании победы, третья - воинам, принимавшим участие в войне, и четвертая - тем из жителей, которые оставались в отечестве и защищали границы сего последнего. Победа над мазонами возвысила Видевута и его народ в глазах соседей.
О смерти прусского короля Видевута,
о назначении правителем его сына
и о уделе других сыновей
После победы брутенов над мазурским князем, был разлад, а потом примирение ульмиганов и скандиан. Бру¬тен решил, что знатными в его стране должны становиться те, кто имеет быструю лошадь, отличившуюся на скачках, вне зависимости от происхождения жителя. По новому обычаю Брутении, на гонках скакунов часто разыгрывалось наследство умершего знатного человека, как приз для победителя, а, следовательно, для новой знати. Говорят, что брутенов стали называть пруссами, из-за их лошадей, ведь, «прусс» (prus), так и переводится с готского языка - «конь». Соседи так называли брутенов, непревзойденных коневодов и джакеев. Старославянским словом «прус», называлась у наших предков «кобыла».
Время шло. Правители Восточной страны старели. Когда Брутену и Видевуту исполнилось соответственно 132 года, и 116 лет, внутри Брутении возникли новые волнения. Виной которым были дети Видевута. Это было в 573 году. Сыновья стали спорить между собою о верховной власти в случае смерти отца и дяди. Чтобы успокоить волнение и помирить детей, Брутен и Видевут созвали старейшин страны и народ к священному дубу в Ромове. Король сообщил им, что хочет передать власть своему первородному сыну по имени Саймо, которого просит их, называть прусским господином. У священного дуба, где были главные боги брутенов, верховный жрец Криво Кривейте, убив козла, принёс огненную жертву за грехи всех людей. Потом на собрание был вызван первородный королевский сын Саймо. Ему сказал Видевут:
«Милый сынок! Воздавай милостивым богам нашим должные почести, прославляй их со смиренным благочестием, а ещё ты обязан слушаться нашего Криво Кривейте, относиться к нему с должным почтением и защищать наших богов и Криво Кривейте с его слугами до самой смерти. И вместе со своими братьями, чтобы вы к здоровью не были беспечны, прихотям не послушны, богатства не искали, а данное вам, чтобы приумножалось и, начавшаяся вера множилась».
На что Саймо, первородный сын королевский, отвечал: «Обещаю под страхом кары моего бога Перкуно, который пусть убьёт меня своим огнём, если всего этого не исполню».
А Криво Кривейте сказал ему: «Возложи руку твою на голову отца своего и прикоснись к дубу твоих могущественных богов».
Тогда король Видевут и Криве Кривейте, в присутствии народа своего сказал: «Будь господином в землях Гойко и Немо». Таким же образом и церемониями и другие королевские дети взяли себе удельные княжества.
Первый сын господскую землю от своего имени назвал Жеймодзь (Жмудь), а вторую Замланд, и от этого княжества пруссы выставляли 4 000 конных и 40 000 пеших людей, пригодных для боя. Позже на месте главного города и княжеской резиденции короля с названием Тувангсте, в 1255 году, чешский король Оттокар заложит орденский замок Кёнигсберг, но это будет уже другое время – время тевтонского ордена и немецких завоевателей Восточной страны – Пруссии (Брутении).
Судо, второй сын, и от него названа Судония или Судавия, самая богатая людьми княжество, имевшее для войны 6 000 конных и не менее 12 000 пеших воинов. В этой земле жили знатнейшие фамилии, истинные знатные воины и избранные дворяне. Крестоносцы ее разорили, превратив в пустыню, оставив только семь деревень.
Третью землю Натангию, названную от Натанга, от Бартерланда отделяет река Альба (Ална), от Помезании Пассарга (Пасмара).
Четвёртая земля, Надрувия, от Надра. Cкалавония (Скалвия) - от Скалава, её отделяет от Литвы река Мемель или Неман. Бартенланд (Бартия), названная от Бартона - шестая земля с 70 озёрами и пущами, граничащая с Литвой и с Галиндией, от которой её отделяет большое озеро. Галиндия, седьмая земля, названа от Галинда. Вармия, взявшая имя от Варма. Хокерланд - от князя Хогго. Погезания же, названа от его дочки Погии. Хелминская (Кульмская) земля названа от Колмии, Видевутова сына. Помезания, прусская земля, через которую идут реки Висла, Эльба. Дружно, Дробниц и Везера, называется от Помеза, сына Видевута. В этой земле и сейчас есть город Мальборк с укреплённым орденским замком, который заложили крестоносцы в 1270 году.
Таковы имена детей Видевута, прусского господина, и названные от их имён уделы или земли. Одиннадцать сыновей и дочь родились от матери брутенки. Был и двенадцатый сын, Литвос, рождённый от литовки, которого, как сына от другой матери, братья ненавидели и затевали с ним битвы. Потом Литвос уступил братьям - брутенам, и подался в литовские уголки, земли предков матери своей. А его братья, оставаясь на своих уделах, жили в любви, и поэтому против врагов были сильны и, живя в мире, управляли хозяйством.
После разделения страны пруссов Брутении на 12 частей, Брутен и Видевут недолго жили. Они добровольно принесли себя в жертву богам, то есть сожгли себя на костре, сложенном пред священным дубом в Ромове.
Было это так. Ульмигании давно уже угрожало с юга нашествие мазуров (мазонов) - большого воинственного племени, когда-то взимавшего с жителей Брутении дань. И вот в зимнее время, когда реки и болота замерзли, мазуры решили поквитаться за былое поражение. Битва должна была быть решающей. На кону у обеих сторон было поставлено: «Жизнь, или смерть». Перед битвой пруссов с мазурами при огромном стечении народа – Брутен и Видевут - в простых белых одеждах вознесли молитвы богам и приготовились взойти на священный жертвенный костер. В руке Видевута был меч, голову Брутена украшал дубовый венок. Но перед этим великий король Брутении сказал свою последнюю пламенную речь: «О Боги! Мы оба в этом святом месте хотим принести себя в жерт¬ву в огне, умереть ради свободы народа. Умножьте же силы его так, чтобы разбиты все враги были и в страхе бежали так далеко, что никогда не смогли бы вернуться!»
После этого Видевут и Брутен шагнули в огонь. Вдруг раздвинулось огромное красное пламя. Наверху стояли вплотную два белых как снег старика и пели божествам славу. Недолго эта удивительная картина чаровала всех. Внезапно воспламенились белые одежды и, в поднявшемся черном дыму, братья скрылись навечно. Толпа застыла. Сразу по¬темнело небо, молнии неистового Перкуно потрясли землю. Народ понял, что боги выразили свою волю. Власть Криве стала наследственной.
К ночи костер догорел, но люди не расходились и видели, как подхваченные дуновением ветра искорки и лепестки золы от него тут же превращаются в маленьких белых бабочек и стайками разлетаются по священной роще Рикойто. И с тех пор, как напоминание о жертвенном костре, в заснеженных прусских лесах кружат стаи этих насекомых.
Жертва была ненапрасной - пруссы дрались так, что не просто разгромили мазуров в Великой Битве, а полностью уничтожили этот народ. А к весне на месте костра, в выжженной почве, распустил листочки желудь. Этот росток к приходу рыцарей тевтонского ордена вырос в гигантское дерево – священный дуб, который спустя семьсот лет жестоко уничтожили крестоносцы. Некоторые историки полагают, что Великая Битва, ради победы в которой братья добровольно принесли себя в жертву, была не с мазурами, а с аварами.
Юрий Алексеевич Белоусов
для сборника «Сказы Исторической Пруссии»
13.09.2024 г.
Свидетельство о публикации №124091405757